— Президент США продлил режим санкций против России до 2017 года, до окончания своего срока. Ожидаете ли вы изменения санкционной политики в случае прихода к власти новой администрации?
— Необходимо понимать, почему санкции были введены. Санкции — это рычаг, которым вы можете воспользоваться, если хотите скорректировать чье-то неправильное поведение. Однако мы должны взглянуть на истоки возникновения санкций, причины, их породившие. Мы должны понять, как мы можем прийти к решению этой проблемы. Они будут сняты, когда проблема, породившая их, будет решена, то есть выполнены минские соглашения.
— Вопрос Крыма останется сложным. Как его решать?
— Мы считаем, что это был акт агрессии. И когда происходит акт агрессии, вы обязательно получите ответ.
Когда мир видит такой недружественный акт, то он рассматривает его как акт оккупации.
— Но многие в Крыму хотели быть с Россией.
— Решайте это вопрос дипломатическим путем. Военное же вмешательство вызывает озабоченность всего региона, и тогда эти страны обращаются за защитой к США.
— Как вы расцениваете вашу поездку в Москву?
— Эта поездка была очень познавательной в образовательном смысле и подтвердила мои представления о России. Ваша страна имеет потрясающую историю, внесла важный вклад в развитие человечества в том, что касается науки и культуры. Но сейчас я смотрю на вашу экономику и вижу тревожные признаки: проседание экономики на 4%, инфляция — 13%, у вас ожидаются проблемы с банками. Все это не предполагает причин для роста. Вы теряете население, молодые уезжают из страны. К примеру, сейчас более 1 миллиона русских евреев живет в Израиле. И почему они там? Потому что там идет экономический рост.
— Президент Путин недавно обратился к части российских евреев с предложением вернуться домой...
— Одно дело — просить кого-то вернуться, другое дело — создать условия для этого. Президент может сделать так, чтобы молодежь вернулась, но они не приедут, если не увидят реальных возможностей. У нас тоже есть подобные проблемы с отъездом молодых людей, правда, это происходит на региональном уровне (речь идет о миграции внутри США. — «Газета.Ru»).
Если хотите роста, инвестируйте в экономику, а диверсификация поможет внутренним и внешним инвестициям и новому поколению россиян.
— Как вы думаете, что отталкивает инвесторов от прихода в Россию в сегодняшних условиях?
— У вас есть неопределенность. Мы все участники глобальной экономики, и чем более уверенно мы двигаемся, тем больших результатов достигаем.
И если компании видят экономику страны, которая сильно ужалась, это не вселяет уверенность.
У вас 140 миллионов человек, много образованных и трудолюбивых. Но вам нужна диверсификация экономики и хорошее образование для молодых, чтобы удерживать их здесь.