Красный Иисус в Белом доме

Как религия используется в политических целях

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев с супругой Светланой, президент РФ Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин на праздничном пасхальном богослужении в храме Христа Спасителя Михаил Метцель/ТАСС
Пасха в этом году приходится на праздник Первого мая, что породило немало дискуссий в российском обществе. Политика и религия тысячелетиями шли рука об руку, а политические деятели часто апеллировали к Богу в своих выступлениях. В России не принято упоминать Бога в публичной политике, в США же все наоборот: политик, умалчивающий о нем, — это нечто из ряда вон выходящее.

Лидер коммунистов Геннадий Зюганов рад, что праздник Пасхи у православных и Первомай приходятся на один день. «Уверяю вас, если был бы жив Иисус Христос, он бы шел с нами в колоннах, потому что он пострадал за сирых, убогих, больных», — сказал Зюганов в беседе с журналистами незадолго до Пасхи.

Похожие заявления, в которых Иисус упоминался в контексте КПРФ, лидер левых делал и раньше. На первый взгляд это звучит странно: в советские годы коммунисты не только практиковали воинствующий атеизм, но и преследовали верующих.

Во время правления Ленина, а затем Сталина коммунисты разрушали храмы и жестоко расправлялись с верующими. Однако в КПРФ такую практику сегодня осуждают — от официального атеизма партия давно отказалась, и ее лидеры регулярно встречаются с руководством церкви.

В 2014 году по случаю своего 70-летия Зюганов даже удостоился ордена Славы и Чести III степени, которым его наградил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В поздравительной телеграмме говорилось, что лидер Компартии «стремится заботиться о благосостоянии народа и защищать традиционные моральные ценности». Сам Зюганов в одном из своих докладов заявлял, что КПРФ «считает свободу совести — свободу вероисповедания или атеизма — гарантией уважения религиозных и атеистических чувств людей».

Неофициальный союз консервативной части церкви и коммунистов зародился еще в 1990-х: на митингах левопатриотической оппозиции можно было часто увидеть красные флаги с ликом Христа. В 1993 году в Белом доме находился известный священник, в прошлом диссидент-антикоммунист Дмитрий Дудко, вставший в оппозицию к президенту Борису Ельцину.

Справедливости ради стоит отметить, что союз несоветских коммунистов и христиан не был чем-то совсем уж необычным.

Среди коммунистов таких стран, как Италия, Португалия и Испания, было немало верующих, за что их часто поругивали советские товарищи-атеисты.

Однако для выходцев из этих стран, известных своими христианскими корнями, вера в Бога вполне сочеталась с верой в марксизм.

Президенты и религия

Первый президент России Борис Ельцин, как и многие люди его поколения, в младенчестве был крещен в православной церкви, однако к Богу в своих речах не обращался. Люди, знавшие Ельцина, рассказывают, что он не любил публичности в этой сфере и, хотя бывал в церкви, не считал необходимым апеллировать к Богу в речах. Возможно, сам Ельцин понимал, что обращение к Богу может не принять часть верующих, которые обвиняли его в том, что в бытность первым секретарем обкома КПСС Свердловской области он велел разрушить Дом Ипатьева, где была расстреляна царская семья в 1918 году. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что приказ этот Ельцин отдал после получения секретной депеши из Москвы.

Второй президент России Владимир Путин активно демонстрирует приверженность православию, несмотря на то что долгие годы работал в одной из самых атеистических организаций — КГБ. Глава государства обязательно посещает рождественские и пасхальные службы в храмах.

Слово «Бог» несколько раз прозвучало в его официальных выступлениях, однако они были направлены не на внутреннюю, а на внешнюю аудиторию.

В частности, Путин апеллировал к Богу, когда вел заочный диалог с Западом и США. В своей статье в New York Times в 2013 году он напомнил, что Бог «сделал людей равными».

В этом же году, выступая на заседании Валдайского клуба, глава государства отметил, что «евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа… в том числе и от христианских ценностей».

Кроме этого, известно, что история чудесного спасения Путиным своего нательного крестика из сгоревшей дотла дачи в свое время потрясла религиозного президента Джорджа Буша-младшего.

