Секретарь генсовета «Единой России» (ЕР) Сергей Неверов рассказал «Газете.Ru», что представители парламентской оппозиции обратились к единороссам с предложением не выставлять сильных кандидатов друг против друга в ряде избирательных округов. Источник в партии конкретизирует: речь идет, скорее всего, о 40 одномандатных округах, по десять для каждой партии.
По словам Неверова, в настоящее время вопрос обсуждается, но конкретных договоренностей пока нет. «Все партии будут подходить к вопросу подбора кандидатов по одномандатным округам серьезно, — рассуждает собеседник «Газеты.Ru». — «Единая Россия» будет делать это через предварительное голосование (так называемые праймериз. — «Газета.Ru»), которое будет проходить по всем без исключения одномандатным округам. У «Единой России» есть возможность выдвинуть сильного кандидата по каждому из них».
Но если будет достигнуто межпартийное соглашение, то, по словам секретаря генсовета ЕР, победителям предварительного голосования в тех округах, которых коснется это соглашение, будет предложено выдвижение по спискам.
Источник, близкий к Кремлю, напоминает, что окончательное решение по кандидатам все-таки принимает съезд: «Партия на съезде сможет точечно и по справедливости решить этот вопрос. А на тему обид — всегда кто-то обижается».
В положении о праймериз «Единой России» предусмотрена возможность того, что съезд будет корректировать результаты внутрипартийного голосования. Согласно п. 2.5, председатель партии вправе вносить такие коррективы по спискам и одномандатным округам.
«Единая Россия» уступает
Если говорить о единороссах, то, по информации «Газеты.Ru», соглашение может коснуться тех округов, где намерены выдвигаться сам Неверов (Смоленская область), глава фракции ЕР в Госдуме Владимир Васильев (Тверская область), глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая (Камчатский край), вице-спикеры Госдумы Сергей Железняк (Москва) и Андрей Исаев (Санкт-Петербург), глава думского комитета по аграрным вопросам Николай Панков (Саратовская область), глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев (Ростовская область), глава думского комитета по финансовому рынку, секретарь московского отделения ЕР Николай Гончар, депутат Госдумы, сопредседатель центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева (Ставропольский край), депутат Госдумы, сопредседатель московского штаба ОНФ Вячеслав Лысаков (Москва).
Неверов говорит, что ЕР «стремится к развитию и укреплению политической культуры, неотъемлемой частью которой является межпартийный диалог»: «У каждой парламентской партии есть люди, которые являются сильными экспертами в своих областях. Крайне важно поддержать таких специалистов, которые будут приносить пользу в Государственной думе».
При этом, считает Неверов, если межпартийное соглашение будет достигнуто, то «Единая Россия» потеряет больше других: ей придется не выдвигать кандидатов в округах, где будут выдвинуты специалисты от КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР.
При этом не выставлять сильных кандидатов, по информации «Газеты.Ru», единороссы готовы в тех округах, где будут выдвигаться эсэры Александр Бурков (Свердловская область), Галина Хованская (Москва), Валерий Гартунг (Челябинская область), Михаил Емельянов (Ростовская область), Федот Тумусов (Якутия), Анатолий Грешневиков (Ярославская область), либерал-демократ, глава комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов, коммунисты Вадим Соловьев (Тверская область), глава комитета по земельным отношениям и строительству Алексей Русских (Московская область), член президиума ЦК КПРФ Леонид Калашников, а также зампреды ЦК КПРФ Иван Мельников (Москва) и Владимир Кашин (Московская область).
Далеко не факт, что Мельников и Кашин будут выдвигаться по округам, вполне возможно, они будут включены в федеральную часть списка КПРФ. Правда, источник в КПРФ говорит, что Кашин все-таки может пойти именно одномандатником по Московской области.
Неясна ситуация и с Соловьевым. Ранее он сам говорил «Газете.Ru», что партия намерена его выдвинуть на выборах губернатора Тверской области, которые также пройдут в 2016 году. В этой ситуации, вполне возможно, Соловьев одновременно с участием в губернаторской кампании возглавит областной партсписок на думских выборах, а по округу выдвигаться не станет.
По словам источника «Газеты.Ru», близкого к руководству Российской Федерации, против ряда оппозиционных кандидатов просто не имеет смысла выставлять «своих». Например, к таким относится коммунист Вадим Соловьев в Тверской области или представитель эсэров Галина Хованская по Москве.
«Вот зачем ресурсы тратить против Хованской? Я бы не стал. При этом конкурентности это не отменяет. Хочет «Родина» или ПАРНАС с ней воевать — пусть воюют. Вот и конкуренция», — считает близкий к Кремлю источник.
Еще один источник объясняет готовность ЕР к заключению межпартийного соглашения тем, что у партии «не так много сильных кандидатов, которые могут победить без админресурса». К тому же непонятно, каким будет отношение к ЕР ближе ко дню голосования, как скажется на ее рейтингах ухудшающаяся экономическая ситуация.
