27 января ЮНЕСКО сообщила израильским СМИ, что генеральный директор организации Ирина Бокова направила официальную жалобу властям Ирана. В этом письме Бокова выразила возмущение конкурсом карикатур на тему холокоста. Обращение ЮНЕСКО приурочено к Международному дню памяти жертв холокоста — массового уничтожения евреев нацистской Германией с 1933 по 1945 год.
Письмо Боковой — реакция ЮНЕСКО на призывы израильских дипломатов обратить внимание на антисемитский конкурс в Иране, сообщает The Jerusalem Post.
Сам конкурс должен пройти летом. В нем примут участие художники из более чем 50 стран. Победитель конкурса получит $50 тыс. Как утверждают организаторы будущей выставки, мероприятие «не одобряет и не опровергает» холокост.
Однако эта фраза не убедила представителей ЮНЕСКО, организации ООН по вопросам образования, науки и культуры. Как заявил The Jerusalem Post один из сотрудников организации, тегеранский конкурс карикатур о холокосте «полностью противоречит духу ЮНЕСКО и действующим программам организации, которые развиваются десятилетиями».
Реакция ЮНЕСКО может бросить тень на примирительный визит президента Ирана Хасана Роухани в Европу — первый после снятия с Ирана международного режима экономических санкций. В понедельник иранский лидер прибыл с визитом в Италию, где встретился с премьером страны Маттео Ренци и папой Римским Франциском. Сегодня начинается французский визит Роухани.
Прикрыли наготу
Итальянское правительство настолько стремилось произвести хорошее впечатление, что прикрыло ширмами нагие классические статуи в зале Капитолийского музея, где Роухани встречался с Ренци. Кроме того, другая гордость Италии — вино — исчезло из меню на всех встречах с иранской делегацией.
Встреча шиитского богослова Роухани с главой Ватикана также прошла в самом примирительном тоне. 26 января духовные лидеры проговорили за закрытыми дверями необычно долго для официальных встреч папы — 40 минут. Они обсудили пути урегулирования ближневосточного конфликта и решения проблемы терроризма. И Роухани, и Франциск говорили о взаимопонимании и диалоге культур.
После встречи иранский президент просил папу помолиться за него. Понтифик ответил, что он «надеется на мир».
Предыдущая встреча иранского лидера и главы католической церкви состоялась в 1999 году. Тогда на президентском посту в Иране был Мохаммад Хатами, а на Святом престоле — Иоанн Павел II. Оба говорили о примирении, которое, очевидно, в контексте отношений Ирана и Запада остается актуальным.
Как и 17 лет назад, Италия стала первой европейской страной, которую посетил президент Исламской Республики после нормализации отношений с Западом и ослабления антииранского санкционного режима в январе. Дело в том, что Италия в середине 2000-х была крупнейшим торговым партнером Ирана из числа стран Евросоюза. И теперь Рим всерьез рассчитывает наверстать упущенное за многолетний период санкций.
За два дня визита Роухани между Исламской Республикой и Италией было заключено контрактов на $18,4 млрд.
Иран — за свободу слова
Во Франции, куда Роухани приехал 27 января, иранскому лидеру будет сложнее. Это заметно даже по вину. В отличие от итальянских властей французские отказались изменять своему протоколу и убирать алкоголь из обеденного меню по требованию коллег из Исламской Республики, сообщает «Би-би-си». В итоге было принято решение перенести встречу президента Франции Франсуа Олланда и его иранского коллеги на послеобеденное время.
Впрочем, Францию и Иран давно связывают особые отношения. До Исламской революции обучение во Франции было особенно популярным у молодых людей из высшего иранского общества. Во французской эмиграции жил и будущий основоположник Исламской Республики аятолла Рухолла Хомейни. Франция активно развивала экономические проекты вместе с Ираном, в том числе производство автомобилей по французской лицензии.
