«71 год назад светлым безоблачным утром смерть упала с небес и мир изменился, — говорил Обама в Мемориальном парке мира города Хиросимы, где до сих пор стоят разрушенные ядерным взрывом обломки зданий. — Вспышка света — и стена огня уничтожила город и показала человечеству, что у него появилась возможность уничтожить себя».
«Души погибших взывают к нам. Они говорят о том, кем мы стали, и о том, кем мы можем стать в будущем», — добавил американский лидер.
Без извинений
6 августа 1945 года американский бомбардировщик сбросил на японский город Хиросиму атомную бомбу Little Boy («Малыш»). 9 августа бомба Fat Man («Толстяк») была сброшена на Нагасаки. Это не только заставило милитаристскую Японию объявить о капитуляции менее чем через неделю, но и привело к ускоренной разработке атомной бомбы в СССР.
В пятницу Обама встречался с жертвами американской бомбардировки в Хиросиме, возлагал цветы на мемориалы и писал в гостевой книге местного музея о необходимости безъядерного мира. Это произошло уже после официального закрытия двухдневного саммита «большой семерки» в Японии, но торжественная церемония стала логическим и смысловым завершением мероприятия.
Первый в истории визит американского лидера в Хиросиму стал, бесспорно, очень важным шагом для преодоления трагических последствий Второй мировой войны, которые мир ощущает до сих пор.
Как и ожидалось, за уничтожение от 100 тыс. до 200 тыс. человек американской ядерной бомбой Обама прощения не попросил. Его предшественник, президент США Джордж Буш-старший, еще в 1990-х годах объяснял, что слово «извините» будет означать «ревизионизм существующего порядка». Очевидно, сегодня Белый дом думает так же.
Церемония в Хиросиме очень важна, прежде всего, для американо-японских отношений, заявил «Газете.Ru» бывший российский дипломат, эксперт по международным организациям Александр Горелик. «Речь Обамы в Хиросиме была тщательно выписана и действительно полна смысла. Над ней очень хорошо поработали спичрайтеры, — рассказал он. — Даже несмотря на то, что извинений Обама так и не произнес, его визит и слова дают очень позитивный импульс развитию отношений США и Японии. С одной стороны, они очень близки со времен окончания Второй мировой, с другой — в их взаимоотношениях есть немало проблем».
Однако в более широком контексте слова Обамы о ядерном разоружении говорили и о другой, гораздо более опасной современной проблеме. После присоединения Крыма к России между Москвой и Вашингтоном полностью прервался диалог о нераспространении атомных вооружений.
Потерянная Россия
Между РФ и США до 2020 года действует Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений в его третьей редакции (СНВ-III). Этот режим действует до 2020 года. Что придет на смену этому договору, и придет ли — неясно. То есть уже через четыре года США и Россия могут остаться без юридических ограничений на ядерные арсеналы. Это может подтолкнуть стороны на новый виток гонки вооружений.
Тем временем Россия проводит модернизацию своей военной ядерной программы, которая должна завершиться к 2021 году и будет стоить около 2 трлн руб. США, в свою очередь, недавно объявили о том, что только в 2017 году направят на модернизацию ядерного потенциала $16 млрд, то есть более чем половину от стоимости всей отечественной программы модернизации.
Россия демонстративно отказалась от участия в саммите по ядерной безопасности в конце марта, который считается главной площадкой для обсуждения проблем нераспространения, напомнил «Газете.Ru» директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев. Проведение таких «ядерных саммитов» каждые два года было инициативой Барака Обамы, что будет с этим переговорным форматом после завершения его президентского срока, неясно, и это — большое упущение, считает эксперт.
«Это тревожный сигнал. Понятно, что отношения между Россией и США при Обаме находились на низком уровне во многом из-за личного фона. Но сейчас даже в Кремле многие понимают, что с уходом нынешнего президента США закрывается то окно возможностей, которого не будет ни при Дональде Трампе, ни при Хиллари Клинтон, которые сейчас видятся наиболее вероятными кандидатами на пост президента на нынешних выборах в США», — считает Ознобищев.
