«Главные задачи на 2016 год — сохранение мира и восстановление украинского суверенитета над оккупированной частью Донецкой и Луганской областей. Борьба за возвращение Крыма также является приоритетом нашей политики. Будет создан специальный орган по вопросам деоккупации», – говорил президент Украины Петр Порошенко на пресс-конференции в середине января. Это обозначило новый тренд для Донбасса.
Риторика украинского президента изменилась. Вместо «полной блокады» в общественный дискурс вернулось понятие «наших людей на оккупированной территории». Взрыв памятника Ленину в Донецке 27 января местные жители восприняли как одно из звеньев этой цепи.
Взрыв Ленина и облавы в Донецке
Взрыв прогремел в полчетвертого утра в центре Донецка. Площадь Ленина в центре города большая, и эхо было слышно на весь город. Чуть позже глава центрального в городе Ворошиловского района Владислав Латынцев опубликовал в фейсбуке фото поврежденного памятника Ленину. «Я так понимаю, эта акция носила более политический, демонстрационный характер, что в центре города такие вещи происходят», — подчеркнул глава района. У Латынцева в этом смысле богатый опыт. Он один из двух донецких глав районов, которые заняли этот пост еще до конфликта и сохранили свое положение при власти самопровозглашенной ДНР.
Камеры наблюдения за площадью зафиксировали двух молодых людей, которые быстро подошли, спрятались за рекламной тумбой, осмотрелись, что-то подбросили к постаменту и убежали. Бомба повредила плиту у основания памятника.
За пару недель до этого на этом самом постаменте сторонники Украины нарисовали желто-голубой флаг и разместили его фото в соцсетях.
До сих пор украинские диверсионные группы занимались военными, а не агитационными акциями, и их деятельность внутри ДНР старательно замалчивалась. Поэтому демонстративные взрывы на центральной площади — явная попытка отойти от военной повестки дня и перейти к «работе с населением». Наглядная демонстрация того, что силовые структуры ДНР не до конца контролируют даже центр города.
Реакция последовала молниеносно. Глава ДНР Александр Захарченко издал указ об ужесточении комендантского часа в республике. Теперь с 23.00 до 5 утра запрещено перемещение граждан и любого транспорта без специального пропуска.
Де-факто комендантский час в Донецке действовал и до этого. После 22.00 такси, особенно в центре города, вызвать было невозможно. Но люди по улицам все же передвигались, и ночные магазины в спальных микрорайонах иногда работали. Теперь за соблюдением комендантского часа следить стали гораздо жестче.
О серьезнейшем отношении к взрыву на площади Ленина властей ДНР говорит также быстрая и нервная волна арестов. Украинских активистов в городе не осталось, но всегда есть люди, на которых доносят соседи, люди с «недэнээровскими» взглядами и просто авторитетные фигуры в городе. Их арест не пройдет незамеченным и вызовет страх.
Переговоры об освобождении родственников из министерства госбезопасности (МГБ) республики или полиции — процесс, как правило, не публичный. Огласка или политическое наполнение только поднимает цену. Но в этот раз слишком многих взяли.
Например, обыск и арест ученого Игоря Козловского скрыть оказалось невозможным. Этот человек один из тех, кто всегда определял лицо Донецка. Уважаемый учитель, религиовед остался в Донецке рядом со взрослым сыном — инвалидом детства и продолжал работу со своими учениками. Кроме того, Козловский практикует и преподает йогу с 1959 года. Этот человек исчез в день взрыва памятника Ленину.
Горожанам также стало известно об обыске в квартире самой известной в Донецке «профессиональной украинки» — руководителя местной организации «Просвиты» Марии Олейник. За неугомонный нрав журналисты прозвали ее Баба Маша. Сейчас Баба Маша скрывается. К ней пришли в 5 утра и чудом не застали дома.
Третьим знаковым арестом стало задержание лидера волонтерской группы «Ответственные граждане» Марины Черенковой. Группа занималась помощью пострадавшим от обстрелов с самого начала конфликта и объединила как бывших чиновников (Черенкова – помощник бывшего губернатора Донецкой области Анатолия Близнюка), умеренно проукраинских активистов типа Энрике Менендеса, так и известных журналистов типа бывшего собкора «Зеркала недели» в Донецке Евгения Шибалова.
