Форум ОНФ проходил в ледовом дворце «Марий Эл». Первая часть общения проходила довольно спокойно.
«Вы были преподавателем, а стали журналистом? Какое падение!» — сделал президент «комплимент» модератору форума Ирине Ильдюковой, которая до этого призналась, что сменила профессию педагога, став представителем СМИ.
Впрочем, Путин тут же добавил, что это была шутка. Вопрос в том, было ли Ильдюковой смешно.
«Где дураков нет, там и дороги хорошие. Вы дали поручение до 2022 года…» — начал активист проекта «Убитые дороги» Дмитрий Цопов. «Избавиться от дураков», — с усмешкой закончил за него президент.
Активисты шутили меньше, чем глава государства, зато показывали под мелодичную музыку красочные ролики о том, как разнятся в регионах цены на ремонт дорог и крыши домов за квадратный метр. А один из руководителей ТСЖ Нижнего Новгорода Михаил Швыганов продемонстрировал Путину, как превратил простой десятиэтажный дом в «дворец». На экране мелькали кадры с разноцветными стенами того самого дома.
Потом перед Путиным выступил рыболов-любитель с просьбой поспособствовать скорейшему принятию закона, гарантирующего бесплатную рыбную ловлю в открытых водоемах. Глава государства заверил, что поручит Генпрокуратуре и ОНФ взять на контроль ситуацию с соблюдением прав рыбаков на бесплатную рыбалку.
Казалось, что более глобальных тем не будет, однако приблизительно через полтора часа мероприятие получило новый поворот. Все больше вопросов стали задавать по проблемам внутренней и внешней политики.
Представитель ОНФ Сергей Колясников, которого представили как блогера, заявил, что глава государства и его окружение стали «субъектом информационной атаки», целью которой должно было стать создание «негативного образа России». После такого громкого заявления блогер предложил Путину поддержать российские НКО, которые работают за рубежом: «Мне кажется, они могут сильно помочь в формировании позитивного и объективного образа России в глазах мирового сообщества!»
«Мне не привыкать», — имея в виду атаки, явно оживился президент и вспомнил, что нечто похожее испытывал во время «тяжелых событий на Северном Кавказе»: «Вы правы в том, что это реакция наших оппонентов на укрепление страны». Оппоненты России, продолжал глава государства, не хотят видеть ее как эффективного, сильного и суверенного игрока, а поэтому стараются нас «осадить».
«Все, что делали они, — это журналистика, а то, что наши делают по защите интересов, — кремлевская пропаганда», — возмущался президент.
Но недруги не успокоятся, следовало из его слов. Путин сообщил, что ждет дальнейших «провокаций»: «Сейчас к 9 Мая что-нибудь будут придумывать, потом к выборам в Госдуму, а потом — к президентским. Это сто процентов, как у нас говорят, к бабке не ходи».
Российским НКО, работающим за рубежом, президент пообещал прежде всего «моральную поддержку».
Также Путин обещал решить в течение полутора месяцев проблему повышения цен на дешевые аналоговые отечественные медикаменты. По его словам, чтобы производителям было выгодно выпускать эти лекарства, необходимо либо отпустить на них цены, либо субсидировать отрасль: «В течение 1,5–2 месяцев, может быть, какие-то другие будут найдены решения. Во всяком случае, перед правительством стоит такая задача — эту проблему так или иначе решить».
Как повелось в последнее время, досталось в ходе разговора и Турции.
«В Турции, с которой у нас сложились известные отношения не по нашей вине, власти, к сожалению, не справляются пока с притоком различных бандформирований из ближайших стран, потому что, похоже, находятся с ними в контакте», — жестко заявил президент, отвечая на изначально вроде безобидный вопрос, посвященный внутреннему туризму.
Нечто подобное он говорил и во время недавней «прямой линии», но, очевидно, решил, что не мешает и повторить.
Порядочное количество времени было посвящено теме патриотизма. Так, один из участников форума поинтересовался, превратится ли акция «Бессмертный полк» в традицию. Он, видимо, не знал, что этой акции уже несколько лет, но широкую известность она получила в прошлом году, когда к ней присоединился президент.
Путин сказал, что сердцем он с «Полком», хотя и не стал гарантировать, что присоединится к шествию на этот раз. Решение будет зависеть от графика. В прошлом году, по словам президента, все получилось спонтанно, и даже фото своего отца он взял буквально в последний момент. Традиционно пообещав не «забюрокрачивать» инициативу, Путин заверил «Бессмертный полк» в своей поддержке: «Если это движение будет развиваться и станет традиционным, мы точно его поддержим всеми имеющимися у нас средствами».
Общение Путина с «фронтовиками» продолжалось примерно три часа, после чего он попросил отпустить его в Москву. Возражающих не нашлось.