Для России нынешнее соглашение о прекращении враждебных действий особенно важно. Кремль уверен: именно оно сдвинет ситуацию в Сирии с мертвой точки и подчеркнет российское лидерство в процессе.
Об этом свидетельствует хотя бы то, как это было подано в отечественных СМИ. Президент России Владимир Путин лично объявил о достижении договоренностей по Сирии 22 февраля в эфире телеканала «Россия 1». В самом начале обращения политик подчеркнул: телефонный разговор между ним и американским президентом Бараком Обамой, в ходе которого и было одобрено совместное заявление о прекращении боевых действий, состоялся по инициативе российской стороны.
Дипломатический источник, знакомый с ходом сирийского процесса, рассказал «Газете.Ru»:
Путин использовал свой личный авторитет, чтобы придать дополнительный импульс политическим дискуссиям в Вашингтоне.
Недаром заявление российского президента появилось вечером, то есть утром по американскому времени, когда местные СМИ начинают составлять информационную картину дня.
«Ястребы» ждут
«Насколько мне известно, против нынешнего соглашения по Сирии резко выступили американское министерство обороны и ЦРУ, — считает собеседник «Газеты.Ru». — Бараку Обаме потребовалось немало сил, чтобы преодолеть это сопротивление политических «ястребов», которые хотят гораздо более активного вмешательства в сирийский конфликт. Заметьте, президент США после заявления Путина долго молчал. Обама подтвердил договоренности лично только вчера, когда, очевидно, получил все гарантии со стороны скептиков из силовых ведомств».
В четверг президент США обозначил свою позицию относительно перемирия в Сирии. «Ни у кого из нас нет иллюзий. Мы все в курсе о возможных препятствиях, и есть много причин для скепсиса, — заявил Обама после встречи с Советом национальной безопасности США. — Но история нас жестоко осудит, если мы хотя бы не попытаемся завершить этот ужасный конфликт дипломатическими средствами».
Главное, чего удалось добиться России и США соглашением, это преодолеть противоречия, которые долгое время сохранялись между странами в подходах к террористическим организациям. Вашингтон неоднократно обвинял Москву в том, что российская авиация под предлогом борьбы с террористическими организациями наносит удары по прозападной сирийской оппозиции. Тем самым Кремль помогал войскам действующего президента Сирии Башара Асада в борьбе с конкурентами в будущем дипломатическом процессе.
Глава МИД Сергей Лавров, в свою очередь, не раз парировал: если бы Россия и США ранее согласовали единый список целей, которые военным обеих держав можно поражать, недоразумений можно было бы избежать.
Соглашение о перемирии переносит эту дискуссию в принципиально другое русло. Оно ставит всем боевым и политическим группировкам внутри Сирии ультиматум: либо вы присоединяетесь к соглашению, признаете перемирие и становитесь легитимными участниками дипломатического процесса, либо отвергаете документ и автоматически переходите в разряд террористических группировок. Их можно бомбить и России, и США вместе с уже признанными на международном уровне террористами из «Исламского государства» (организация запрещена в России) и «Джебхат ан-Нусры» (обе организации запрещены в России).
Последние приготовления
В пятницу Россия предприняла последние попытки поддержать перемирие дипломатическими средствами. В Москве прошли переговоры между министрами иностранных дел Лиги арабских государств, самой влиятельной международной организации исламского мира, и главой МИД России Сергеем Лавровым. Дипломаты поддержали режим сирийского перемирия и одобрили идею создания широкой международной антитеррористической коалиции под эгидой ООН.
Кроме того, несколько авторитетных отечественных и западных СМИ привели одни и те же слова анонимного дипломатического источника из МИД России, который заявил: после перемирия уже существуют планы возобновить дипломатический процесс по преодолению сирийского кризиса в Женеве. По этим данным, переговоры о создании правительства национального единства в Сирии могут возобновиться уже 7 апреля.
3 февраля спецпредставитель ООН по Сирии Стаффан де Мистура объявил о том, что переговоры между делегацией официального Дамаска и двумя делегациями сирийской оппозиции замораживаются, так как между ними слишком много противоречий. Женевский процесс не восстановлен до сих пор.
Днем 26 февраля Владимир Путин сделал еще одно заявление по Сирии, в котором подтвердил: воюющие в Сирии группировки отозвались на призыв России и США, многие из них уже подтвердили Москве готовность прекратить перестрелки.
