Барвихинское сельское поселение входит в Одинцовский район Подмосковья рядом с Рублево-Успенским шоссе. Земля в Барвихе и других окрестных поселках и деревнях – Раздоры, Жуковка, Калчуга, Рождественно, Подушкино – считается самой элитной в Подмосковье. Доходы на душу населения в сельском поселении вторые по России после Москвы (89,63 тыс. руб.).
Здесь живут многие высокопоставленные чиновники и олигархи, а в Ново-Огарево (всего в нескольких километрах) располагается резиденция президента Владимира Путина.
Политик Олег Митволь утверждал, что именно в Барвиху переехал после революции на Украине в 2014 году глава страны Виктор Янукович, купив дом за $52 млн.
На территориях особо охраняемой зоны расквартировано много сотрудников ФСО, на столбах висят камеры слежения. Богатство чиновников и показная роскошь особняков за высокими заборами сочетаются с пятиэтажками и панельными домами обычных жителей Барвихи, а также бараками в поселке Усово.
Всего избирателей в Барвихинском сельском поселении около 6 тыс., их делят на два многомандатных округа, по пять депутатов на освобожденной основе в каждом. Далее депутаты выберут главу поселения. Ажиотаж вокруг выборов в этом году небывалый, зарегистрировалось почти 100 кандидатов — от гендиректоров и заслуженных бюджетников до безработных. Из-за длины бюллетеня на выборах не будут действовать КОИБы.
Перевыборы в Барвихе происходят после скандала с экс-главой поселения Александром Ворожбитом. Этот «варяг» от губернатора Подмосковья Андрея Воробьева вызвал большое недовольство местных жителей, за его отставку даже собрали петицию в 800 подписей. Например, вскрылось, что Ворожбит пытался своим указом от 8 июня 2015 года передать Жуковке 14 га барвихинской земли с кадастровой стоимостью 145 млн руб. После серии подобных скандалов часть местных депутатов возмущенно ушла в отставку, собрание депутатов потеряло кворум и было распущено. Перевыборы в Барвихе назначены на 24 апреля.
Барвиха для Путина — как для Обамы Вашингтон
У дома культуры поселка Барвиха братаются два пьяных мужчины и неспешно прогуливаются мамы с колясками. Прохожие зеваки без энтузиазма поглядывают на куб кандидата Ивана Жданова, главного юриста Фонда борьбы с коррупцией (организация включена Минюстом в список иноагентов и запрещена в России).
На одной стороне куба — баннер со стандартной для здешней повестки программой: борьба с незаконным захватом земли, контроль за бюджетными потоками, снос незаконных заборов, проверка госконтрактов и т.д.
Рядом прогуливается пенсионерка с собачкой. Екатерина Ивановна Космачева абстрактно ругает власть, «которая ничего не делает»: «Голосовать не буду за власть, буду за команду, забыла фамилии...» Щурится, смотрит, на куб Жданова и радостно выражает желание голосовать за него, потом видит листовку коммунистов на стенде поблизости и хочет проголосовать уже и за них.
Пока Екатерина Ивановна определяется с политическими симпатиями, из своей машины выходит Жданов. Почему его выбор пал на этот округ? Он технологически простой для ведения кампании с подомовым обходом, ведь в него входят в основном пятиэтажки санаторного поселка. Сам кандидат переехал в город незадолго до начала кампании. За десять дней проделал полный обход «от двери к двери» и сейчас заходит на второй круг. Днем Жданов ставит куб, вечером — подомовой обход.
На выборах здесь самыми серьезными силами считаются «Единая Россия», КПРФ и команды самовыдвиженцев из числа местных жителей. Жданов — единственный кандидат от Навального в округе-поселке.
Такая тактика выбрана, чтобы не толкаться с фаворитами выборов из также оппозиционной команды Константина Гаврикова, экс-депутата Барвихи и бывшего главы Общественной палаты района.
От власти на выборы идет команда мэра Одинцово Александра Гусева, которая нигде не маркирует принадлежность к «Единой России» и собрана из авторитетных людей из числа местных жителей. Кандидаты от власти регулярно проводят встречи с избирателями, в их агитации сделан упор на то, что, пока оппоненты «клевещут», власть занимается реальными делами. Девиз в листовках соответствующий: «Никаких лозунгов — только дела!»
Кампания в округе внешне выглядит спокойной. В отличие от прошлогодних выборов в Костроме, здесь не встретишь на каждом шагу провокатора или «чернушную газету» в почтовых ящиках. Барвиху до этого момента не навещали федеральные журналисты. «Им не интересно все, что за МКАДом», — шутит Жданов и признается, что сам уже несколько устал от кампании.
«Барвиха для Путина — как для Обамы Вашингтон, здесь живет вся российская элита, — рассуждает кандидат. — Россия в миниатюре, где все проблемы предельно обострены.
