О том, что четыре парламентские партии ведут консультации о разделе сорока одномандатных округов, «Газета.Ru» писала в середине февраля. Секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов рассказал тогда, что думские политсилы договариваются о заключении соглашения, которое подразумевает, что каждая партия получит по десять округов, в котором оппоненты не будут выставлять своих кандидатов. Неверов утверждал, что с соответствующей инициативой на единороссов вышли представители думской оппозиции. Те это отрицали. «С идеей соглашения вообще не партии выходили», — говорил источник в Госдуме, подразумевая, что автором идеи был Кремль.
Как все начиналось
Именно администрация президента была инициатором раздела округов, подтвердили «Газете.Ru» несколько источников, близких к руководству Госдумы и Кремлю.
Еще примерно в мае-июне 2015 года, рассказывает один из источников, администрация президента запросила у лидеров КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» списки наиболее перспективных, на их взгляд, одномандатников.
«Они (думская оппозиция. — «Газета.Ru») принесли совершенно неадекватные списки. У коммунистов оказалось чуть ли не сто человек, у эсэров — около пятидесяти, и еще примерно несколько десятков у ЛДПР.
Большинство из них были просто неизбираемы», — возмущается собеседник «Газеты.Ru».
После единого дня голосования — 2015, продолжает он, Кремль, который и сам мониторил ситуацию, анализируя, кто из членов думских партий в состоянии победить в округах, составил собственный список рейтинговых парламентариев и региональных политиков. В конце осени — начале зимы прошлого года начались переговоры о том, чтобы каждая парламентская политсила получила по десять гарантированных для победы округов. В таких территориях должны были выдвигаться наиболее ценные для партий кадры.
Замысел Кремля, уверяет собеседник в руководстве Госдумы, заключался в том, чтобы, с одной стороны, «наградить» парламентскую оппозицию в рамках так называемого крымского консенсуса, когда вся нижняя палата парламента (за единичными исключениями) дружно поддержала присоединение полуострова к РФ, а с другой — показать, что этот консенсус по-прежнему сохраняется. Переход на смешанную систему выборов Госдумы, когда половина депутатов избирается по спискам, а вторая половина — по округам, выгоден в первую очередь «Единой России». Остальные партии рискуют существенным уменьшением собственных фракций за счет потери мест по спискам. Наличие договорных округов в ряде регионов отчасти компенсировало бы сокращение списочных мест.
Однако странно было бы объяснять переговоры о разделе округов одной лишь только заботой Кремля о парламентской оппозиции.
Склонностью к политической благотворительности это ведомство не отличалось никогда. Есть и другие мотивы, которые двигали администрацией президента, — по возможности снизить количество скандалов на выборах (особенно в тех округах, где будут избираться статусные политики), за счет «расчистки» округов отчасти подстраховаться, чтобы в Думу не прошли «нежелательные элементы». Можно выделить и такой прагматичный мотив, как намерение сделать депутатов, которые пройдут по договорным округам, обязанными — в следующей Думе им при необходимости всегда можно будет напоминать, что условия их избрания в свое время максимально облегчили.
Переговоры, как водится в таких случаях, шли за закрытыми дверями. В них участвовали только лидеры партий, которых по одному приглашали в администрацию президента. Все вместе, рассказывает источник в руководстве одной из думских фракций, они ни разу не собирались и не обсуждали раздел округов.
Ход конем
В середине февраля неожиданно для оппозиции единороссы сделали ход конем: Неверов рассказал журналистам о том, что думские партии обсуждают заключение соглашения о разделе сорока одномандатных округов. Либерал-демократы, как самые верные после ЕР союзники Кремля, сразу признали факт переговоров. В рядах эсэров и коммунистов информация вызвала шок. «Миронов (лидер СР. — «Газета.Ru») никому не рассказывал, что ведет такие переговоры», — делится собеседник в партии.
Лидеры думской оппозиции не подозревали, что факт переговоров станет достоянием СМИ. Их об этом не предупредили. Почему?
«Всем сразу объяснили, что должно быть прозрачное соглашение с понятными принципами как для своих партий, так и для избирателей. Но им (оппозиции. — «Газета.Ru») хотелось получить все втихаря», — утверждает источник в руководстве Госдумы.
Было решено выдать информацию журналистам, чтобы вынудить лидеров партий на публичную реакцию, посмотреть, кто как себя поведет, добавляет собеседник, знакомый с ходом переговоров.
«А заодно хотели всех замазать, показать, что оппозиция — не такая уж и оппозиция, и тем самым снизить интерес к выборам, — добавляет источник в одной из парламентских партий. — Что должны думать избиратели, зная о таких переговорах? Некоторые просто не пойдут голосовать! Снижение явки — в интересах «Единой России», у которой падает рейтинг, и неизвестно, каким он будет непосредственно перед выборами».
После того как информация о переговорах вышла в публичное пространство, Сергей Миронов признался партийцам, что консультации действительно имеют место и что он еще в конце прошлого года предварительно согласовал в Кремле список из десяти одномандатников, под которых могут быть расчищены округа, рассказывает источник в «Справедливой России».
