«Без кардинального изменения курса Россия в будущем станет угрозой для безопасности Европы», — гласит текст новой версии «Белой книги». Как сообщил немецкий журнал Die Welt в воскресенье, поправки в «Белую книгу», где перечисляются основные цели и задачи политики национальной безопасности Германии, были внесены недавно в ответ на методы «гибридной войны», которые Россия все чаще использует в европейском регионе.
Евросоюз резко пересмотрел свои взгляды на Россию после того, как Крым стал частью этой страны в 2014 году.
Если в германской «Белой книге» предыдущего издания РФ называют приоритетным партнером, то теперь, очевидно, даже Берлин разочаровался в прежних позитивных контактах с Москвой.
На этом фоне недоумение отечественных СМИ вызвала резкая активизация Европейской службы внешних связей (EEAS) на российском направлении. EEAS — ведомство, которое играет роль единого министерства иностранных дел для всех стран — членов Евросоюза. Служба подчиняется Федерике Могерини, верховному представителю ЕС по внешним делам и политике безопасности.
«Беспроигрышный вариант»
В конце мая Фернанду Андресен Гимараеш, и.о. директора по России, Центральной Азии, Восточному партнерству и ОБСЕ EEAS, заявил о том, что Евросоюз хотел бы вернуться к переговорам об облегчении безвизового режима с Россией. Чиновник объяснил это стремлением ЕС «укрепить контакты между людьми». По словам Гимараеша, на первом этапе будет упрощен процесс получения европейских виз для российских граждан, после чего откроются возможности и отмены виз.
3 июня на сайте EEAS появилось видео на русском языке, которое объясняло, как страна может получить безвизовый режим с Евросоюзом. Версий на других языках у этого видео не было.
По этой информации, для упрощения визового режима любому государству нужно выполнить несколько технических требований: ввести биометрические паспорта европейского стандарта, гарантировать, что оно не станет перевалочным пунктом для миграционных потоков, а также расширит сотрудничество в борьбе с терроризмом и контрабандой с Евросоюзом.
«ЕС имеет соглашения о безвизовом режиме со многими странами: от Латинской Америки до Азии, — гласил практически рекламный слоган в русскоязычном видео EEAS. — Безвизовый режим оказался беспроигрышным вариантом для путешествий как по работе, так и для отдыха».
То, что облегчить визовый режим с РФ Евросоюзу не помешают даже санкции, введенные против страны после смены статуса Крыма, «Газете.Ru» подтвердили несколько источников из структуры ЕС, в том числе представители EEAS. «При президенте Медведеве (Дмитрий Медведев ныне занимает пост премьер-министра РФ. — «Газета.Ru») эта возможность активно обсуждалась, но сейчас переговоры остановились, — заявил один из европейских источников. — Мы бы хотели, чтобы россияне приезжали в Европу без виз».
Впрочем, ни один из собеседников «Газеты.Ru» не смог назвать четкие временные рамки или условия, при которых безвизовый режим между ЕС и Россией может быть введен.
По словам Ольги Гулиной, директора немецкого Института миграционной политики, знакомой с ходом миграционной дискуссии в Евросоюзе, перспективы облегчения визового режима между ЕС и Россией есть.
Более того, готовность расширить россиянам возможности для въезда может быть закреплена в новой так называемой Глобальной стратегии Евросоюза, которая должна быть обнародована в текущем месяце.
Она придет на смену принципам, принятым в 2003 году, и будет касаться всех сфер внешней политики ЕС.
«В отношении России ЕС заинтересован продемонстрировать разницу подходов. Жесткий подход — к представителям государства в ситуации взаимных санкций, особо к тем из чиновников, кому въезд в Евросоюз ограничен, — рассказала собеседница «Газеты.Ru». — С другой стороны, ЕС хочет продемонстрировать стремление поддержать инициативы, диалог и обмен с прогрессивной частью общества. Поддержать профессионалов, ученых и будущее России — студенческую молодежь».
По словам Гулиной, именно высококвалифицированные профессионалы, а также научные работники и студенты — те группы российских граждан, которым Евросоюз может в обозримом будущем смягчить правила получения виз вплоть до отмены визового режима. Она ссылается на подавляющее большинство аналитических материалов, которые сегодня использует Брюссель для выработки новых внешнеполитических принципов.
Сдержать и пригласить
Один из ярких примеров — доклад «Восточный вопрос: рекомендации для западной политики». Его 24 мая опубликовало Немецкое общество внешней политики (DGAP), независимый аналитический центр, финансируемый из бюджета ФРГ, который активно привлекается к актуальным дискуссиям Евросоюза.
Этот доклад задается вопросом, как Евросоюз может изменить стратегию в отношении России после 2014 года, когда Крым перешел в состав России, а Евросоюз воспринял это как фундаментальное нарушение международного права. Авторы доклада DGAP предлагают три параллельных подхода: во-первых, показать, что Россия не может дальше нарушать международное право, во-вторых, поддержать стремление России сотрудничать с ЕС в зонах взаимного интереса и, в-третьих, укрепить контакты между российским и европейским гражданским обществом. Именно в третьем контексте эксперты DGAP предлагают упростить визовый режим.
«Это станет важным инструментом, чтобы улучшить личные человеческие контакты и послать ясный сигнал, что конфликта с российским сообществом нет», — гласил текст доклада.
Помимо упрощения визового режима эксперты предлагают шире привлекать российских эмигрантов в информационные и образовательные сферы, расширять контакты со СМИ из России, а также с представителями российских властей (очевидно, не входящих в европейские черные списки).
Чтобы оказать дополнительное давление на Россию, Евросоюз должен также ускорить сближение с Украиной и Грузией, рекомендовал доклад DGAP. Между тем на этой неделе выяснилось, что к этой рекомендации ЕС и рад бы прислушаться, но не может. 1 июля информагентство Reuters сообщило со ссылкой на собственные источники, что Евросоюз приостанавливает процесс введения безвизового режима для Украины и Грузии. Объясняется это прежде всего так и не решенным кризисом с мигрантами в ЕС. Пока европейские страны пытаются «переработать» более миллиона беженцев с Ближнего Востока и из Северной Африки. Поэтому в Брюсселе опасаются, что «открытые двери» для Грузии и Украины увеличат поток мигрантов, причем из другого региона.
По данным немецкой прессы, ЕС также считает, что безвизовый режим с этими двумя странами увеличит присутствие организованной преступности в Европе.
«Визы — очень удобный для ЕС рычаг давления на своих партнеров, — рассказал «Газете.Ru» Александр Рар, научный директор Германо-российского форума. — Проблема в том, что Евросоюз сегодня многим дал обещания облегчить визовый режим, не только Грузии и Украине, но и Турции. Теперь, когда пришло время эти обещания выполнять, у Брюсселя нет для этого возможностей».
В данный момент ЕС также приостановил переговоры об облегчении визового режима с Турцией, которые также связаны с координацией миграционной политики двух сторон.
Впрочем, пауза в сближении с Украиной и Грузией и шаги навстречу российскому обществу вовсе не гарантируют, что Кремль будет согласен на возобновление переговоров с ЕС об облегчении визового режима.
«В конце 2000-х мы уже участвовали в этом процессе, — рассказывал ранее «Газете.Ru» Николай Топорнин, директор Центра европейской информации и доцент МГИМО. — Я имел к нему некоторое отношение. Тогда было очевидно, что российская сторона не очень заинтересована в том, чтобы эти переговоры к чему-то привели. Сегодня тоже нет повода считать, что Москва изменила свое мнение».