29 января анонимный европейский дипломат заявил Reuters, что женевские переговоры — «это полный провал». Это произошло после того, как делегация, представляющая солидную часть сирийской оппозиции, отказалась ехать в Женеву из Эр-Рияда. Это ставило под угрозу важнейший дипломатический процесс для будущего Сирии.
К тому времени в Женеву уже прибыла делегация, представляющая интересы правительства Сирии и президента страны Башара Асада. Эту делегацию возглавил постпред Сирии при ООН Башар Джаафари. Но до ночи пятницы не было уверенности, что ему будет с кем говорить.
Главная проблема была в Высшем комитете по переговорам (ВКП), который представлял ряд авторитетных сирийских организаций, борющихся с режимом Асада. Эти переговорщики всю неделю находились в саудовской столице и требовали от официального Дамаска соблюдения предварительных условий. Они говорили о готовности поехать в Женеву, только если авиация Асада прекратит бомбардировки сирийских городов, а также снимет осаду с городов, которые удерживают боевики, связанные с ВКП.
Вечером 29 января выяснилось, что эта делегация все-таки поедет, но не будет начинать разговор по существу до тех пор, пока не получит гарантий о выполнении Асадом своих «гуманитарных обязательств».
Спасители процесса
Когда члены ВКП прибыли, женевский процесс был спасен хотя бы формально. По словам Стаффана де Мистуры, специального представителя ООН по Сирии, ответственного за организацию переговоров, первые встречи с сирийскими оппозиционными делегациями могут пройти уже в воскресенье.
«По моим данным, в пятницу в Женеве часть оппозиционной делегации из Эр-Рияда все-таки была. Однако она не была готова начать полноценные переговоры и только подготавливала почву», — заявила «Газете.Ru» Елена Супонина, советник директора Российского института стратегических исследований.
В Женеву прибыла и вторая делегация, представляющая сирийскую оппозицию. По данным ближневосточных СМИ, ее возглавляет экс-премьер Сирии Кадри Джамиль, ныне глава объединения «Народный фронт за перемены и освобождение». Эта делегация была укомплектована при активном участии России и Ирана, которые хотели видеть в Женеве представителей сирийских политических объединений, которые не были представлены в ВКП. Москва и Тегеран считаются главными покровителями режима Башара Асада.
ВКП в свою очередь считается делегацией, созданной США и Саудовской Аравией. Ее возглавляет бывший премьер Сирии Риад Хиджаб. Кроме того, в составе делегации находятся представители радикальной организации «Джейш аль-Ислам», запрещенной в России. По мнению Саудовской Аравии, главной суннитской державы арабского мира, без представителей ряда суннитских исламистских организаций переговоры о судьбе Сирии будут неполноценными.
То же самое российские дипломаты говорят о курдских организациях. Ополчение курдов-пешмерга на границе между Сирией и Турцией эффективно сражается против боевиков террористического «Исламского государства» (организация запрещена в России), запрещенного в России. Однако Турция, опасающаяся подъема курдского национализма на своей территории, категорически против присутствия курдских организаций в Женеве.
По словам Супониной, этнические курды в Женеве есть, однако они не представляют интересов курдских организаций. То, что представители сирийского Курдистана все-таки не будут участвовать в переговорах, решил Стаффан де Мистура на правах принимающей стороны. Он объяснил это тем, что курдский вопрос чрезвычайно усложняет согласование мероприятия.
Впрочем, Россия обещает еще не раз поднять вопрос о присутствии курдской делегации. 29 января постпред России при международных организациях в Женеве Алексей Бородавкин заявил журналистам: «В субботу и воскресенье, думаю, продолжится обсуждение вопроса о сирийских курдах и их участии. Надеемся, что в этом отношении будет решение найдено».
Страна интересов
Сирийские переговоры завязаны на интересах мировых держав не меньше, чем на интересах пестрых сирийских и региональных политических сил.
Россия стремится повысить свой международный авторитет и доказать миру, что ее военная операция в Сирии изменила местную политическую ситуацию и создала условия для дипломатического прорыва. Кроме того, успешные переговоры станут сильным идеологическим ударом по «Исламскому государству», запрещенной в России международной террористической группировке, против которой и направлена операция ВКС РФ.