Публично же лидер эсэров высказался более осторожно: «Никакого соглашения нет, но, будучи человеком честным, хочу сказать, что лично я такие консультации веду», — заявил он в эфире телеканала «Россия 24».
Позже Миронов сказал однопартийцам, что договоренности пока остаются в силе и «вводные как по кандидатам, так и по округам не менялись», уточняет собеседник в СР.
Помимо тех кандидатов от «Справедливой России», которых «Газета.Ru» называла ранее (Александр Бурков, Галина Хованская, Валерий Гартунг, Михаил Емельянов, Федот Тумусов, Анатолий Грешневиков),
в списке предварительно согласованных, по информации «Газеты.Ru», — зампред комитета по делам СНГ генерал-майор милиции Татьяна Москалькова и председатель комитета по экономполитике Анатолий Аксаков.
Он имеет особые заслуги перед федеральным центром: в прошлом году не стал выдвигаться на губернаторских выборах в Чувашии, где мог составить конкуренцию главе региона Михаилу Игнатьеву. В обмен на отказ от участия в кампании депутат получил пост председателя комитета. Также в десятке эсэров, под которых могут быть расчищены округа, — лидер нижегородского отделения партии Александр Бочкарев. Он единственный из списка, кто сейчас не является депутатом Госдумы.
Секретарь президиума центрального совета «Справедливой России» Александр Бурков, отвечающий в партии за выборы, заявил «Газете.Ru», что в настоящее время Сергей Миронов «продолжает переговоры». «Наша позиция такова: в Думе необходимо сохранить сильные, профессиональные фигуры, которые есть в каждой фракции, поэтому возникло предложение развести их по округам», — сказал он, уточнив, что Миронов ведет переговоры с КПРФ, ЛДПР и «Единой Россией».
Лидер либерал-демократов Владимир Жириновский также предварительно согласовал свою десятку «льготных» одномандатников еще в конце прошлого года, сообщил «Газете.Ru» источник в руководстве Госдумы и подтвердил собеседник в партии.
Помимо главы комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослава Нилова и зампреда комитета по науке, бывшего кандидата в мэры Москвы Михаила Дегтярева, называвшихся ранее,
речь также идет о депутате Вадиме Деньгине. Он выступал соавтором таких резонансных инициатив, как закон «о праве на забвение», закон, требующий от иностранных интернет-сервисов хранить персональные данные россиян на территории России, закон, ограничивающий 20-процентную долю иностранного владения в СМИ.
Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев заявил «Газете.Ru», что «работа (то есть переговоры. — «Газета.Ru») ведется, думаю, к концу мая закончится».
Куда сложнее обстоит дело с КПРФ. Источник в руководстве партии сказал «Газете.Ru», что «отдельные вопросы обсуждаются всегда, а системно, пакетно — не было, нет и нереально». «Есть грань между диалогом и публичным союзом. Мы ее чувствуем и знаем, что переход этой грани невозможен. Да и чисто теоретически пачкой снимать сейчас своих кандидатов — проблематичный, конфликтный путь», — говорит он.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов дал не столь категоричный комментарий. «Речь идет не о соглашении, а о том, чтобы партии имели возможность соревноваться на выборах. В Госдуме есть люди, чей авторитет признается всеми фракциями. Любая нормальная власть не будет им мешать. Дайте им возможность выступать на телевидении, проводить дебаты. Выборы должны быть выборами — об этом речь», — заявил он «Газете.Ru».
Однако на дважды заданный прямой вопрос, действительно ли Компартия не готова договариваться на условиях, которые публично обозначила ЕР, пойдя на уступки хотя бы в нескольких округах, Зюганов ушел от прямого ответа.
«Да не в этом дело, — сказал он. — Мы уже выдвинули своих кандидатов (то есть определились, кто где пойдет. — «Газета.Ru»), а они (ЕР. — «Газета.Ru») пока ничего не предлагают. Не было такого обсуждения». Не проходили у него и переговоры с Кремлем, утверждает лидер КПРФ.
Между тем источники в руководстве Госдумы и в партии говорят обратное. Чуть более двух недель назад Зюганов встречался с руководством внутриполитического блока Кремля, уверяет один из них. Однако ему неизвестно, каких договоренностей достигли и достигли ли вообще.
Депутат Госдумы от КПРФ на условиях анонимности рассказал «Газете.Ru», что совсем недавно руководство партии сообщило: его кандидатура в качестве одномандатника предварительно согласована наверху. Это также косвенное свидетельство того, что переговоры идут.
Как уже писала «Газета.Ru», в числе тех депутатов-коммунистов, против которых единороссы готовы были не выдвигать сильных кандидатов, — глава юридической службы ЦК КПРФ Вадим Соловьев, первый зампред комитета по международным делам Леонид Калашников и глава комитета по земельным отношениям и строительству, один из партийных спонсоров Алексей Русских.
По словам собеседников, близких к администрации президента, предполагалось, что в число «льготников» попадет и первый зампред комитета по образованию Олег Смолин.