Чиновники занимают землю, роскошь соседствует с бедностью. Я сам учился в Нарьян-Маре, и тундра там напоминает жизнь здесь. Здесь никуда не выйдешь из-за огромных заборов, мало мест, где можно встретиться и пообщаться, поэтому местные ходят друг к другу в гости. Очень боятся прихода чужаков и вырубки леса, так что им важно, чтобы кандидат жил здесь».
Кампания не обошлась без скандалов. Жданов судится с родственником лидера ПАРНАС Михаила Касьянова — Тимофеем Клиновским. Этот подмосковный бизнесмен является сватом Касьянова и крупнейшим землевладельцем в Одинцовском районе. Жданов подал на него иск из-за незаконного, как он полагает, захвата земель Барвихи.
В поселке Клиновского все ненавидят, говорит Жданов, поэтому он снялся с праймериз Демкоалиции, которые проходят в преддверии выборов в Госдуму, чтобы не агитировать за лидера ее списка Касьянова. Эту идею Жданов обсудил с Навальным, и тот был не против. Сразу после старта кампании в Барвихе в прокремлевских изданиях распространяли конспирологическую теорию: якобы люди Навального пошли в мундепы Барвихи для лоббирования земельных махинаций Клиновского. Видимо, своими исками к бизнесмену кандидат планирует опровергнуть эту версию, но такой шаг прибавит остроты противоречиям в Демкоалиции.
На вопрос о социологии Жданов уклончиво говорит, что шансы победить есть. Впрочем, про шансы представители несистемной оппозиции говорили и накануне костромских выборов, где с треском провалились.
О том, что эти шансы уменьшаются с каждым днем, можно понять и из свежих новостей. В пятницу Главное следственное управление СК завело уголовное дело на Жданова в связи с «уклонением от военной службы».
Это при том, что юрист вышел из призывного возраста, а до этого обучался в аспирантуре и призыву не подлежал. Однако такой ход власти может только прибавить интереса СМИ к оппозиционной кампании — весь день телефон Жданова обрывали звонками из газет.
Подомовое окучивание
«Представители местного избиркома в разговоре издевались: мол, скоро все «примерите каски, они вам идут». Мы не понимали, на что они намекают, пока не увидели новость об уголовном деле Жданова», – говорит менеджер по работе с волонтерами ФБК, кандидат от Навального в Барвихе Анна Литвиненко.
Судя по ее словам, черные технологии во втором округе применяют активнее. У молодых кандидатов Навального появляются спойлеры, толкающиеся на кубах. Они, говорит Литвиненко, мешают агитации, якобы угрожают, а на одного волонтера чуть ли не напали с кулаками.
Литвиненко и три ее коллеги из ФБК — Станислав Волков, Виталий Серуканов и Георгий Албуров — идут в депутаты Барвихинского сельского поселения по второму округу. Все, кроме Албурова, новички в этом деле, раньше только агитировали, но не избирались. Ходят по домам лично вместо волонтеров, которые остаются раздавать листовки на кубах. Второй округ намного тяжелее первого, ведь вместо скученных рядов пятиэтажек агитировать надо в раскиданных населенных пунктах: поселки Усово-Тупик, дома отдыха «Огарево», поселок Жуковка и деревни — Барвиха, Раздоры, Подушкино, Рождествено, Шульгино, Калчуга, Жуковка, село Усово.
Вместе с Литвиненко, Волковым и Серукановым идем на подомовой обход избирателей в Подушкино. Обходить деревни тяжелее, на дом тратится много времени, часто двери не открывают. В нескольких домах кандидатам не отвечают вообще. В одном особняке калитку открывает охранник, не прописанный в деревне. Единственная встреченная по дороге жительница оказывается нянькой, также не местной.
Виден поразительный контраст между скромными деревенскими домиками и внушительными коттеджами через дорогу.
Рядом остовы сожженного дома, жители которого переселились в строительные контейнеры.
Кандидаты увлеченно рассказывают о проблемах с ЖКУ, отсутствии канализации в Усово, загрязненной воде из Рублевского водохранилища в Жуковке, незаконной застройке берегов. Эти проблемы объединяют и богатых, и бедных жителей округа, а власти их не решают, несмотря на профицитный барвихинский бюджет, получающий сотни миллионов рублей благодаря земельной ренте, рассказывают жителям представители оппозиции.
За время кампании оппозиция настолько погрузилась в местную повестку, что в агитации темы «олигархов Ротенбергов» и «друзей Путина» используются реже, нежели простые обывательские проблемы. По словам Литвиненко и ее друзей, избиратели понимают, что муниципальный депутат не способен разрешить глобальные проблемы.
Команда ФБК в агитации не делает упор на свою принадлежность к Навальному. Действуют по принципу: «если спрашивают, скрывать не будем, но и заранее не позиционируем, чтобы не ввязываться в дополнительные споры», объясняет Литвиненко. По ее словам, многие здесь вообще не узнают в них людей Навального, а из тех, кто узнает, в основном относятся к этому нейтрально или позитивно. Те, кто Навального не любит, рассуждают про «пятую колонну» и быстро закрывают дверь.
