Никола Стерджен, первый министр Шотландии, предупредила: если правительство Великобритании действительно поставит перед властями Шотландии вопрос о выходе из ЕС, она попросит членов шотландского парламента не давать «законодательного разрешения» на выход из Евросоюза.
Эта инициатива выглядит как подготовка общественного мнения. Многие политики заявляют, что парламент Шотландии не вправе принять такое решение.
«Заблокировать решение о выходе Британии из Евросоюза является маловероятным, поскольку парламент в Эдинбурге не обладает достаточными полномочиями для такого действия», — заявила Рут Дэвидсон, лидер шотландской Консервативной и унионистской партии.
Министр по делам Шотландии в Лондоне консерватор Дэвид Манделл на вопрос о том, вправе ли Шотландия останавливать Brexit, ответил, что сам не верит в возможность реализации таких попыток и хотел бы изучить законы, которые регулируют подобные вопросы.
Адам Томкинс, депутат британского парламента от Консервативной партии и профессор юриспруденции, написал в Twitter, что парламент Шотландии не может заблокировать выход Великобритании из ЕС. «Много появилось чепухи относительно того, что холируд обладает полномочиями заблокировать или наложить вето на Brexit. У него нет таких полномочий», — утверждал он.
Брайан Тэйлор, редактор BBC в Шотландии, также высказался о том, что ветирование Brexit может привести к разрыву отношений с Лондоном. Он говорит следующее: «Если бы, например, на референдуме 2014 года шотландцы проголосовали за независимость, а британский парламент попытался бы заблокировать выход Шотландии из Соединенного Королевства, это вызвало бы политическую бурю с непредсказуемыми последствиями».
Однако, судя по действиям властей Шотландии, вызвать раздражение Лондона — это именно то, чего они добиваются на этот раз. Дискуссия о блокировке Brexit может быть прелюдией к настоящей битве: выходу Шотландии из Соединенного Королевства.
Дело в том, что шотландские власти неприятно удивил результат референдума о выходе Великобритании из состава ЕС 23 июня. Большинство проголосовавших граждан страны (51,9%) ответили «да».
В Шотландии же за Brexit свои голоса отдали лишь 38% граждан, в то время как 62% проголосовали против. 25 июня первый министр Стерджен объявила, что власти начинают подготовку законодательной базы для того, чтобы оставить Шотландию в составе Евросоюза, а также провести новый референдум о независимости от Великобритании.
Как заявил «Газете.Ru» президент Института стратегических оценок Александр Коновалов, поддержка Brexit удивила и Лондон. «Премьер-министр страны Дэвид Кэмерон, согласившись на проведение референдума, не предвидел, что британцы выскажутся за выход из ЕС», — рассказал он. На следующее утро Кэмерон подал в отставку. Провести референдум было его предвыборным обещанием даже несмотря на то, что сам Кэмерон всегда выступал за сохранение британского членства в Евросоюзе.
«Больше нет той страны, частью которой мы хотели быть в 2014 году», — заявила Стерджен в интервью британскому телеканалу ВВС. Политик имела в виду предыдущий референдум о выходе Шотландии из состава Соединенного Королевства, который два года тому назад провалился. Перспективы Brexit между тем убедили Стерджен в том, что стоит попытаться еще раз.
Мятежный дух
Еще в 2014 году, когда Никола Стерджен была утверждена новым лидером Шотландской национальной партии, она говорила, что ее главной целью будет проведение второго референдума. Сейчас она вплотную подходит к ее осуществлению.
Два года назад шотландский референдум взволновал не только Великобританию, но и всю мировую общественность. За этим референдумом внимательно следили боснийские сербы и жители Каталонии, которые также борются за право на самоопределение, надеясь, что признание Шотландии независимой даст им самим возможность на суверенное существование.
Ситуация в Великобритании не была такой однозначной. За неделю до референдума, по данным опроса YouGov, проведенного специально для британских изданий The Sun и The Times, 51% респондентов были за признание Шотландии независимым государством, что вывело представителей британской элиты из равновесия. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон тогда заявлял, что выход Шотландии из состава Британии станет «болезненным разводом» для всех.
Представители НАТО предупредили, что независимой Шотландии придется подавать с нуля заявку на членство в организации. Позиции «остаться в составе Великобритании» придерживались и крупнейшие британские инвесторы, которые грозили Шотландии выводом своих инвестиций.
Такие статистические данные взволновали и королеву Великобритании Елизавету II, которая на протяжении своего 64-летнего правления стремилась быть выше политических процессов в стране и не комментировать актуальные проблемы власти. Тем не менее в преддверии референдума и она нарушила свое молчание, посоветовав шотландцам «хорошенько задуматься», прежде чем проголосовать.
Все эти аргументы повлияли на жителей Шотландии, и в 2014 году сторонники сохранения Шотландии в составе Великобритании одержали победу, набрав 55,3% при явке 84,5%.
Гордые и бедные
Последние соцопросы показывают примерно ту же картину, что и при голосовании насчет Brexit: Шотландия — как и все Соединенное Королевство — разделена надвое по вопросу независимости.
По данным британского статистического агентства Survation, почти 47% шотландцев против проведения нового референдума. Согласно соцопросу, проведенному таблоидом The Sunday Post, 59% опрошенных считают его необходимым.
Пока власти Шотландии настроены крайне решительно. Никола Стерджен в интервью Sunday Politics Scotland заявила, что намерена для начала предложить шотландскому парламенту блокировать Brexit. По ее словам, выход Великобритании из ЕС противоречит интересам Шотландии.
Тимофей Бордачев, директор Центра европейских исследований ВШЭ, руководитель Евразийской программы дискуссионного клуба «Валдай», считает, что в условиях современных реалий Шотландия вполне может добиться своего — если население этой части Великобритании согласится с резким ухудшением экономического климата.
По словам собеседника «Газеты.Ru», если Шотландия выйдет из состава Великобритании, скорее всего, для нее сделают исключение, процедура принятия ее в ЕС и НАТО будет упрощена, и она станет «маленьким, бедным, независимым государством».
Заработать на боеголовках
Проблема независимости Шотландии затрагивает не только экономические вопросы, но также пробивает брешь в ядерном щите Великобритании, США и НАТО. Дело в том, что в шотландском Фаслейне располагается база ядерных подводных лодок Англии.
Потеряв базу в Фаслейне, Великобритания и США лишатся удобной и стратегически важной точки базирования своих ядерных сил. До 2020 года им нечего бояться, так как сами шотландцы сказали, что не будут настаивать на ликвидации этой базы до данного времени.
Тем не менее проблему нужно решать. Есть несколько вариантов. Во-первых, построить новую базу, на что уйдет, согласно экспертам, от 10 до 20 лет, а траты превысят выгоду от выхода Великобритании из ЕС.
Второй вариант — перемещение британских подлодок с ракетами Trident на базу в Кингс-Бэй в Джорджии, где базируется Атлантический флот США. Третий вариант — платить Шотландии за продолжение использования базы в Фаслейне.
Учитывая негативные экономические последствия шотландской независимости, а также потерю Эдинбургом британских субсидий, шотландскому правительству потребуется источник поступления денежных средств для поддержания страны на плаву.