Источники в партии говорят, что коммунисты согласовывают кандидатуры двух других партийных спонсоров: депутата Госдумы, главы Федерации бокса России Бориса Иванюженкова (Московская область) и председателя комитета по промышленности Сергея Собко, который намерен выдвинуться в Иркутской области.
В этом регионе на прошлогодних губернаторских выборах победу одержал коммунист Сергей Левченко.
Кремль в роли ювелира
Консультации о разделе округов завершатся не раньше конца мая, тогда же будет ясна окончательная конфигурация договоренностей, утверждают источники в руководстве Госдумы. К этому времени пройдут и праймериз «Единой России», которые покажут, насколько сильны те или иные кандидаты от партии власти. В июне состоятся предвыборные съезды всех политических сил.
До этого Кремлю предстоит провести, образно выражаясь, ювелирную работу, суть которой собеседник «Газеты.Ru» в руководстве одной из думских партий описал так: «Допустим, две парламентские партии захотят получить один и тот же округ. Кто должен их развести?
А если какой-нибудь губернатор не захочет, чтобы округ отдали, например, коммунистам? Кто должен ему сказать, что этого кандидата надо поддержать? Администрация президента».
Есть ситуации, когда у того или иного кандидата по разным причинам нет своего округа — например, он никогда плотно не работал в регионе, но при этом является уважаемым думцем, находится в конфликте с губернатором, которого сложно убедить поддержать этого человека, или же округ занят другой партией. Такие персоны тоже надо куда-то пристраивать.
Прежде чем расчистить территорию для конкретного выдвиженца, необходимо быть уверенным, что он действительно может победить. А для этого нужно проводить замеры, добавляет источник, близкий к Кремлю. Иначе может получиться, что округ отдашь под одного человека, а победу в итоге одержит другой.
По итогам консультаций все договоренности с огромной долей вероятности будут выглядеть не так, как это обсуждалось вначале: могут быть скорректированы фамилии «льготных» кандидатов и их количество от разных партий.
«Цифра десять — достаточно условная», — говорит собеседник, знакомый с ходом консультаций. По его словам, в окончательных списках у кого-то может оказаться больше десяти человек, у кого-то меньше в зависимости от избираемости тех или иных людей.
Как будет выглядеть в результате формат договоренностей между думскими политсилами — неясно. Высокопоставленный единоросс заявил «Газете.Ru», что если парламентская оппозиция не выйдет с инициативой о публичном соглашении, то «в дальнейших переговорах «Единая Россия» смысла не видит».
«Никаких публичных договоренностей не будет! — категорично высказывается Игорь Лебедев, вице-спикер Госдумы от ЛДПР. — Вы все узнаете после съездов, когда поднимете списки одномандатников и увидите, где и какая партия не выдвигала кандидатов».
Впрочем, проблема не в либерал-демократах и не в эсэрах. В первую очередь проблема в КПРФ, которая определенно не готова заключать коалиционную сделку, признавая это вслух. «Конечно, в выборный год коммунистам выгоднее быть оппозицией. Экономическая ситуация тяжелая, недовольство людей растет.
Протест буквально идет к Зюганову в карман», — рассуждает один из источников «Газеты.Ru».
Собеседник в руководстве Госдумы, однако, уверен, что теперь, после того как информация стала достоянием СМИ, договоренности по определению могут быть только публичными. «Все равно придется объяснять, почему три партии (оппозиционные. — «Газета.Ru») не выставляют кандидатов в каких-то округах или выставляют статистов», — говорит он.
Кстати, косвенно готовность выставить в ряде регионов статистов ранее подтвердил сам Зюганов. В эфире канала «Россия 24» он заявил: «Если вы выставляете сильного кандидата и мы видим, что он не антисоветчик, не антикоммунист, хорошо зарекомендовал себя в области промышленности, если он прекрасный аграрий, может быть, не имеет смысла нам выдвигать против него сильного кандидата, а мы можем решить иначе».
Человек, близкий к администрации президента, прогнозирует, что межпартийную сделку все же заключат, но носить она будет неформальный характер:
«Проект публичной коалиции мертв, но сама идея слишком сильна для того, чтобы умереть».
При этом большинство источников «Газеты.Ru» сошлись во мнении, что если коммунисты все же не пойдут на уступки, то договоренности, скорее всего, не реализуются ни в каком виде.
Впрочем, даже достижение «мира и согласия» не гарантирует стопроцентную победу всем «льготным» кандидатам. «Обязательно будут сюрпризы, — уверен потенциально сильный одномандатник одной из думских партий. — Под кого-то округ зачистят, а под кого-то не смогут.
В крупных регионах много разных групп, которые могут сломать всю игру. Если не губернатор, так его противники в элитах. Если не противники губернатора, так бизнес-структуры, у которых свои интересы.
Им без разницы, что кто-то о чем-то договорился. Выставят кандидата — и все. Такие ситуации обязательно будут возникать в крупных регионах — Москве, Московской области, Ростове, Новосибирске. В результате кто-нибудь (из согласованных кандидатов. — «Газета.Ru») обязательно пролетит».
Впрочем, признается собеседник «Газеты.Ru», с межпартийными соглашениями победить будет все же проще, чем совсем без них.