Дискуссия об антисемитских карикатурах о холокосте во Франции вызовет более пристальное внимание, чем могла бы в Италии. Весь прошлый год местные, да и многие международные СМИ горячо обсуждали антиисламские карикатуры журнала Charlie Hebdo, которые стоили жизней девятерых сотрудников редакции.
7 января 2015 года в редакцию ворвались двое террористов-исламистов, которые открыли огонь по находящимся там людям. Общее число жертв нападения — 11 убитых и 11 раненых. После этого на улицы французских городов вышли сотни тысяч людей, чтобы заявить о европейских ценностях и своих правах на свободу слова.
Ожидается, что Роухани сегодня будет говорить и о свободе слова, и о неполиткорректных карикатурах. Президент Ирана планировал встретиться с представителями ЮНЕСКО и обсудить значение Международного дня памяти жертв холокоста. Там же от Роухани будут ждать более четкой позиции относительно скандального конкурса карикатур о холокосте, который проходит в Иране регулярно и обычно сопровождается обвинениями в антисемитизме со стороны иностранных правозащитников.
Роухани вряд ли будет говорить о восприятии еврейского геноцида, принятого среди консервативной части иранского общества, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин.
«Хасан Роухани — лидер политического крыла так называемых либеральных реформаторов, которые сейчас находятся во главе исполнительной власти Ирана. Они впервые за много лет стали делать заявления, что холокост — это действительно трагедия еврейского народа», — рассказал Сажин «Газете.Ru». Между тем это не отменяет общий антиизраильский дискурс Ирана, который Роухани поддерживает.
Ту же позицию иранский политик, вероятнее всего, будет высказывать и во Франции. Роухани прекрасно понимает, что от его слов в Международный день памяти жертв холокоста зависит будущее экономических взаимоотношений Тегерана и Парижа, особенно на фоне резко открывшегося окна возможностей для совместных бизнес-проектов.
Иран хочет купить у французской Airbus более ста самолетов, ожидая увеличения числа коммерческих рейсов между Европой и Исламской Республикой. Кроме того, в преддверии французского визита Роухани шли переговоры о контрактах с автопроизводителями Peugeot и Renault.
Консерваторы не дремлют
Антисемитизм активно использовал в своей политической риторике бывший президент страны Махмуд Ахмадинежад. Он публично отрицал существование холокоста и заявлял о том, что «Израиль должен быть стерт с карты мира».
В 2006 году Ахмадинежад велел провести в Тегеране международный конкурс сатирических карикатур на тему еврейского геноцида. Конкурс задумывался как ответ на карикатуры с изображением пророка Мухаммеда, которые были опубликованы датской газетой Jyllands-Posten.
В Иране есть собственная еврейская община, которая насчитывает более 9 тыс. человек. Среди ее представителей есть депутаты парламента. В Тегеране находится 13 синагог. Местные евреи чувствуют себя в стране относительно спокойно — даже несмотря на жесткую антиизраильскую риторику, которой принципиально придерживается иранское руководство.
Во Франции Роухани придется лавировать между антиизраильским дискурсом и примирительной позицией по холокосту, считает Владимир Сажин. Слишком либеральные заявления Роухани о евреях могут пошатнуть власть президента в самом Иране. «В Исламской Республике до сих пор сильны позиции радикальных фундаменталистов, которые далеко не в восторге от Роухани и его соратников, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Консервативное крыло будет использовать любой повод для того, чтобы снизить влияние Роухани внутри Исламской Республики».
26 февраля в Иране будут выбирать состав двух важных институтов: парламента-междлиса и совета экспертов. Второй особенно важен, потому что только совет имеет право смещать верховного руководителя Ирана — рахбара и назначать нового в случае его смерти.
Нынешний рахбар Ирана, аятолла Али Хаменеи, последние 20 лет большую благосклонность питал к консерваторам, а не реформаторам. Это подтверждает тот факт, что 26 января в число кандидатов в члены совета экспертов не прошел влиятельный союзник Роухани — Хасан Хомейни, внук основателя современного Ирана аятоллы Рухоллы Хомейни, заложившего основы нынешней теократии в стране.