Агитаторы часто сталкиваются в округе с сотрудниками ФСО, которых также пытаются агитировать.
«Обычные люди, у них такие же проблемы, часто их можно узнать по военной выправке или по тому, что спрашивают документы. Их здесь много расквартировано», — объясняют Серуканов и Волков.
Через несколько «пустых» домов — удача. Дверь открывает девушка, проводит мимо клетки с внушительных размеров алабаем прямо в дом. Через полчаса дискуссии за чаем, семья, в которую входят бывшие высокопоставленные чиновники, готова голосовать за представителей оппозиции. Людей подкупает то, что это первые кандидаты, которые заглянули к ним в дом. Остальные выдвиженцы, видимо, не распыляют силы на коттеджи и «окучивают» многоквартирные дома в округе.
«Что, всех жуликов там победили?»
К концу дня Жданов обходит последний за день дом в своем округе. За несколько этажей почти во всех квартирах открывают двери и спокойно берут листовки. Кандидат стандартно рассказывает про количество исков, которые подал, основные пункты программы, обещает «быть хорошим депутатом».
В одной квартире пахнет ладаном, женщина говорит, что «не верит ни власти, ни другим кандидатам», но после короткого диалога принимает листовку и обещает поддержать со словами «надеюсь, когда на прием приду, вы дверь не закроете».
Есть и острые вопросы, например почему кандидат, прописанный в Истре, решил вдруг «бороться с жуликами и ворами» в Барвихе: «Что, всех жуликов там победили?»
На одном из этажей открывший дверь мужчина строго говорит, что он сам кандидат и агитацию не примет. Он представился электриком Михаилом Казаковым. По его словам, он хоть и намерен стать муниципальным депутатом, но корреспонденту «Газеты.Ru» программу своей команды раскрыть не готов. Многозначительно говорит: «Мы за правду, а остальную программу раскроем на следующей неделе. Я выдвигаюсь против команды Гусева и Гаврикова». После внимательной проверки пресс-карты объясняет, что у «варягов» шансов немного и местные жители сделают ставку на своих знакомых с детства кандидатов, а не москвичей.
Остается вопрос, зачем команда Навального пошла на выборы в Барвиху вместо сосредоточения работы на продвижении списка Демкоалиции. Сам оппозиционер объявил в марте, что его соратники хотят протестировать новый состав ЦИК с Эллой Памфиловой вместо Владимира Чурова. По его словам, чиновникам придется встать перед неприятным выбором: либо регистрировать его кандидатов (для регистрации достаточно собрать всего десять подписей местных жителей) и после их победы получить раскрутку скандалов по земельным вопросам, либо не пустить кандидатов и уничтожить имидж нового ЦИК.
ЦИК тест прошел, кандидаты зарегистрированы.
Источник в Демкоалиции говорит: в Партии прогресса понимают, что выборы по списку в Госдуму на базе ПАРНАС — малоперспективная история, особенно после последних скандалов. А вот выборы в Барвихе оставляют шанс показать реальные результаты для несистемной оппозиции.
И в случае победы район ждет серия расследований ФБК по земельным вопросам от новых мундепов.
Редактор портала Rublevka.name Алексей Дуленков рассказывает, что победы кандидатам от ЕР на пост главы Барвихи всегда давались с трудом, с фальсификациями в прошлые годы связаны большие скандалы.
«В таких маленьких округах иногда побеждают неизвестные кандидаты, которые проводят яркую кампанию за последнюю неделю. В микрокампаниях играет роль лишь локальная известность», – объясняет собеседник. По его словам, есть риск, что в случае критической ситуации власть пойдет на схему с припиской на участки иногородних. Например, по его словам, на выборах в Голицыно, где избирался сам Дуленков, на участок якобы прописали 260 офицеров ФСБ, которые проголосовали за единороссов.
Интрига на выборах сохранится до последнего момента — судя по всему, жители Барвихи своенравны и могут проголосовать непредсказуемо. Вопрос в том, удастся ли сторонникам Навального убедить местных, что они не просто «варяги» и надеются на пиар за счет знакового региона, а пришли работать.
Впрочем, судя по событиям в субботу, власть так просто не сдаст Барвиху оппозиции.
С началом досрочного голосования в поселке разразился скандал.
Иван Жданов и еще один соратник Навального, Леонид Волков, сообщили в фейсбуке, что к избиркому на «Газели», набитой листовками за провластных кандидатов и с и.о. главы Барвихинского сельского поселения на борту, свезли несколько десятков молодых людей. Все они желают проголосовать досрочно «по работе» и прописаны в этом месяце в деревне Рождествено по адресу кандидата от «Единой России».
Только в первый день досрочного голосования по спискам проголосовало несколько десятков человек, утверждают оппозиционеры. Это серьезный показатель в округе, где для прохождения в совет депутатов достаточно получить около 300 голосов. В оппозиции требуют вмешательства главы ЦИК Эллы Памфиловой, обещавшей провести выборы «честно, открыто, прозрачно».