Еще в ноябре Израиль потребовал от США увеличить пакет помощи, которую Вашингтон последние девять лет направляет на укрепление безопасности своего главного союзника на Ближнем Востоке согласно двустороннему меморандуму о взаимопонимании. Срок действия документа истекает в 2017 году. Сейчас Иерусалим получает $3,1 млрд в год. Премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху хочет, чтобы эта сумма увеличилась до $5 млрд. Теперь выясняется, что требование увеличить объем ассигнований может означать приостановку переговоров между Нетаньяху и президентом США Бараком Обамой.
В понедельник, 8 февраля, Haaretz, старейшая и одна из наиболее авторитетных левых газет Израиля, опубликовала заявление анонимного источника из Белого дома, который призвал израильский кабинет хорошо подумать, прежде чем останавливать согласование объема помощи.
По его словам, в ближайшие два года экономическое положение Соединенных Штатов не улучшится, а Иерусалим, «бесспорно, не найдет другого президента, который относился бы к израильской безопасности серьезнее, чем Барак Обама».
«Ни одна администрация США за всю историю не сделала для израильской безопасности больше», — сообщил собеседник издания. По его данным, находясь во главе США, Обама направил Израилю $20,5 млрд военной помощи, а также еще $3 млрд — на модернизацию системы ПРО.
Курс Обамы растет
Комментарий в Haaretz стал единственной публичной реакцией Белого дома на заявление, которое Нетаньяху сделал накануне. Израильский премьер на встрече с кабмином предупредил: новый меморандум о взаимопонимании, в котором пойдет речь о 10-летнем пакете американского финансирования для Израиля с 2018 года, может быть заключен уже после окончания президентского срока Обамы. По словам Нетаньяху, израильскому руководству потребуется время, чтобы взвесить все вызовы, которые встают перед безопасностью страны.
«Слова Нетаньяху не нужно воспринимать как угрозу. Это просто прагматический подход», — заявил «Газете.Ru» бывший советник Нетаньяху, израильский политолог Бенни Брискин. По его словам, $5 млрд, которые сегодня требует Иерусалим от Вашингтона, — это сумма, высчитанная с учетом издержек именно от политики Обамы, в частности, на иранском направлении.
«Ядерная сделка» с Ираном, которую Обама так долго стремился заключить», — это проблема для Израиля, считает Брискин. После ослабления режима международных санкций Исламская Республика, которую Иерусалим считает главной угрозой для своей безопасности, получила доступ к своим счетам, которые были заморожены в иностранных банках. «Эти деньги Иран может направить на финансирование террористических организаций или на свою баллистическую ракетную программу», — объясняет собеседник «Газеты.Ru». Таким образом, Израиль считает, что угрозы безопасности на Ближнем Востоке в результате политики Обамы только возросли.
По словам Брискина, шанс того, что меморандум о новом пакете помощи Израилю будет заключен после Обамы, довольно велик. Однако это не значит, что переговоры об этом прекращаются. «Диалог продолжат вести профессионалы на уровне министерств обороны. Там контакт происходит очень плотный, и эти люди продолжат работу вне зависимости от политической составляющей, — уверен бывший советник Нетаньяху. — А на политическом уровне руководству Израиля необходимо понять, кто придет к власти в Вашингтоне и насколько жесткую линию он выберет относительно Ирана».
Выборы в США завершатся в ноябре. Наиболее вероятной преемницей Обамы от Демократической партии считается бывшая госсекретарь Хиллари Клинтон, которая в последнее время критикует политику Белого дома на Ближнем Востоке. То же делают и республиканские кандидаты, включая фаворитов: миллиардера Дональда Трампа и сенатора от штата Техас Теда Круза.
Если в ноябре станет ясно, что следующий президент США изменит иранскую политику и поднимет вопрос о возвращении санкционного режима, сумма, запрошенная Нетаньяху, может уменьшиться, считает Брискин. «То же самое может произойти, если в Тегеране к власти придут менее консервативные и антиизраильские силы», — добавил он.
Россия ближе
Смена администрации в Белом доме вряд ли коренным образом изменит действующую политику США на Ближнем Востоке, считает эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. По его мнению, Вашингтон по-прежнему считает союз с Израилем приоритетом в своей региональной политике. Однако есть и другой фактор — сирийский конфликт, который сегодня находится в центре внимания и мировых СМИ, и кандидатов в американской предвыборной гонке.
По словам Малашенко, сегодня США очень плотно сотрудничают с суннитскими режимами в Сирии. А эти режимы, и прежде всего Саудовская Аравия, по отношению к Израилю настроены не менее негативно, чем Иран.
«Сегодня Нетаньяху не может не давить на Вашингтон, потому что понимает: если израильский премьер ослабит давление, это поставит его репутацию под удар, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Если же США будут делать слишком много шагов навстречу Иерусалиму, это может поставить под угрозу американскую операцию в Сирии и сотрудничество внутри антитеррористической коалиции во главе с Вашингтоном».
В первых числах февраля о готовности расширить участие в американской коалиции заявили три аравийские державы: Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн. Они выразили готовность выслать ограниченный военный контингент для участия в наземной операции на территории Сирии. Операция нацелена против международной террористической организации «Исламское государство» (ИГ запрещено в России).
До сих пор западная коалиция только бомбила позиции ИГ с воздуха. Вопрос о расширении боевых действий США и их партнеры (всего 26 стран) планировали обсудить на этой неделе в Брюсселе.
Разговоры о расширении западной операции в Сирии начались после беспрецедентных успехов войск, лояльных президенту страны Башару Асаду. Поддерживаемые российской авиацией, вооруженные силы официального Дамаска прорвались к Алеппо, стратегически важному городу на севере страны. Пока Алеппо удерживают войска сирийской оппозиции, однако артиллерия Асада уже наносит удары по их позициям.
На этом фоне усиливаются позиции делегации переговорщиков официального Дамаска, которая находится в Женеве и пытается найти пути сближения с сирийской оппозицией.
Израиль сегодня оказался в несколько парадоксальной ситуации, считает Бенни Брискин. «Россия в Сирии пытается сохранить режим Башара Асада, который у нас не считается угрозой безопасности, но воспринимается как тень Ирана. Сирия при Асаде всегда была ближайшим союзником Исламской Республики, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Но по моим источникам, нынешние контакты между израильскими и российскими спецслужбами по Сирии Иерусалим расценивает как крайне полезные и эффективные. США, напротив, с точки зрения Израиля сейчас выглядят как самый непонятный игрок на Ближнем Востоке».