По информации источника «Газеты.Ru» среди сирийских курдов, сам формат федерации вызвал разногласия среди делегатов, и из-за этого объявление об отдельной курдской административной единице появилось на день позже, чем планировалось. Но в итоге присутствующим удалось договориться. Основная декларируемая цель федерального формата — «создание единых и братских отношений между народами». По этой идее, в Северной Сирии должны быть созданы условия, чтобы самоуправление на местах было организовано в соответствии с национальными и культурными особенностями проживающего там большинства.
По мнению участников конференции, провозглашение Северной Сирии должно стать началом федерализации всей страны.
Фактически федеративный формат был провозглашен сирийскими курдами и их союзниками из военных и гражданских организаций ассирийцев и арабов еще в январе 2014 года. Тогда они договорились о создании автономии Рожава (местное название Сирийского Курдистана) на подконтрольных им территориях. Автономия представляла собой три анклава в Северной Сирии, которые были объявлены кантонами: Африн, Кобани и Джазира. Общая численность местного населения Рожавы оценивалась в 4,5 млн человек (для сравнения: довоенная численность населения Сирии составляла около 18 млн человек).
Самый крупный город автономии — Камышлы с 400 тыс. жителей — контролировался частично курдами и ассирийцами, частично правительственными силами. На одних улицах висели портреты Абдуллы Оджалана (главный идеолог курдов) и их желто-красно-зеленые флаги, на других — портреты Башара Асада и государственные флаги. Правительство Сирии не одобрило и не осудило провозглашение автономии. Руководство Рожавы декларировало себя именно как часть страны. При этом, по словам представителей курдских организаций, переговоров о признании новой автономии с правительством не велось.
Ранее курдские анклавы не имели никакой наземной связи с районами, подконтрольными правительственным силам. Эти территории разделяли фронты «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая группировка). С севера Рожава граничила с Турцией, которая объявила организации сирийских курдов террористическими и закрыла совместные с ними пограничные переходы. С востока кантон Джазира имеет общую границу с Иракским Курдистаном, который вполне официально считается автономным от центральных властей регионом. Здесь до сих пор действует только один переход, через который разрешено перемещение сирийских беженцев и отдельных иностранцев.
Никаких внешних экономических связей сирийская Рожава не имела. Богатый нефтяными полями кантон Джазира вынужден был законсервировать 80% своих месторождений. 20% с избытком хватало для внутренних нужд.
Экономика носила преимущественно аграрный характер, ориентированный на внутреннее потребление. Неоднократные попытки курдов договориться с турками об открытии границ ни разу не увенчались успехом. Иракский Курдистан тоже не проявил особого рвения к экономическому сотрудничеству с соседями.
Важный момент: курды, живущие в Сирии и Ираке, относятся к разным субэтносам. Иракские — это сорани. Власть у них принадлежит либерально-националистической Демократической партии Курдистана. Сирийские, в свою очередь, относятся к курманджи. К ним также относится подавляющее большинство турецких курдов. По сути, это искусственно разделенный народ. У многих сирийских курдов есть родственники в Турции. Ведущей идеологией у них является демократический социализм Абдуллы Оджалана, лидера Рабочей партии Курдистана (РПК). Оджалан с 1999 года сидит в турецкой тюрьме, а РПК объявлена турецкими властями террористической организацией.
Однако в 2015 году ситуация в Рожаве начала меняться. Благодаря успешным военным действиям против ИГ сирийские курды увеличили свои территории почти в два раза. Были соединены кантоны Кобани и Джазира. В начале этого года началось наступление курдов из кантона Африн на районы, подконтрольные отрядам «умеренной оппозиции», чтобы соединиться с кобани. Но после резких заявлений со стороны Турции и объявления перемирия в Сирии наступление было остановлено. Тем не менее уже этих военных успехов оказалось достаточно, чтобы Рожава закрепила свой статус и превратилась в Федерацию Северная Сирия.
Конец войны в Сирии
Прежнее название автономии носило несколько националистический характер. Рожава по-курдски значит «запад» или «Западный Курдистан». Курды — крупнейший народ в современном мире, который не имеет своего государства. Области их компактного проживания поделены между Турцией, Сирией, Ираком и Ираном. Сами курды называют эти области Северный Курдистан (или Бакур), Западный (Рожава), Южный (Башур) и Восточный (Рожлат) соответственно. То есть отчасти смена названия важна для интернационализации региона.
Второй момент: со времени провозглашения автономии курды и их союзники освободили от радикалов ИГ районы, где проживают преимущественно арабы и ассирийцы. Федерация Северной Сирии, таким образом, это компромиссный и объединяющий формат для всех народов.
То, что курды не стали ждать окончания международных переговоров по преодолению сирийского кризиса, которые проходят в Женеве, логично. Радикальная сирийская оппозиция (при горячей поддержке Турции) последовательно возражает против участия курдов в этих переговорах. Представители умеренной оппозиции, в свою очередь, тоже не в восторге от курдского присутствия. Их позиция заключается в том, что курды являются союзниками правительства Башара Асада, и, таким образом, правительственная делегация автоматически защищает курдские интересы.
Тема федерализации Сирии стала активно обсуждаться в СМИ как оптимальный вариант разрешения сирийского конфликта почти сразу после начала перемирия. Оно вступило в силу 27 февраля.
«Газета.Ru» ранее писала, что представители курдов согласовали вопрос федерализации с Россией и США, однако этот формат предстоит обсудить еще и с непосредственными участниками конфликта. Предполагается, что в итоге Сирия будет поделена на три части: Северную, Центральную и Южную.
Продолжение войны в Турции
Турция уже успела выступить против любого формата предоставления независимости сирийским курдам. Вчера министр иностранных дел страны Мевлют Чавушоглу заявил, что его страна выступает за территориальную целостность Сирии и не приемлет федерализации страны, сообщил телеканал Al-Arabiya. Турецкая газета Daily Sabah вчера написала, что государственный департамент США не будет признавать одностороннюю федерализацию севера Сирии. Вашингтон, ценящий свой союз с Анкарой, также выступает за единство и территориальную целостность страны. Впрочем, между США и Турцией нет единства в курдском вопросе.
Американское руководство не раз давало понять, что готово пойти навстречу курдам, а также требовало от Турции прекратить артиллерийские удары по Рожаве.
Таким образом, на данный момент нет реальных факторов, которые помешали бы Федерации Северная Сирия заявить о своих правах.
Федерализация Сирии подразумевает, что сирийским курдам удастся сохранить свои военизированные формирования СНС и ввести управление на подконтрольных территориях в том виде, в каком они хотят. Именно этого и боятся в Турции. Турецкие власти уже заявляли о том, что сирийские курды оказывают помощь РПК. Именно Рабочая партия Курдистана ведет с лета прошлого года боевые действия на юго-востоке Турции против армии и полиции. По данным турецких спецслужб, сторонники партии причастны к недавним терактам в Анкаре, когда погибли и пострадали десятки гражданских лиц.
Россия пока также не готова официально поддержать или осудить решение курдов на конференции в Румелане. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал в четверг в Кремле, что судьбу Сирии должны решать сами сирийцы.
«Внутреннее устройство сирийского государства — это дело сирийцев, и эта тема должна регулироваться на основании инклюзивного процесса, в котором участвуют все конфессиональные и этнические группы, проживающие на территории Сирии: курды или сунниты, алавиты, друзы и так далее», — приводит слова Пескова ТАСС. Чиновник подчеркнул, что для России, «конечно, важно, чтобы Сирия оставалась единым государством».