25 мая радикальное движение «Талибан» (организация запрещена в России) объявило об избрании нового лидера. Это Хайбатулла Ахундзада, богослов и специалист по исламскому религиозному праву. Он пришел на смену мулле Ахтару Мансуру, который возглавлял талибов последние три года. На минувших выходных США объявили о его смерти от удара американского беспилотника, позже эту информацию подтвердили представители талибов.
В среду радикальное движение, с 2000-х годов воюющее против сил США и НАТО в Афганистане, объявило о том, что совет «Талибана» уже назначил нового лидера.
Близкие к талибам интернет-ресурсы уверяют, что решение принято единогласно, даже несмотря на то, что некоторые представители движения не в восторге от назначения.
По данным экспертного сообщества, Ахундзаде более 50 лет. Во время советской кампании в Афганистане в 1980-х годах он присоединился к сопротивлению ВС СССР, однако в боях участвовал редко. В период с 1996 по 2001 год, когда талибы были на пике могущества, считались официальным правительством Афганистана и называли страну исламским эмиратом, Ахундзада был судьей, следя за соблюдением шариата и других правил, введенных тогдашними ультраконсервативными властями.
После того как американская военная операция свергла режим «Талибана» в 2001 году, Ахундзада стал отвечать за судебную систему внутри всего радикального движения. Известно, что он автор многих фетв (религиозные предписания), которые оправдывали организацию терактов с точки зрения радикального течения ислама.
Пуштун под вопросом
В происхождении нового лидера «Талибана» есть один момент, вызывающий вопросы у опрошенных «Газетой.Ru» экспертов. Его имя — Ахундзада — персидское. Это может означать, что он принадлежит не к «титульному» пуштунскому этносу, а ко второй по численности этнической группе Афганистана — таджикам, разговаривающим не на пушту, а на дари, языке персидской группы.
Как заявил американскому телеканалу CNN один из бывших командиров «Талибана» Сайед Мохаммад Акбар-ага, Ахундзада — представитель пуштунского племени Нурзаи.
По мнению Омара Нессара, директора Центра изучения современного Афганистана, «Талибан» остается пуштунским движением по своей сути, поэтому таджикское происхождение Ахундзады маловероятно. «У пуштунов иногда могут быть таджикские имена. Но скорее всего, это персидское прозвище лидера талибов. Дело в том, что настоящее имя муллы Омара, который возглавлял движение с 1990-х годов до его смерти в 2013 году, — Ахунд, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Ахундзада, в свою очередь, переводится как «сын Ахунда».
По мнению Нессара, авторитет муллы Омара в «Талибане» до сих пор очень высок, поэтому Ахундзада, вероятно, стремится подчеркнуть свою связь с самым успешным и «долгоиграющим» лидером движения. Мулла Омар был лидером исламского эмирата Афганистан с 1996 по 2001 год.
Ахундзада стал заместителем главы «Талибана» после того, как мулла Омар умер в 2013 году и на его месте оказался мулла Мансур. О причинах смерти муллы Омара до сих пор ходит немало слухов: от таинственной болезни до удара беспилотника или заговора соратников.
Удобный богослов
Последователь муллы Омара — предыдущий лидер талибов мулла Ахтар Мансур был традиционным лидером с точки зрения радикального движения, которое ведет «священную войну» в Афганистане последние тридцать с лишним лет. Мансур был одним из командиров сил «Талибана» со времени войны СССР в Афганистане. Последние годы до смерти муллы Омара Мансур принимал активное участие в организации терактов против сил западной коалиции в стране, но одновременно старался расширить иностранные связи «Талибана».
По некоторым данным, именно Мансур продвигал идею создания талибского представительства в Катаре, где можно было бы проводить переговоры с суннитскими монархиями Аравийского полуострова и даже с США.
Бурная деятельность муллы Мансура пугала многих других полевых командиров «Талибана», и это могло стать причиной его гибели. По данным интернет-форумов, связанных с радикальным исламским подпольем, Мансур мог погибнуть не от американской ракеты, а от рук своих бывших соратников.
«Та скорость, с которой талибы объявили о новом лидере, говорит о том, что сегодня организация очень четко понимает, чего она хочет от своего лидера, рассуждает Евгения Гвоздева, директор программ Европейского центра стратегических исследований и безопасности. — Это однозначно компромиссная фигура, которая позволяет сохранить баланс между интересами влиятельных полевых командиров «Талибана».
Заместителями лидера талибов объявлены два наиболее уважаемых (и опасных с точки зрения антитеррористических служб) командира движения. Это Сираджуддин Хаккани, достигший в Афганистане фактически автономного статуса от центрального руководства талибов, и Мавлави Якуб, 23-летний сын муллы Омара.
По мнению Омара Нессара, тот факт, что во главе «Талибана» не оказалось этих «одиозных фигур», означает и ограниченную готовность организации к переговорам с официальным Кабулом. «Хаккани особенно раздражает США. Поэтому если талибы действительно стремятся наладить контакт с официальными властями Афганистана и начать обсуждение правительства национального единства, то выбор Ахундзады видится гораздо более разумным шагом», — добавил эксперт.
Ближе к вечеру 25 мая «Талибан» опроверг появившиеся в ряде СМИ данные о том, что его новый лидер отказывается от мирных переговоров с Кабулом.