Завершившийся саммит G7 в Японии — уже третий без участия России. Страну исключили из тогда еще «большой восьмерки» в 2014 году, после вхождения Крыма в состав РФ.
В финальном коммюнике бывшие коллеги России по «элитному клубу» ведущих держав упомянули страну в двух контекстах: позитивном и негативном. Первый касался международных инициатив по преодолению военного конфликта и борьбе с терроризмом в Сирии, где Россия играет конструктивную и активную роль, как гласит текст G7.
Второй контекст — ситуация на востоке Украины. Страны «большой семерки» не стали утверждать, что Россия является одной из сторон конфликта между Киевом и самопровозглашенными Луганской и Донецкой народными республиками (ЛНР и ДНР). Тем не менее G7 призвала Москву «использовать свое влияние на сепаратистов» ЛНР и ДНР, чтобы подтолкнуть их к реализации минских соглашений, согласно которым перестрелки нужно прекратить, а в народных республиках провести выборы по украинскому законодательству.
Только в случае полного выполнения этих соглашений с России снимут международные санкции, гласил текст принятого в Японии коммюнике. Речь идет только о тех санкциях, которые введены после начала конфликта в Донбассе. Срок действия нынешних европейских санкций истекает 31 июля. Западные политики ранее дали понять, что продлят их без разногласий.
Кроме того, страны G7 объявили, что не признают российского статуса Крыма и намерены сохранить экономические санкции, введенные после «крымской весны».
«Россия очень давно стремилась в «большую семерку», потому что тогда считала, что нужно быть представленной на всех серьезных международных площадках, — рассказал Сергей Ознобищев. — Но для того, чтобы делать это эффективно, нужно понять, как этими площадками пользоваться».
Назад на Запад
По мнению собеседника «Газеты.Ru», потенциал возвращения в группу есть, но для этого нужно дождаться, когда и Кремль, и сама «семерка» будут к этому готовы. После ухода России из «большой семерки» это объединение вновь стало «коллективным Западом», и, похоже, этот откат на предыдущий этап удовлетворяет обе стороны.
«Объединение вернулось в состояние времен однополярного мира. В нынешней G7 США остаются бесспорным лидером при всем соблюдении дипломатических процедур, — рассуждает дипломат. — В этом смысле «группа семи» как катализатор решений мировых проблем, конечно, потеряла. Но не слишком много».
Единственный очевидный минус для России вне рамок «восьмерки» — это потеря достойной экспертной базы. «Здесь работают международные эксперты высочайшего класса, которые на саммитах «семерки» делятся ценными данными по целому ряду вопросов: от военных проблем до вопросов сохранения климата. Все это пригодилось бы и России, — добавил Горелик. — Однако власти РФ на данном этапе пришли к выводу, что это непринципиально. К тому же сейчас Россия ничего не может поделать с тем, что ее исключили».
Россия сохранила членство в других международных форматах: G20, ШОС и BRICS, напомнил собеседник «Газеты.Ru». Москва также не разорвала двусторонние контакты с западными странами. «Россия даже смогла заработать политические очки, когда очень спокойно отреагировала на выход из «большой восьмерки», — добавил эксперт.
По мнению Ознобищева, между тем в 2016 году чувствуется, что Россия снизила антизападную риторику, и «вспомните речь Дмитрия Медведева на Мюнхенской конференции по безопасности. Вспомните «Прямую линию» с президентом Владимиром Путиным. На ней было мало огульной критики в отношении Запада, была трезвая оценка, — рассуждает собеседник «Газеты.Ru». — Кремль дает понять: да, между Россией и Западом есть проблемы, но их можно преодолеть».
27 мая Владимир Путин начал свой визит в Грецию, где он также стремится показать конструктивность российской позиции. Что делать с этим сигналом, G7 будет обсуждать, очевидно, уже на следующем саммите.