Проект закона о признании независимости Нагорного Карабаха подготовили депутаты парламента Армении от оппозиционных фракций Заруи Постанджян («Наследие») и экс-премьер Грант Багратян (Армянский национальный конгресс). Поначалу армянские СМИ сообщили, что положительное заключение о новом статусе Нагорного Карабаха правительство страны утвердило без обсуждений и выступлений. По словам замглавы МИД Армении Шаварша Кочаряна, инициатива депутатов стала результатом переговоров между Арменией и Карабахом.
Ожидалось, что парламент рассмотрит законопроект на сессии парламента 10 мая, далее документ пошел бы на подпись к президенту Сержу Саргсяну. Однако к вечеру четверга стало ясно, что его не будут включать в повестку. Более того, выяснилось, что правительство Армении вообще не одобряло законопроект о признании независимости самопровозглашенной республики. Это уточнила пресс-секретарь премьер-министра Гоар Погосян. По ее словам, кабмин только отметил, что решение будет принято в результате обсуждений между Арменией и НКР с учетом внешних факторов.
Ранее законы по признанию Карабаха отклонялись еще на стадии рассмотрения в аппарате правительства, однако сейчас, после апрельской войны, ситуация могла измениться в другую сторону.
В ночь на 2 апреля началась «четырехдневная война»: в результате «контрнаступления», как это называют в Баку, азербайджанских ВС им удалось отбить у армян несколько высот в Карабахе. Бои с применением авиации, артиллерии и танков закончились гибелью десятков военных и гражданских с обеих сторон. В Баку и Ереване по традиции обменялись обвинениями в провокациях, новый виток конфликта вызвал мощный патриотический подъем в обеих странах.
Эксперты назвали столкновения самыми серьезными за прошедшие 22 года. Тогда война закончилась занятием армянскими войсками Карабаха и прилегающих семи районов «зоны безопасности». В мае 1994 года в Бишкеке было подписано соглашение о прекращении огня. Мирного урегулирования проблемы добивалась минская группа ОБСЕ, в которую кроме стран-противников входят Россия, Франция и США.
Международное сообщество, в том числе Россия и Армения, НКР не признает. За 22 года переговоры по статусу региона так и не сдвинулись с места. Время от времени на границе с Карабахом идут столкновения, в последние годы все чаще с применением тяжелого оружия.
Как союзнику по ОДКБ Москва должна помогать Еревану в случае угрозы территориальной целостности страны, в стране имеется российская военная база. Однако бои идут на территории, статус которой не определен, к тому же Россия пытается балансировать между с двумя странами, продавая оружие как Еревану, так и Баку.
Ереван, который критически зависит от российской экономической и финансовой помощи, пытается использовать методы политического давления на Баку. И при военных обострениях регулярно угрожает азербайджанцам признать независимость самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики.
«Признает Ереван Карабах или нет, здесь все зависит от развития ситуации в политическом и военном плане. Это, по сути, торг», — говорит источник, близкий к армянскому руководству.
«Я не сомневался, что правительство одобрит законопроект. Но одобрение правительства — это еще не все. Должен парламент проголосовать. Так что да, это элемент шантажа. До признания НКР дело не дойдет, я так думаю», — рассуждает журналист азербайджанского издания «Эхо» Наир Алиев.
По его словам, «признание НКР автоматически означает выход Армении из переговоров и войну, без вариантов». На это не преминул намекнуть Баку: в Азербайджане на фоне новостей о законопроекте о независимости Карабаха объявили мобилизацию и начали подготовку к возможной большой войне.
Сигналы из Москвы
И собеседники в Армении, и источники в Азербайджане говорят, что обе стороны ждали сигнала от Москвы, которая считается главным арбитром нагорно-карабахского конфликта.
Судя по заявлениям российской стороны, она ожидаемо выступает против эскалации военной ситуации и негативно относится к законопроекту о признании НКР.
Это, видимо, и заставило Ереван срочно откреститься от инициативы.
Еще в среду, 4 мая, в интервью «России сегодня» министр иностранных дел России Сергей Лавров в очередной раз заявил, что политический процесс и мирное урегулирование карабахского конфликта не имеют альтернативы. Он напомнил, что проект признания Карабаха — всего лишь инициатива отдельных членов парламента Армении, а статус региона должен быть определен в контексте общей договоренности, а не в одностороннем порядке.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков опроверг сведения, что Ереван вел с Москвой переговоры о признании Карабаха. По его словам, Москва рассчитывает, что стороны конфликта будут избегать каких-либо шагов, которые могут нарушить достаточно хрупкое перемирие и привести к эскалации в Карабахе.
Почему давление на Ереван не работает
После четырехдневной войны в начале апреля азербайджанские эксперты говорили «Газете.Ru», что Москва может серьезно надавить на Ереван. В Баку надеялись на возвращение районов вокруг Карабаха, занятых армянами по итогам войны в 1990-х годах.
Источники «Газеты.Ru», близкие к МИД России, уточняли, что возвращение части районов может пройти до конца 2016 года.
Однако, судя по ужесточению армянской и азербайджанской риторики и последнему законопроекту по НКР, до этого еще далеко.
Москва и Баку недооценили внутриполитическую ситуацию в Армении сейчас и до сих пор плохо ее представляют, считает эксперт по странам постсоветского пространства Аркадий Дубнов. По его словам, лидер Армении Саргсян не может проявить слабину перед внешнеполитическим противником и внутренними оппонентами, которые обвинят его в слабости за сдачу позиций азербайджанцам после последних боев.
«В Азербайджане автократия, и правящему режиму никто не возражает. Поэтому эйфория в Баку, которая сопровождается личными выпадами лидера страны, называющего противника фашистской страной, эта милитаристская риторика лишь усложняют ситуацию, — считает Дубнов. — С позиций силы прогресса в вопросе мира не достичь. Нужно дополнительное доверие, но оно не возникнет до появления политической воли и отказа от призывов к блицкригу».