«Следствие располагает полными данными, что господин Тулешов вел подготовительную работу, а с прошлого года активно предпринимал конкретные шаги по подготовке к насильственному захвату власти», — заявили в понедельник в Комитете национальной безопасности (КНБ) Казахстана.
По этим данным, предприниматель, владелец ТОО «Шымкентпиво», член правящей партии «Нур Отан» и бывший советник верховного атамана казачьих объединений Казахстана хотел спровоцировать широкомасштабные беспорядки по всей стране и на этом фоне создать «альтернативное правительство».
Казахстанский «пивной путч»
По тем же обвинениям были задержаны предполагаемые подельники владельца Шымкентского пивоваренного завода. По данным КНБ, это бывший первый заместитель генпрокурора Казахстана Ильяс Бахытбаев, генерал-майор департамента внутренних дел Южно-Казахстанской области, а также полковник полиции и два командира войсковых частей из той же области.
Тулешов был задержан в ходе спецоперации в здании «Шымкентпиво» еще в январе, однако до 6 июня против него были выдвинуты только обвинения в хранении и распространении наркотических средств.
Тулешов считался «пророссийским олигархом» в Казахстане, часто бывал в России и реализовывал несколько проектов, связывающих две страны. Тем не менее, по мнению опрошенных «Газетой.Ru» экспертов, этот факт не говорит о конфликте между Астаной и Москвой: у казахстанских властей сегодня слишком много внутренних проблем.
В частности, неожиданно масштабный и дерзкий теракт, происшедший накануне в городе Актобе, стал настоящим вызовом для системы безопасности страны. В результате Астане потребовалось как можно скорее отвлечь внимание широких масс от этого инцидента, который, по последним данным, унес жизни 18 человек.
«По сути, теракт в Актобе и обвинения в адрес Тулешова не связаны никак. Тем не менее они отражают попытку властей Казахстана отвлечь внимание общественности от атаки, поскольку она вызывает все больше вопросов и негативных эмоций», — считает эксперт по Средней Азии Аркадий Дубнов.
Того же мнения придерживается и директор алма-атинского Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. «Информационная подача событий в последние два дня выглядит как попытка повлиять на общественное мнение, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Дело в том, что теракт в Актобе взорвал ситуацию. Последний громкий теракт в Казахстане был в 2011 году, и с тех пор об угрозе терроризма говорилось не слишком много».
Терроризм пришел сам
Теракт в Актобе, по словам Чеботарева, в самом Казахстане был воспринят как однозначный вызов властям страны. «Это было первым полноценным и прямым нападением экстремистов на силовые структуры», — добавил он.
5 июня примерно в 14.30 группа злоумышленников напала на оружейный магазин, убила продавца и одного из охранников, захватила 17 охотничьих ружей и скрылась от полиции. После боевики разделились на две группы. Первая ворвалась в еще один оружейный магазин. Эти люди убили еще двоих, однако впоследствии были уничтожены полицией.
Вторая группа из 17 человек захватила автобус. Высадив пассажиров, преступники направились к зданию Национальной гвардии Казахстана, протаранили ворота и открыли огонь по военнослужащим, убив троих перед отступлением.
По официальным данным, 12 боевиков были уничтожены, убиты трое гражданских и столько же военнослужащих. Ранены 40 человек, девять из них находятся в тяжелом состоянии. Семеро боевиков удалось захватить живыми, еще примерно пятеро (по некоторым данным, более 20 человек) скрылись в неизвестном направлении. В Актобе объявлен режим антитеррористической операции.
«Террористы решали тактические задачи, пытаясь захватить автоматическое оружие, которое, к счастью, им так и не досталось. Но главное, этот теракт был демонстративной акцией, направленной практически на главу Казахстана Нурсултана Назарбаева, — считает Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ. — Дело в том, что национальная гвардия подчиняется напрямую президенту страны, а не министерству обороны».
