Предположительно, массовая драка в в/ч 16544 произошла еще во вторник, 23 февраля, однако первые сообщения об инциденте появились только в пятницу. Информации о происшествии немного. «Газете.Ru» удалось связаться с одним из военнослужащих этой воинской части, который рассказал свою версию событий. Во вторник после смены в карауле контрактник-чеченец (фамилия известна «Газете.Ru») пришел на обед в столовую, где попытался получить порцию без очереди. «У нас принято, что караульных пропускают без очереди, — пояснил «Газете.Ru» источник в в/ч 16544 в селении Борзой. — Но в часть приехали разведчики, и они буквально выкинули его из очереди».
По словам собеседника, караульного избивали в столовой. «Лупили его прямо на месте, при куче народа, руками, ногами, чем придется.
За него вступилась чеченка-повариха, а иначе и убить могли. А разведчики эти русские в основном были», — описывает случившееся очевидец.
По его словам, после того, как избили этого парня, «пошел очень большой шум, все были дико возмущены».
Как пояснил «Газете.Ru» собеседник в части, за избитого чеченца на другой день решили заступиться товарищи из спецбатальона — в основном уроженцы Дагестана и Чечни. Последовавшую за этим массовую драку один из военнослужащих снял на камеру телефона, и в пятницу видео, предположительно, этой драки появилось в интернете. Судя по ролику, в беспорядках принимает участие несколько десятков человек.
Как в итоге удалось остановить драку и чем она завершилась, достоверно неизвестно. Другой источник «Газеты.Ru» в воинской части утверждает, что конфликт случился между разведчиками (коллектив там смешанный, есть и чеченцы, и русские) и мотострелками (в основном там сибиряки) из разных частей, и всего, предположительно, в драке пострадали около 30 человек.
«В части сейчас большой шухер, Кадыров прислал своего представителя, плюс проверяющие из округа приехали и из Москвы, сейчас тут все перетрясут, никого никуда не впускают и не выпускают», — рассказывает один из контрактников этой воинской части.
По его словам, начальство пыталось предотвратить конфликт, но ничего не вышло.
Что касается пострадавшего караульного, сейчас он в больнице — предположительно, у него серьезные травмы. Родом он из Шатойского района Чечни, рассказал один из его сослуживцев. Во время войны его родное село было разрушено, и семья переехала в Грозный. В части 16544 он успел отслужить всего несколько месяцев.
Между тем собеседник в части рассказал «Газете.Ru», что в прошлом году в этой же части якобы была еще одна массовая драка. «И тоже были пострадавшие, — говорит источник. — Но те, кому тогда сильно досталось, промолчали, жаловаться никуда не стали, и в итоге все по-тихому замяли».
Глава администрации селения Борзой Рамзан Мучаров рассказывает, что жители села с военными живут дружно.
«Это очень большое подразделение, целая бригада, 4 тыс. военнослужащих, они у нас с 2000 года базируются. А в самом селе народу меньше — 2,3 тыс.человек, — рассказывает Мучаров «Газете.Ru». — Больше 200 жителей наших там вольнонаемными трудятся, работать в части престижно, зарплату военным хорошую платят».
Контрактники получают до 40 тыс. руб., обычные жители села — 10–15 тыс., живут в основном за счет скотины. «Коров держат, коз, лошадей, овец — потом их в мясной лавке в районе продают, село наше зажиточным считается, много наших пацанов по контракту в бригаде этой служат, и все за места держатся, — объясняет Мучаров. —
С военными мы всегда хорошо жили, всегда ладили, никто из них гражданских не обижал. Летом вот обращение им писали, чтобы солдаты не ходили в майках и шортах по селу, у нас так не принято. И с тех пор они только по форме оттуда выходили».
«На территории Чечни российские военные просто не будут себя так вести, ведь понятно, что за избитого чеченца обязательно вступятся. Так что для этого должна быть серьезная причина, о которой мы вряд ли узнаем, в межнациональном скандале никто не заинтересован: ни сами чеченцы, ни наши военные», — замечает адвокат Александр Островский.
Глава Чечни Рамзан Кадыров утверждает, что драка носила «откровенно бытовой характер и не имела никакого отношения к выполнению воинских обязанностей».
«Начало конфликту положил инцидент, имевший место еще 23 февраля, — написал Кадыров у себя в инстаграме. — Один из военнослужащих сделал замечание другому за ярко выраженные нецензурные высказывания в присутствии женщины-повара. Это переросло в выяснение отношений. Командование части своевременно не урегулировало обстановку. Достоверно известно, что разговоры об участии в драке гражданских лиц не соответствуют действительности. Также нет никаких оснований говорить о том, что ссора произошла на почве межнациональной неприязни. Отдельные СМИ и лица выступают с заведомо ложными комментариями, пытаясь представить случившееся как конфликт между русскими и чеченцами. Это драка между мужчинами, в которой участвовали люди совершенно разных национальностей, а не только русские и чеченцы. Ничего удивительного в этом нет. Подобные явления происходят в любой армии мира. Мы совместно с представителями командования армии приняли необходимые меры. А степень вины каждого определят компетентные органы. Я советую не пытаться политизировать и раздувать рядовой случай. Сами военнослужащие уже поняли друг друга и раскаиваются. Окончательное слово за законом, соблюдать который обязаны все».
«Тот сибиряк, что чеченца избил, уже сильно пожалел об этом, ему объяснили, что он не прав, и он уже раскаялся, — говорит один из бойцов. — Больше он никого бить не будет».
В военной прокуратуре оперативный комментарий получить не удалось.
Совету по правам человека при президенте России подтвердили факт массовой драки в воинской части в чеченском селе Борзой. Об этом «Газете.Ru» рассказал глава комиссии СПЧ по правам военнослужащих Сергей Кривенко. «Наши коллеги подтверждают факт драки, но ее подробностей пока нет. Это может быть связано с тем, что с осени 2014 года впервые за 20 лет начался призыв чеченцев в армию. Сейчас подросло поколение, которое в силу возраста не воевало во время первой и второй чеченских кампаний. Но напряженность могла остаться», — полагает правозащитник.
Это первый известный случай массовой драки в воинской части за последние несколько лет, в которой замешаны уроженцы северокавказских республик.
«Количество таких конфликтов резко снизилось, когда Минобороны сократило призыв из северокавказских республик в середине 2000-х годов, — говорит Кривенко. — До этого в СМИ часто сообщали о резонансных конфликтах, когда старослужащие из национальных республик терроризировали своих сослуживцев». Вероника Марченко из фонда «Право матери» вспоминает, что громкие случаи дедовщины на нацпочве были в 2009 году в Дальневосточном округе и в 2012-м в одной из частей Петропавловска-Камчатского.
Дедовщина перестала быть повсеместной проблемой в армии после сокращения срока службы с двух лет до одного года. При необходимости в СПЧ готовы взять под контроль расследование инцидента в в/ч 16544, но, говорит Кривенко, расследовать такие случаи в последние годы сложно. По его словам, правозащитников после украинских событий почти перестали впускать в воинские части. Кроме того, военная полиция пока не получила функции дознания и этим до сих пор занимаются командиры. Из-за этого, по его словам, «говорить об открытом и независимом расследовании подобных инцидентов не приходится».