Перестрелки начались утром 20 апреля. Несколько бойцов курдских сил внутренней безопасности «Асаиш» были остановлены на блокпосту проправительственного ополчения, выступающего на стороне президента Сирии Башара Асада. По версии курдов, асадовцы разоружили и арестовали представителей «Асаиш». По версии проправительственных ополченцев, курды отказались предъявить документы и стали конфликтовать, поэтому их пришлось разоружить и отправить в тюрьму.
За этим последовало столкновение между курдами и проправительственными силами, которое в ближайшее время может превратиться в самый масштабный конфликт в Сирийском Курдистане со времен, когда было объявлено перемирие и ситуация здесь стабилизировалась.
Камышлы — крупнейший город с населением в 500 тыс. человек в провозглашенной курдами Федерации Северная Сирия, фактически независимой от Дамаска. Камышлы неоднороден по этническому, религиозному и политическому составу. Там проживают курды, христиане-ассирийцы (как католики, так и православные), арабы, а также небольшое число армян.
Центральные районы города и аэропорт находятся под контролем правительственных сил и их союзников (в частности, ассирийским ополчением «Суторо»). Районы на западе и востоке города контролируются курдами. Но даже курды неоднородны по своим политическим взглядам: одни поддерживают местную социалистическую партию «Демократический союз» (близкую Рабочей партии Курдистана — РПК), другие являются сторонниками президента Иракского Курдистана Масуда Барзани. Поэтому флаги на здешних улицах разные: есть государственные флаги Сирии, есть флаги Иракского Курдистана, есть сирийских курдов — желто-красно-зеленые. На одних зданиях портреты Башара Асада, на других — Абдуллы Оджалана, лидера РПК.
Враг моего врага
Отношения между местными курдами и сторонниками Башара Асада балансируют на негласном договоре: мы не трогаем вас, а вы не вмешиваетесь в наши дела. Конфликты возникают, когда кто-то пытается нарушить это правило.
Стычки между асадовцами и курдами уже имели место летом прошлого года. В начале 2016-го происходили перестрелки между бойцами «Суторо» и «Асаиш». 16 марта, когда курды и их сторонники проводили конференцию, на которой провозгласили создание Федерации Северная Сирия, в Камышлы снова произошли перестрелки. Но вооруженных столкновений, подобных нынешним, еще не было.
Во второй половине дня 20 апреля курды пошли на штурм тюрьмы «Алия», куда поместили их товарищей. В социальных сетях тут же стали распространяться многочисленные видео перестрелок в Камышлы — с одной и с другой стороны.
Кроме стрелкового оружия использовались и современные «тачанки» — пикапы с установленными в кузове крупнокалиберными пулеметами.
Силы «Асаиш» поддержали отряды YPG («Силы народной самообороны»). Как правило, это курдское ополчение ведет боевые действия на внешних рубежах Федерации Северная Сирия — против запрещенного в России террористического «Исламского государства» (организация запрещена в России) (ИГ), а также некоторых отрядов «умеренной оппозиции».
К проправительственному ополчению, если верить сообщениям местных жителей в Twitter, присоединились «Суторо» и вооруженные формирования местных арабов. К концу дня курдам удалось занять тюрьму «Алия». Вместо сирийского государственного флага над ней был водружен желто-красно-зеленый. На следующий день бои возобновились. Проправительственные силы, по информации местных СМИ, попытались отбить обратно тюрьму. Перестрелки происходили и в других районах в центральной и северной части города.
Появились сообщения о пострадавших среди гражданских. Некоторые из них стали спешно покидать районы боевых действий. В социальных сетях появились фотографии курдских «тачанок» и бойцов, направляющихся из других городов на подмогу своим в Камышлы. Спецподразделения «Асаиш» по борьбе с терроризмом атаковали госпиталь, находящийся в проправительственном районе.
К вечеру 21 апреля местные СМИ распространяли информацию о новых перестрелках в различных районах города, где кварталы сторонников Башара Асада граничат с кварталами сирийских курдов.
