Накануне визита Лаврова конфликт в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике резко обострился. Власти Карабаха заявили, что при обстреле азербайджанскими военными их территорий погиб военнослужащий местных сил обороны 32-летний Марат Даниелян.
Не исключено, что застарелый конфликт может разгореться вновь, чтобы стать головной болью для Москвы на фоне относительного успеха в Сирии. Из-за двойственной позиции России, в последние годы лавирующей от Еревана в сторону Баку, в Армении постепенно нарастает недовольство Москвой. Ухудшение ситуации и возможность нового конфликта нервируют обе стороны — это отразилось и на визите Лаврова.
Несмотря на то что министр первым делом посетил центр памяти геноцида армян «Цикернакаберд», где расписался в книге памяти, его приездом в Ереване были довольны не все. Популярного на постсоветском пространстве министра в Ереване встретили демонстрациями.
Пикетчики, среди которых было немало молодых людей, держали в руках плакаты «Карабах наш!», «Армения независима». Некоторые держали плакаты на английском языке с надписью «Российская оккупация Армении».
На фоне обострения в Карабахе во время 4-дневной войны демонстранты даже сожгли и растоптали российский флаг в знак протеста против сотрудничества Москвы с Баку.
Митингующие также требовали прекратить продажи российского оружия Азербайджану — в войне против армян азербайджанцы, в частности, использовали российские огнеметные системы «Солнцепек». Армянская сторона недовольна и тем, что Россия продает современное вооружение Азербайджану.
В Москве объясняют, что таким образом поддерживают баланс сил в регионе. К тому же военные связи России и Армении не в пример крепче — это государство входит в военно-политический блок ОДКБ, а на ее территории находится военная база России. В Азербайджане военных объектов нет — от станции РЛС в Габале Россия отказалась еще в 2012 году из-за высокой цены ее содержания. Поставки оружия России не только Еревану, но и Баку также обусловлены тем, что экономика Азербайджана готова оплачивать российское оружие нефтедолларами. Правда, сейчас делать это сложнее из-за падения цен на нефть.
«Антиармянский план»
Протестующие объясняли свои действия тем, что, по их мнению, Лавров привез в Ереван «антиармянский» план. Стоит отметить, что в официальной части своих переговоров с главой МИДа Эдвардом Налбадяном российский министр не сказал ничего нового. Москва, по его словам, считает, что военного решения конфликт не имеет и важно следовать «дорожной карте» ОБСЕ, подготовленной в рамках переговоров по урегулированию карабахского конфликта в 2011 году в Казани еще при президенте Дмитрии Медведеве. Основой казанского документа являются заключенные ранее мадридские принципы от 2007–2009 годов, но с дополненными пунктами, которые подразумевают возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана.
Что такое «антиармянский план», упомянутый протестующими, объясняют источники «Газеты.Ru» в российских околовластных структурах. По их словам, решение карабахской проблемы в краткосрочной перспективе подразумевает давление на Ереван, вследствие которого армяне до конца этого года отдадут азербайджанцам пять районов из семи, захваченных в ходе войны в 90-х годах. Два из них могли бы быть переданы позже. Стоит отметить, что они прилегают к Нагорному Карабаху. Взамен Армения должна получить снятие блокады границ с Азербайджаном и Турцией, что может исправить тяжелую экономическую ситуацию в стране.
«Источники подтверждают беспрецедентное давление Москвы на Ереван, речь идет о возврате минимум пяти районов до конца года. Москва сейчас давит на Армению, — подтверждает «Газете.Ru» первый заместитель главного редактора азербайджанской газеты «Эхо» Наир Алиев. — Не случайно появилась информация, что армянский президент Серж Саргсян готовит обращение к народу. Сейчас все только ждут, каков будет результат этого давления Москвы. И, главное, когда начнется отвод армянских войск с оккупированных территорий».
По информации «Газеты.Ru», российский план урегулирования карабахского конфликта разделяет отдачу упомянутых районов со статусом Карабаха.
