Федеральный сенат (верхняя палата парламента) Бразилии 12 мая проголосовал за временное отстранение президента Дилмы Руссеф 55 голосами против 22. На проверку обвинений в финансовых махинациях, выдвинутых против Руссеф, сенаторам потребуется 180 дней. Если обвинения к этому времени не будут сняты, бразильские граждане смогут выбрать нового главу государства, но только в 2018 году.
Все это время управлять страной будет 75-летний вице-президент Мишел Темер, который в нынешней ситуации выглядит ставленником тех сил, которые подготовили и реализовали импичмент.
Переживший диктатуру
«Вице-президент — очень скрытный персонаж, — рассказал «Газете.Ru» Фабио Червоне, журналист бразильского телеканала R7. — Он в политике очень давно и связан с чередой коррупционных скандалов. Поскольку он помог оппозиции сместить Руссеф, скорее всего, в ближайшее время он будет поддерживать инициативы своих новых союзников».
Темер начал карьеру еще во время режима военной диктатуры, пережил все политические потрясения, в конце концов, войдя в руководство Партии бразильского демократического движения (ПБДД). Она не обладает четкой политической программой и отвечает интересам средних и высших классов бразильского общества, большинство из которых либо умеренные либералы, либо правые консерваторы.
В качестве одного из лидеров ПБДД Темер, профессиональный юрист, блестяще лавировал между интересами своих союзников и противников. Это умение ему особенно пригодилось в конце 2000-х, когда он был впервые избран спикером нижней палаты парламента страны. Он переизбирался на этот пост дважды. В 2007 году ПБДД вошла в союз с Рабочей партией Бразилии, которая переживала пик популярности, а еще через четыре года Темер был назначен вице-президентом. Тем не менее это не помешало ПБДД разорвать коалицию с партией Руссеф в 2016-м, когда под ней стало шататься президентское кресло.
Руссеф обвиняют в использовании государственных денег, предназначенных для развития бразильских регионов, для наполнения федерального бюджета Бразилии. Кроме того, президент столкнулась с обвинениями в коррупции. Противники президента утверждают, что, когда Руссеф возглавляла совет директоров нефтяного концерна Petrobas в конце 2000-х годов, оттуда было незаконно выведено не менее $2 млрд.
По мнению Червоне, импичмент Руссеф выгоден тем, чьи интересы она задела больше всего, — то есть правой оппозиции и финансовым элитам страны.
«Это высшие слои Сан-Паулу, бразильский Уолл-стрит. До прихода к власти социалистов законодательство страны полностью благоприятствовало финансовым махинациям крупных корпораций. Размер процентной ставки достигал 25%, богатые бразильцы ездили отдыхать в Майами каждые выходные, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — При Руссеф все это закончилось, и теперь оппозиция хочет отомстить».
Впрочем, экономическая политика ушедшего президента раздражала не только крупный бизнес. В конце первого срока Руссеф рост экономики Бразилии стал падать. Если в начале 2010-го он составлял 7%, то в 2014 году рост замедлился до 2%. Сейчас экономика страны стагнирует.
Иисус и пули
Помимо четких экономических интересов, правая оппозиция будет продвигать и принципиально иной политический вектор, рассказал «Газете.Ru» анонимный источник, связанный с оппозиционными бразильскими СМИ.
«В Бразилии приоритеты оппозиции часто определяют тремя словами: Иисус, пули и скот, — пояснил он. — Дело в том, что оппозиция активно опирается на широкий консервативный электорат, который очень религиозен, выступает за расширение прав использования оружия, а также настроен против животноводческих компаний».
По данным издания Globe and Mail, новый кабинет министров, который Темер намерен объявить в ближайшее время, «состоит только из белых мужчин», что подтверждает опасения о крайне идеологизированной политической программе новой Бразилии.
Впрочем, у Темера и правых сил пока нет широкого пространства для маневра. Согласно последним соцопросам, Рабочая партия Руссеф до сих пор популярна и, скорее всего, вновь победит на выборах в 2018 году.
Как заявил бразильскому изданию Negocios Оливер Стюнкель, эксперт Фонда Жетулио Варгаса, для того, чтобы сохранить власть, Темеру и его союзникам необходимо доказать электорату, что их политика дает реальные <3>экономические результаты. Однако времени для реализации реформ крайне мало. Кроме того, оппозиционные депутаты в парламенте Бразилии сталкиваются с не меньшими обвинениями в коррупции, чем Руссеф.
«У меня большие сомнения в том, что правительство Темера сможет исправить ситуацию. Оно ослаблено не меньше, чем власть самой Руссеф, — заявил Стюнкель в интервью 11 мая. — Ситуация во многом напоминает Аргентину. После смены правительства многие стали ждать, что жизнь станет легче само собой. Однако без реальных действий этого не произойдет». По мнению эксперта, если Бразилия не справится с политическим кризисом, очень скоро страна перестанет считаться главным экономическим драйвером Южной Америки.
Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов, между тем, сомневается, что после смены власти в Бразилии отношения этой страны с Россией сильно изменятся. «У двух стран сохраняются стабильные торговые связи, а в рамках БРИКС пока не было реализовано прорывных инициатив, — рассказал эксперт «Газете.Ru». — Главная опасность, которая грозит Бразилии, — это обострение столкновений между политическими силами и срыв летней Олимпиады-2016».
Накануне между сторонниками и противниками Руссеф, вышедшими на демонстрации перед зданием правительства Бразилии, произошли столкновения. Полиции пришлось применить слезоточивый газ. Олимпиада в Рио-де-Жанейро должна пройти с 5 по 21 августа.