Кроме Камышлы на территории Федерации Северная Сирия крупные формирования правительственной армии и полиции есть еще в городе Хасеке. В Хасеке прошедшей зимой тоже происходили стычки между асадовцами и курдами. Стороны применяли гранатометы РПГ и минометы. Тогда сторонам удалось примириться. Вероятно, этому способствовало то, что на окраинах города находились позиции общего врага — ИГ. Сейчас террористы отброшены далеко — и от Хасеке, и от Камышлы.
«Еще один шаг к распаду»
Сопредседатель прокурдской партии «Демократический союз» Салех Муслим 21 апреля постарался снизить градус напряжения между Сирийским Курдистаном и Дамаском. Он заявил на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», что федерализация позволит сохранить единую Сирию. «Именно это мы пытаемся доказать другим», — подчеркнул политик. Одновременно Муслим сказал, что на данный момент курды не настаивают именно на термине «федерализация» и готовы обсуждать любые форматы государственного устройства Сирии после создания правительства национального единства.
Между тем в личных беседах жители самого Сирийского Курдистана не скрывают, что рано или поздно придется выдавливать «армию асадовского режима». Их противники также понимают, что конфликт с курдами неизбежен: две параллельные власти сосуществовать не смогут.
Конфликт между этими двумя силами не будет быстрым. Как показывает практика, проправительственные анклавы способны долгое время выдерживать осаду. Авиабаза Квейрес была в осаде около двух лет, столько же — часть города Дейр-эз-Зор, занятая правительственными силами. В провинции Идлиб около года в осаде существуют шиитские анклавы Фуа и Кефраи.
Другое дело, что в случае возникновения полноценного конфликта с курдами президент Башар Асад потеряет важного союзника внутри Сирии. А курдам в случае этого противостояния придется постепенно переходить к провозглашению независимости.
Асад уходить не собирается, а курдам уже не получится оставаться автономией под его руководством. Еще один шаг к распаду Сирии.
В сложной ситуации окажется и Россия. Ведь и Асад, и курды — союзники. Даже больше — друзья Москвы. Россия последовательно выступает за то, чтобы курды стали одной из сторон переговоров в Женеве. Свое первое иностранное представительство (если не считать открытого ранее в городе Сулеймания в Иракском Курдистане) сирийские курды открыли именно в Москве. Ранее официально руководство Военно-космических сил России заявляло, что наносит удары в том числе для поддержания наступления YPG.
22 апреля американское издание The Wall Street Journal опубликовало статью о том, как стремительно теряют влияние в Сирийском Курдистане США. Страна снабжает ряд местных боевых группировок оружием для борьбы с ИГ и продвижения собственных интересов в регионе. Издание процитировало политолога Марка Катца, который сообщил: «Даже если Вашингтон не собирался делать этого ранее», сейчас США склоняются к расширению поставок оружия курдам, чтобы не допустить роста российского влияния.
Если конфликт между Дамаском и курдской Федерацией Северная Сирия превратится в полномасштабную войну, Москве придется выбирать между двумя союзниками. Режим Асада крайне важен России на международных женевских переговорах о будущем Сирии. Сирийский Курдистан, в свою очередь, — ключевой рычаг давления Кремля на Турцию, которая с большой опаской следит за подъемом курдского национализма по обе стороны от своей границы с Сирией.
Драматизма боевым действиям в Камышлы придает то, что буквально в пяти километрах севернее этого города, в турецком Нусейбине, местные курды, сторонники РПК, ведут боевые действия против правительственных сил Турции. Сирийские и турецкие курды являются представителями одного субэтноса — курманджи. У многих сирийских курманджи есть родственники в Турции. К тому же их объединяет общая политическая идеология — на базе идей Абдуллы Оджалана. Если жизнь в Камышлы казалась мирной, по сравнению с Нусейбином, который уже несколько недель турецкая армия обстреливает из танков, артиллерии и наносит удары с воздуха, то теперь и в Камышлы может сложиться та же ситуация.
В итоге все это может привести к тому, что турецкие и сирийские курды будут воевать против враждебных им правительств за свое, национальное и независимое, государство. У них просто не останется выбора.