«Статус принадлежности Карабаха определится не скоро, и это дело уже будущих поколений», — говорит один из высокопоставленных источников «Газеты.Ru» в российских элитах.
Однако близкий к армянскому руководству собеседник утверждает, что этот план встречает сопротивление со стороны Еревана. Армяне опасаются, что после получения нескольких районов азербайджанская сторона пойдет дальше. Поэтому Армения настаивает на комплексных договоренностях, когда статус Карабаха будет увязываться с освобождением районов.
«Невозможно возвратить часть районов и вывести оттуда войска НКР, а потом решить вопрос статуса Карабаха, ведь тогда под ударом окажется Степанакерт. Апрельская 4-дневная война показала, что Баку не может дать гарантии безопасности. А при росте потока нефтедолларов и в союзничестве с Турцией Азербайджан может пойти в этой войне дальше», — говорит собеседник.
Впрочем, другой источник с армянской стороны признает, что если Москва сильно надавит на Саргсяна, то из-за сложной внутриполитической и экономической ситуации он может оказаться в тупике. И в итоге пойти на передачу районов азербайджанцам в обмен на экономические преференции.
«Вопрос в том, что тогда он похоронит политическую карьеру. Как он будет объяснять это народу?» — риторически спрашивает собеседник. Ситуацию осложняет и то, что президент Саргсян сам является выходцем из карабахского клана.
По мнению заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, Армения и Азербайджан не могут достичь компромисса, так как на лидеров обеих стран оказывает большое влияние общественное мнение. «Найдутся силы в милитаристских кругах, которые скажут о том, что наши позиции сдали, — говорит эксперт. — Обе страны существуют в условиях электоральной демократии, пусть и ограниченной. Поэтому ни тот, ни другой президент не может пойти на серьезный компромисс».
Все, кроме Анкары
В Москве же компромисс по-прежнему найти пытаются, ведь на карту поставлен престиж президента России Владимира Путина, которого на Западе по-прежнему считают главным арбитром в конфликте. Бывший посол США в Азербайджане Мэтью Брайза сказал Financial Times, что Россия пользуется «стратегическим молчанием США» по проблеме Карабаха. Поэтому у Еревана и Баку создается впечатление, что только Москва может разрешить конфликт.
По мнению авторов FT, Вашингтону сейчас не до Карабаха из-за переходного состояния нынешней администрации. В России также не склонны обвинять в происходящем США или другие европейские страны. Исключение составляет Турция.
На встрече Лавров резко раскритиковал Анкару, которая одобрила военные действия Баку и продолжает занимать жесткую антиармянскую позицию.
«Это были призывы к решению конфликта военным, силовым путем, что в корне противоречит позиции сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в корне противоречит позиции международного сообщества. К сожалению, мы привыкли к подобным выкрутасам нынешнего турецкого руководства», — заявил он.
Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян отметил в свою очередь, что последние события вокруг Нагорного Карабаха резко отбросили переговорный процесс назад, и назвал действия Баку «авантюрой». Переговоры Москвы с Ереваном и Баку активизировались после обострения конфликта в ночь на субботу, 2 апреля. Тогда между армянскими и азербайджанскими военными завязались ожесточенные бои с применением артиллерии и авиации.
За несколько дней с обеих сторон насчитали десятки погибших гражданских и военных. Стороны обвинили друг друга в начале военных действий, по итогам которых Азербайджан взял несколько высот в Карабахе. В Баку назвали операцию «контратакой».
Договориться о прекращении огня удалось только 5 апреля, впрочем, сообщения о нарушениях перемирия приходили с обеих сторон ежедневно.
«Четырехдневная война» считается самым ожесточенным столкновением со времен подписания мирных соглашений в 1994 году. Поэтому Россия немедленно попыталась погасить конфликт. С лидерами Армении и Азербайджана связались президент Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу и глава МИДа Сергей Лавров. Хотя Россия и Армения входят в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ), организация в конфликт не вмешивалась. Формально Армения не признает Карабах, и война велась на третьей территории.