Но, обращаясь к российской аудитории с политическими речами, Путин к Богу не апеллировал.

Вице-спикер Госдумы, замсекретаря генсовета «Единой России» Сергей Железняк считает, что использование христианских образов в политике нехарактерно для российской политической культуры: «Сама политика является светской, и было бы странно, чтобы кто-то пытался эксплуатировать тему той или иной традиционной конфессии. Это сокровенные чувства человека, и они не должны использоваться как аргумент в политических дебатах». Сам политик рассказал, что пришел к Богу «в сознательном возрасте»: «Это был мой осознанный выбор».

Единственным в полной мере «христианским политиком» в России можно считать Виктора Аксючица, который в 1990 годы был лидером Российского христианского демократического движения.

В те времена это была единственная политическая сила в стране, которая открыто декларировала христианские ценности: «Я прошел типичный путь — был октябренком, пионером, был в КПСС, но потом пришел к вере.

Потом я понял, чего лишены атеисты, — за пределами своего мировоззрения атеист ничего не видит», — говорит Аксючиц.

В молодые годы членом движения Аксючица был и политик-либерал Борис Немцов.

Среди политических деятелей либеральных взглядов есть верующие люди, однако никто из них публично об этом не говорит — во многом из-за неприятия союза власти и церкви. «Поскольку они (либералы. — «Газета.Ru») — оппоненты правящего режима, который декларирует политику сближения с церковью, то вынуждены публично и демонстративно от этого дистанцироваться», — считает Аксючиц.

В свою очередь редактор православной газеты «Приход» Михаил Грозовский считает, что оппозиция могла бы начать апеллировать к христианским ценностям в пику власти: «Ведь нынешняя власть не стесняется это делать, хотя по своим делам и поступкам находится на противоположном конце от ценностей христианства, ислама и иудаизма».

При этом Грозовский констатирует, что верующие политики-либералы не готовы «превращать религиозность в часть своей политической повестки, так как это для них «не модно»: «Скорее отнимет баллы поддержки своих же коллег, чем добавит процентов в опросах.

Ассоциация с церковью — и не только у нас — это черная метка современного либерального общества».

Христианские ценности в упадке

Кремлевские политологи и журналисты провластных телеканалов любят говорить о том, что Запад отходит от христианских ценностей, которые вытесняются идеологией потребления. Несмотря на весь пафос, они в чем-то правы: традиционные христианско-демократические партии теряют популярность у избирателя. В 2014 году влиятельный американский журнал Foreign Affairs даже назвал одну из своих статей «Конец христианской демократии» в Европе. Как отмечало издание, падение популярности христианской демократии происходит не только из-за «поворота континента в более секуляристскую сторону». Одним из главных факторов этого падения журнал называл «рост национализма» — «главного врага христианской демократии».

Пока же главным бастионом христианской политики на Западе остаются США — здесь не апеллировать к Богу в публичной речи для многих политиков выглядит как нечто из ряда вон выходящее.

Сегодня главная надежда религиозных консерваторов — сенатор-республиканец Тед Круз, который говорит о Боге практически в каждом штате, где выступает. Его отец Рафаэль Круз рассказал журналистам, что сын задумался о президентской карьере после того, как супруга политика увидела «знамение Господне».

Однако иногда защита «традиционных ценностей» принимает крайние формы: радикальные активисты в США, почти как небезизвестный Энтео, громят клиники, где производятся аборты. А радикальный христианский проповедник Терри Джонс публично сжигает Коран, провоцируя мусульман по всему миру на радикальные действия.

Возможно, из-за того что религиозная тема в политике может стать почвой для радикализма, часть западных политических деятелей старается затрагивать этот вопрос более осторожно.

Бывший премьер Австралии, известный интеллектуал Кевин Радд в беседе с «Газетой.Ru» тщательно взвешивает каждое слово: «Мы должны внимательно и с уважением относиться к православному христианству, католицизму, иудаизму, протестантизму, исламу — они часть сегодняшней политической реальности. Одна из главных задач политики — это вовлечение в цивилизационный диалог на основе общих ценностей».