«Конечно, мы прекрасно понимаем и отдаем себе отчет в том, что это будет сложный, а может, даже противоречивый процесс примирения, но другого пути, кроме как выхода на мирное урегулирование, не существует», — эти слова Путина во многом повторяли общий посыл Обамы.
Неуловимый «план Б»
Американский лидер между тем уже готовится к неудаче. В начале недели госсекретарь США Джон Керри предупредил: американская администрация разрабатывает «план Б» в Сирии.
Дипломат отрицал, что США ожидают скорый раздел Сирии на несколько частей, а также отверг вероятность размещения в этой стране крупного военного контингента в 15–20 тыс. человек как со стороны США, так и со стороны кого-либо из их союзников.
Между тем именно в таком ключе воспринял слова Керри директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин. Как заявил эксперт на ближневосточной конференции дискуссионного клуба «Валдай» 26 февраля, под «планом Б» скрывается либо желание США начать в Сирии наземную операцию, либо согласие Вашингтона на раздел страны. Впрочем, Обама в данный момент не готов расширять военную кампанию США, добавил Наумкин.
«Есть мнение, что под «планом Б» США подразумевают: если режим прекращения огня провалится, Вашингтон введет против России дополнительные санкции. Однако это маловероятно. Российско-американские отношения несильно пострадают в случае провала», — рассказал «Газете.Ru» Владимир Евсеев, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ. У Вашингтона пока нет конкретного понимания, что делать, если перемирие в Сирии так и не наступит, считает эксперт.
По мнению Зеева Ханина, эксперта израильского Университета Бар-Илан, слухи о «плане Б» могут свидетельствовать о растерянности Вашингтона. «Очевидно, что координация действий в Сирии происходит, но координация эта очень фрагментирована. Например, двусторонние контакты по сирийскому конфликту поддерживают Москва и Вашингтон, Вашингтон и Анкара, Москва и Тегеран, даже Вашингтон и Иерусалим, — считает собеседник «Газеты.Ru». — Но это все отдельные процессы. Вполне вероятно, что «плана Б» вообще нет, а США просто сигнализируют готовность к дальнейшим действиям в случае срыва перемирия».
Вероятные действия США в случае срыва перемирия — оказание военной помощи лояльным участникам сирийского конфликта или усиление давления на Турцию, считает Евсеев. Оба варианта могут дестабилизировать ситуацию.
По его мнению, Анкара является главным дестабилизирующим фактором в Сирии, так как продолжает наносить артиллерийские удары по позициям местных курдов, которые стремятся получить независимость от Дамаска. США неоднократно призывали турецкие власти прекратить обстрел.
Анкара считает и турецких, и сирийских курдов террористами. Дело в том, что курдские организации много лет выступают за автономию своих регионов в составе и Турции, и Сирии. Нынешний конфликт приближает курдских националистов к реализации их целей.
Россия сближает
Несмотря на то что нынешнее перемирие в Сирии действительно усиливает позиции Москвы, ее нельзя назвать победившей стороной, считает Владимир Евсеев.
По его словам, сегодня Россия стремится достичь двух целей в Сирии. Первая — добиться возобновления переговоров в Женеве между основными сирийскими силами. Вторую цель Кремль считает необходимым условием для достижения цели первой. И это перелом военной ситуации в Сирии в пользу Башара Асада. Таких боевых успехов пока не наблюдается.
«Сегодня для Сирии видятся три варианта развития событий. Первый — это раздел Сирии на несколько частей под натиском сепаратистских настроений. Второй — обеспечение международным сообществом единой власти Асада или сил, связанных с ним. Третий — сохранение формально единой Сирии с сильными автономиями. Второй вариант приемлем только для Москвы», — считает Зеев Ханин.
По многочисленным свидетельствам ближневосточных СМИ, за несколько дней до начала перемирия действия армии, лояльной президенту Сирии Башару Асаду, резко усилили наступление на север и восток страны, пытаясь захватить город Алеппо. Если силы Дамаска вытеснят оттуда антиправительственных боевиков, это существенно усилит позиции Асада — в том числе на женевских переговорах.
Вооруженным силам Дамаска активно содействуют российские ВКС. Это вызывает резкую критику как со стороны США, так и со стороны сирийской оппозиции. Многие из оппозиционных переговорщиков сомневаются, что Москва готова отказаться от бомбардировок Алеппо после объявления перемирия.