Теракт в Актобе особенно неприятен властям тем, что он демонстрирует главные просчеты в антитеррористических мерах, считает казахстанский эксперт Андрей Чеботарев. «Раньше Казахстан довольно легко позволял экстремистскому исламистскому подполью пересекать границы страны и уезжать в Сирию и Ирак для боевой подготовки, — рассказывает он. — Однако, когда стало очевидно, что угроза от этого только растет, Астана приняла решение перекрыть эту инфраструктуру. Теперь стало очевидно, что террористические организации стали копить силы уже в Казахстане и теракты в Актобе могут стать только началом волны активности экстремистского подполья».
Наиболее известная в Казахстане исламистская террористическая организация — это «Джунд аль-Халифат», или «Солдаты Халифата». Они были связаны с наиболее громкими казахстанскими атаками в 2011 и 2012 годах. На данный момент ответственность за теракты в Актобе не взяла на себя ни одна террористическая организация.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков 6 июня заявил, что причин для введения усиленного контроля над казахстанско-российской границей нет, как и причин для вмешательства России во внутренние дела страны. «Ситуация казахстанскими силовиками достаточно эффективно контролируется», — объяснил он.
Удобный повод
Тохара Тулешова обвиняют не в организации терактов в Актобе, а в финансировании массовых волнений месячной давности, которые прошли на западе страны. Но контекст связывает эти два инцидента, общественности посылают сигнал, что недовольство властями до добра не доводит, считает Чеботарев.
«Кроме того, массовые протесты в конце апреля затрагивали и Актобе, так что террористы, действительно, могли попытаться каким-то образом использовать это в свою пользу, — добавил эксперт. — Возможно, они сочли, что здесь правоохранительным органам никто не будет помогать».
Демонстрации протеста, которые помимо Актобе сосредоточились в городах Атырау и Семей, касались изменений в Земельном кодексе. На улицы в городах вышли 1-2 тыс. человек (внушительное число недовольных для Казахстана) и потребовали пересмотреть законы, которые, по их мнению, позволяют китайцам проще арендовать и покупать казахстанскую землю. Правоохранительные органы жестко пресекли протесты, разогнав недовольных и арестовав несколько десятков человек.
«Сейчас Астана обвиняет одного из своих бывших приближенных политиков в финансировании демонстраций оппозиции, — рассказал «Газете.Ru» Аркадий Дубнов. — Это окончательно дезавуирует прежние заявления властей Казахстана о том, что в стране якобы действует какая-то пятая колонна или агенты иностранного влияния».
«Главная причина демонстраций — это, конечно, не земельные реформы, а общий неблагоприятный экономический фон, — считает Андрей Грозин. — За прошлые два года курс тенге рухнул, снизились общие социально-экономические параметры. И это, конечно, обостряет борьбу внутри элит Казахстана».
Падение экономики в совокупности с громким терактом может сильно ударить по авторитету ближнего круга Нурсултана Назарбаева, считает собеседник «Газеты.Ru».
«Есть целый ряд фигур, против которых можно использовать эту ситуацию. Например, это Бердыбек Сапарбаев, аким Актюбинской области, которого многие рассматривают как политика, который может сменить Назарбаева у власти. Это министр обороны Казахстана Имангали Тасмагамбетов. Это Карим Масимов, премьер-министр Казахстана, который дольше всего находится на этом посту в современной истории страны и продолжает набирать политические очки», — рассказал Грозин.
Впрочем, обвиняемый в свержении правительства Тулешов — фигура, которая точно не подходит под роль «кукловода», считает эксперт. «Когда его задержали в начале года, было очевидно, что этот человек стал жертвой бизнес-интересов, причем не самых крупных, — считает он. — Говоря же о российских интересах, которые он продвигал, Тулешов был вообще, скажем так, слишком многогранной личностью. Он еще снимал кино и писал стихи и вообще фонтанировал совершенно разными идеями».
По словам Чеботарева, к моменту задержания Тулешов «затронул чьи-то интересы либо на юге Казахстана, либо в Астане». Так или иначе, его нельзя назвать «агентом влияния» Москвы, провалившим задание, считает он.
По мнению Аркадия Дубнова, нынешний кризис элит в Казахстане связан с тем, что 75-летний Назарбаев постепенно теряет силы и «уже не может быть тем тонким арбитром, который мог сохранять баланс между жузами». «Барс стареет, и его соратники, так или иначе, будут постепенно выходить из-под контроля», — добавил эксперт.