Предположительно, группа заключила договор о сотрудничестве еще с премьером ДНР Бородаем в августе 2014-го. «Ответственные граждане» получали помощь от фонда украинского олигарха Рината Ахметова, а также западных фондов. Члены группы часто светились в Москве в телеэфирах и ток-шоу. Кроме благотворительности, группа разрабатывала вопросы примирения, опираясь на опыт Великобритании и Ирландии, называя конфликт в Донбассе гражданской войной. Марину Черенкову тоже задержали утром. Единственное, что она успела сообщить, — это то, что за ней пришло МГБ.
Также сообщалось о давлении на верующих церквей других христианских конфессий: протестантов и прихожан местной греко-католической церкви.
Списки для «зачисток»
Пока в ДНР идут облавы на подозреваемых в нелояльности, на Украине прорабатывают методы возврата неконтролируемых территорий. При этом Украина явно не планирует военного решения конфликта, но одновременно активно готовится к возвращению. Источник в Службе безопасности Украины (СБУ) так высказался на эту тему: «Мы готовимся к возвращению. Оно будет рано или поздно. Амнистия тоже, конечно, будет, но будет и зачистка, не сомневайтесь! Одно дело — служащие «бюджетных» организаций ДНР или рядовые боевики. Совсем другое — убийцы, люди, резавшие заводы на металлолом и совершившие тяжкие уголовные преступления».
По словам собеседника «Газеты.Ru», для этой «зачистки» украинские силовики стараются мониторить все документы — вплоть до подписания армейских контрактов с рядовыми бойцами. Составляются списки с тысячами фамилий всех иностранных граждан в рядах силовых подразделений самопровозглашенных республик. Наиболее часто встречаются белорусы, казахи, таджики, молдаване, латыши и, разумеется, россияне. Украинские силовики собирают эти сведения и делятся с заинтересованными службами соответствующих государств.
«Эти люди — участники незаконных вооруженных формирований. Никто ведь не сомневается, что они незаконные. И что эти люди, получившие боевой опыт и оружие, представляют опасность при возвращении. Придет время, изменится политическая ситуация, и я уверен, что по этим людям мы будем работать и со спецслужбами Российской Федерации», — верит источник в СБУ.
При этом он признает, что украинские диверсионно-партизанские группы часто не контролируются властями и им оказывается помощь в основном документами: паспортами с донецкой пропиской, военными билетами ДНР и другими подобными удостоверениями.
В подтверждение источник «Газеты.Ru» на следующий день после беседы прислал данные на бойцов-иностранцев 100-й отдельной мотострелковой бригады армии ДНР, заключивших контракты этой осенью. Личные данные в картотеке указаны самым подробным образом, вплоть до номеров мобильных телефонов и паспортов. К примеру, среди фигурантов списка — гражданин Казахстана Гани А. с позывным «Казах». По этим данным, он зарегистрирован в селе Есик, Енбекшиказахского района Алматинской области. В СБУ его называют бывшим руководителем избирательной комиссии Алма-Аты. Службу в ДНР Гани на своей странице в соцсетях не скрывает, выкладывая фото в военной форме с флагом ДНР, и ведет аккаунт, по-видимому, под своими настоящими именем и фамилией.
Шаг к реинтеграции
В околокремлевском экспертном сообществе возможность возвращения самопровозглашенных республик в состав Украины строго отвергается. В ДНР готовятся к выборам в апреле, в ЛНР говорят о голосовании уже 21 февраля.
В среду в Москве прошла конференция околовластных экспертов. На собрании социолог Евгений Копатько заявил, что пока нет прямого диалога между Донецком и Киевом, а в Донбассе нет политических процессов, а только борьба за выживание.
Политолог Алексей Кочетков сказал, что Киев заинтересован надолго затянуть конфликт. Эксперт Олег Бондаренко рассуждал, что власти Украины не выполняют минские соглашения: не готовы принять согласованные поправки к конституции, объявить амнистию, разморозить закон об особом статусе и т.п. Для ЛНР и ДНР также неприемлем сценарий Киева обезопасить выборы силами международного контингента.