На фоне углубляющегося экономического кризиса в России бомбардировки отечественной авиации в Сирии выглядят важной статьей расходов. По данным журнала «Коммерсантъ-Деньги», год бомбардировок обойдется России в $1 млрд. По подсчетам «РБК-Daily», на бомбардировки в Сирии уходит $2,5 млн в день. Схожую сумму называет и британский экспертный центр IHS Jane's.
20 января заместитель министра обороны России Татьяна Шевцова заявила, что сирийская операция не вышла за пределы изначальной сметы.
1 февраля в Женеву должен прибыть замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов, чтобы проконтролировать дипломатический процесс. Ожидается, что 1 и 2 февраля пройдут переговоры между де Мистурой и «пророссийской» оппозиционной делегацией.
Демократическая администрация США во главе с Бараком Обамой подчеркивает свои заслуги в Сирии в преддверии президентских выборов, не желая допустить к власти республиканцев. Вашингтону также нужно продемонстрировать, что США с успехом ведут борьбу с «Исламским государством» в Сирии. Также женевский процесс может стать еще одним доказательством полезности «ядерной сделки» США с Ираном, которая, по мнению администрации Обамы, сделала Тегеран сговорчивее и в отношении Сирии.
Европейским странам женевские переговоры важны еще больше. От скорости сирийского мирного процесса напрямую зависит миграционный кризис в Европе. После того как в 2015 году поток беженцев из Сирии на запад вырос в разы, Евросоюз оказался в самом глубоком институциональном кризисе за всю его историю.
Под натиском более 1,2 млн мигрантов, прибывших в Европу в прошлом году, разрушается Шенгенская зона и вся идея открытости границ в ЕС.
Особенно сильно кризис ударил по Германии, центральной стране союза как с политической, так и с экономической точки зрения.
Сегодня интересы международного сообщества в отношении Сирии ближе, чем когда-либо. За два месяца до начала женевского процесса было решено, казалось, неразрешимое противоречие между Россией и США. Страны договорились отложить до лучших времен вопрос о судьбе Башара Асада, которого Вашингтон неоднократно призывал свергнуть, а Москва — сохранить у власти.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в ноябре заявила радиостанции «Эхо Москвы», что Россия «никогда не говорила, что сохранение Асада является принципиальным моментом». Главное — это сохранение действующего режима в Дамаске. 18 декабря США согласились принять резолюцию Совбеза ООН по Сирии, из текста которой было исключено требование сместить Башара Асада с президентского поста.
Заложники Женевы
«Главными гарантами процесса являются Россия и США, однако это вовсе не значит, что переговоры будут успешными, — считает эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. — Ближний Восток сегодня — это реальный многополярный мир, поэтому и Вашингтону, и Москве придется лавировать между интересами не только сирийских делегаций, но и важных региональных игроков: Саудовской Аравии, Турции и Ирана».
В Женеве мировые державы стали фактически заложниками региональных интересов. Есть веские основания полагать, что представители двух сирийских оппозиционных делегаций и переговорщики Башара Асада так и не сядут за один и тот же стол. Оппозиционеры отказываются находиться с Башаром Джаафари и другими дипломатами, представляющими официальный Дамаск, в одном помещении. Ожидается, что иностранные дипломаты будут активно курсировать между отдельными залами, отведенными под каждую из делегаций.
Впрочем, эти неудобства — самая меньшая из проблем. Гораздо сложнее добиться реализации сценария, который заложили для женевского процесса США, Россия, ООН и ЕС.
«Сейчас сирийским переговорщикам дается полгода на сближение позиций. Следующий дедлайн – еще через год. За это время переговорщикам нужно согласовать изменения в конституцию страны и договориться о подготовке к выборам», — рассказала Супонина. Пока эти перспективы выглядят не слишком реалистично.
По словам Вениамина Попова, бывшего посла России в арабских республиках и директора Центра партнерства цивилизаций МГИМО, переговоры по Сирии в конечном счете выгодны для всех — от международного сообщества до сирийского народа. «Если дипломаты не сели за стол переговоров 29 января, то сядут 1 февраля», — заявил Попов «Газете.Ru». По мнению эксперта, без начала хотя бы какого-то разговора между участниками сирийского конфликта не будет никаких перспектив выхода из этой ситуации.
По данным ООН, в сирийской гражданской войне погибло более 250 тыс. человек. Предыдущие сирийские переговоры в Женеве состоялись в 2012 и 2014 годах. Оба раунда завершились безрезультатно.