Комфортный договор
Поскольку власть по возможности хочет избежать скандалов и жесткого использования административного ресурса, как это было на выборах-2011, то ей гораздо комфортнее пойти по пути договоренностей с оппозицией и обеспечить возможность спокойного избрания некоторых наиболее ценных для нее кандидатов.
В качестве примера собеседник «Газеты.Ru» приводит Ирину Яровую, которая дважды, в 2000 и 2003 годах, баллотировалась как одномандатница, но в обоих случаях ее ждал провал. В нынешнюю Думу Яровая попала благодаря тому, что свой думский мандат ей передал Дмитрий Медведев, возглавлявший список партии власти во время прошлой кампании.
Похожую версию выдвигает и еще один собеседник, близкий к Кремлю: «Среди названных фамилий есть сильные кандидаты, но многие из них будут загружены на организационной работе, например тот же Неверов. Конечно, им лучше облегчить жизнь. А некоторым названным фронтменам партии вообще нелишне «соломку подстелить» с точки зрения их личных ресурсов и выбранных округов».
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил «Газете.Ru», что пока не в курсе переговоров о межпартийном соглашении. Но сама по себе идея отторжения у него не вызывает. «Чтобы заключать соглашения и договариваться, надо понимать, на какой основе и во имя чего. Мы — за диалог, — рассказал политик. — Если будут соблюдаться правила кампании, то избиратель должен смотреть на диалог и определяться. Пока «Единая Россия» готовность к диалогу не проявляла».
Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев заявил, что в курсе этих предложений: «Подробности говорит не буду, но в общих чертах подобные переговоры ведутся, и такая схема существует». Имена переговорщиков либерал-демократ называть не стал, заявив, что пока речь идет только о предварительных договоренностях.
«Все парламентские партии дали предварительное согласие. Конечно, это всем интересно. Каждая партия получит высокий процент уверенности, что ряд их кандидатов точно пройдет в Думу», — заверил Лебедев.
А вот секретарь президиума центрального совета «Справедливой России» Александр Бурков, ответственный за избирательную кампанию своей партии, о соглашении не слышал и воспринял эту идею в штыки. Справедливоросс уверен, что любые переговоры с ЕР бессмысленны, так как на уровне региона губернаторы и мэры все равно будут проталкивать «своих близких» невзирая на то, о чем договорились в Москве.
«Да и вообще, единороссов мы не боимся. У них сильных одномандатников нет. У ЛДПР вообще только Владимир Жириновский. Только эсэры и коммунисты имеют сильных кандидатов», — заключает Бурков из «Справедливой России».
При этом эсэр подчеркивает, что высказывает личное мнение: «Вот если Неверов озвучит эту идею на уровне нашего лидера Сергея Миронова, тогда можно рассматривать».
Идея без автора
Никто из представителей думской оппозиции не подтвердил «Газете.Ru», что предложение поделить одномандатные округа между партиями исходит от них.
«С идеей соглашения вообще не партии выходили», — заявил собеседник «Газеты.Ru» в Госдуме. Один из источников, близких к Кремлю, говорит, что инициатива уже точно обсуждалась в администрации президента.
Впрочем, по мнению председателя совета директоров ИСЭПИ Дмитрия Бадовского, это межфракционное соглашение с системной точки зрения выгодно всем парламентским партиям.
«Это подтверждение тех коалиционных принципов, которые сложились в нынешней Думе в рамках крымского консенсуса и которые работают по ключевым вопросам общенациональной повестки дня. Парламентские партии стремятся закрепить этот новый уровень политической культуры в политсистеме, — считает эксперт. — Главный момент соглашения — взаимопонимание по поводу того, что важно сохранить в составе Госдумы ключевые фигуры сильных действующих депутатов всех фракций, которые определяют качество работы парламента».
По словам Бадовского, речь идет только о договоренностях по кандидатам в Госдуму, каких-то иных обещаний соглашение не подразумевает.
«Я думаю, тут простой резон. Есть сложившаяся система работы Думы, выстроенные отношения с депутатами. Уже есть те депутаты, которые проявили свой профессионализм. И руководству парламента хочется их сохранить», — предполагает руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев.
Политолог Аббас Галлямов, в свою очередь, считает, что если такое соглашение будет реализовано, то это будет «подарком единороссам». Эксперт говорит, что Кремль отдаст оппозиции самые сложные округа — те, где риск нарваться на протестную кампанию наиболее вероятен. «Каким бы сильным ни был кандидат от партии власти, в условиях снижения уровня жизни и падения социального оптимизма он будет находиться в положении защищающегося, в то время как оппозиционеры буду атаковать», — считает Галлямов.
Эксперта смущает, что информация о разделе округов стала достоянием общественности. «Не знаю, действительно ли эти соглашения имели место, но факт их утечки — это явный информационный удар по оппозиции. Ведь с точки зрения протестного избирателя им надо оппонировать власти, а не договариваться с ней».
Видимо, Кремль будет пытаться ограничить возможность думских оппозиционеров собирать протестные голоса, считает эксперт. В этой ситуации коммунисты, эсэры и либерал-демократы выберут свой базовый электорат, но дальше этого пойти не смогут. По мнению Галлямова, разочарованные их «соглашательством» недовольные просто не пойдут на выборы.