Основной спор, по словам экспертов, идет вокруг передачи границы. В Москве рассчитывают, что контроль над ней после выборов получит легитимизированная народная милиция республик. По сути, это те же ополченцы. Киев, в свою очередь, хочет, чтобы границу передали в его сферу ответственности еще до выборов. В этих условиях, по мнению российских провластных экспертов, самый реалистичный сценарий — это приднестровская модель.
Один из околокремлевских источников заявил «Газете.Ru», что в принципе ДНР и ЛНР и вовсе могут обойтись без выборов, поскольку вертикаль власти выстроена, а международное сообщество эти выборы все равно не признает.
Однако некоторые представители республик спорят о значении выборов со всей серьезностью. Глава совета нацбезопасности и обороны (СНБО) ДНР, бывший командир бригады «Восток» Александр Ходаковский 29 января опубликовал запись в своем блоге, где высказался и по поводу подготовки к выборам в Донецке.
«Когда начали вникать в процесс — поразились, как много оказалось тут (в списках на выборах. — «Газета.Ru») кандидатов от прежней гвардии, терпеливо выжидающей на Украине своего звездного часа. Чего там говорить: организацией подготовки выборов занимаются люди, прямо связанные с бывшей донецкой элитой. Оперативных источников достаточно, информации тоже в избытке: поводов для тревоги – хоть отбавляй. Сливают потихоньку? — задается вопросом Ходаковский. — «Кто, как не «бывшие», могут обеспечить мостик взаимопонимания между Донбассом и Киевом, в случае, если России будет не до нас?» — так кое-кто рассуждает. И ничего, что порядка восьмидесяти процентов нашего населения, согласно последнему исследованию, исключительно за присоединение к России».
По мнению Ходаковского, «до сих пор самые эффективные политтехнологи – это ребята, набившие руку на многочисленных выборах и проектах и почему-то оставшиеся на нашей территории». «С таким потенциалом и их ресурсами мы и опомниться не успеем, как корабль поплывет мимо, а вся масса творцов Русской Весны на Донбассе останется на пирсе или в украинской тюрьме», — уверен он.
Александр Ходаковский, несмотря на все свои заслуги и посты в ДНР, считается диссидентом от власти. Достаточно сказать, что он долгое время был в «стоп-листах» официальной прессы ДНР.
Риторика Москвы пока демонстрирует скорее неправоту Ходаковского. 29 января спикер МИД России Мария Захарова заявила, что Украина дискредитирует минский процесс по восстановлению мира в Донбассе, предавая огласке детали переговоров сразу после окончания заседания контактной группы 27 января.
Речь, видимо, идет о заявлениях представителя Украины в минской контактной группе Романа Бессмертного.
Тот публично заявил, что в конце переговоров представители самопровозглашенных республик принесли документ, который до этого никто не видел. Бумага представляла собой по сути ультиматум, в котором требовалось закрепить на конституционном уровне квоту ДНР в Верховной раде, чтобы ее представители имели право согласования всех принятых законов и право вето на решения в области внешней политики.
К тому же, утверждал Бессмертный, в ДНР и ЛНР хотят получить право самостоятельно формировать штат полиции, служб безопасности, судебных органов, прокуратуры, пограничных войск и других учреждений «без согласования с киевской властью». Еще одним условием украинский дипломат назвал полную амнистию всех участников конфликта, включая освобождение из плена военнослужащих ДНР и оперативников-диверсантов, арестованных в Одессе, Харькове, Киеве и других городах. Также ЛДНР требовали широкую экономическую, политическую и культурную автономию, заявлял Бессмертный.
Источник «Газеты.Ru» в переговорной группе со стороны Москвы называет новость об этой бумаге ложью и жалуется, что, несмотря на договоренности о неразглашении хода переговоров, украинская сторона постоянно выносит все детали в паблик, вместо того чтобы предложить компромисс.
Собеседники же «Газеты.Ru» со стороны украинской власти относятся к этим требованиям спокойно, считая их частью торга с постепенным понижением ставок.