В пятницу Ахмет Давутоглу провел в Берлине переговоры с канцлером Германии Ангелой Меркель. Центральным пунктом повестки была ситуация с беженцами. Турция считается одним из главных «поставщиков» беженцев на Запад. В этой стране находится более 2 млн сирийцев, бежавших от войны. Многие из них едут дальше, в страны Европы. Германия — самое популярное направление для мигрантов. По последним данным, за минувший год страна приняла более 1,1 млн беженцев. От работы турецких пограничных служб напрямую зависит, насколько это число увеличится в ближайшее время.
Мигранты — главный рычаг, с помощью которого Анкара может оказывать давление на Берлин. На этот раз Давутоглу решил использовать его на всех фронтах.
Прежде всего, Анкара стремится добиться от Берлина ясности относительно $3 млрд, которые ЕС пообещал ей на улучшение условий жизни для мигрантов на турецкой территории. Италия заблокировала это решение, и Давутоглу собирался внушить Меркель, что турецкое терпение на исходе. «Я даже не буду говорить об этих деньгах», — заявил дипломат в интервью агентству DPA. На переговорах в Берлине Давутоглу, кроме того, стремился договориться об облегчении визового режима между двумя странами, а также придать новый импульс переговорам о вступлении Турции в ЕС.
Не быть как Россия
Между тем отношения Турции и Германии сегодня омрачает еще один, весьма важный для Турции вопрос — курдский. Накануне встречи с Меркель Давутоглу подчеркнул на форуме в Давосе: Турция считает неприемлемым участие курдских объединений в переговорах по Сирии. Более того, по его словам, Россия, поддерживая курдов, подрывает эти мирные переговоры.
Это прозвучало как намек Берлину. Германия, как и Россия, поддерживает тесные связи с курдами — но в Ираке. По данным немецкого журнала Die Welt, перед встречей Меркель с Давутоглу германскому правительству пришлось прекратить критику, направленную на политику Анкары относительно курдов. Уже эта уступка говорит о том, что курдский вопрос для кабинета Меркель, стремительно теряющего популярность на волне кризиса с беженцами, гораздо менее существенный.
И Россия, и Германия (как и ЕС в целом) считают курдов важной силой, участвующей в боях против запрещенной в России террористической группировки ИГ (организация запрещена в России). Пешмерга — курдское ополчение — зарекомендовала себя как эффективная боевая группировка, которая ведет ожесточенные бои с ИГ не столько по идеологическим или политическим причинам, сколько по территориальным.
ИГ стремится распространить свой террористический «халифат» на земли между Сирией, Турцией и Ираком, которые курды считают своей исконной территорией — Курдистаном. Он, по мнению многих курдов, в перспективе должен стать независимым. Для Германии и России стремление курдов к независимости не является проблемой. Для президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который всеми средствами хочет сохранить юг страны, — наоборот.
Именно поэтому ослабление курдских боевиков, вне зависимости от того, действуют они в Ираке или Сирии, — одна из главных целей Турции в регионе, рассказал «Газете.Ru» Владимир Евсеев, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ. Это особенно заметно с прошлого года, когда отношения между властями Турции и местными курдами вновь перешли в «горячую фазу».
Германия официально снабжает оружием иракский Курдистан. Известно, что местные курдские боевики, помимо легкого стрелкового оружия из ЕС, активно используют в боях против ИГ противотанковые ракетные системы MILAN немецко-французского производства.
По мнению Евсеева, Давутоглу мог поднять вопрос о прекращении сотрудничества с курдами во время переговоров с Меркель. Тем более что 21 января телеканал Deutsche Welle сообщил о том, что часть немецких вооружений, которые поступают к курдам, боевики пешмерга перепродают. Куда дальше идет европейское оружие, проконтролировать невозможно.
«Существуют данные, что Россия снабжает курдов оружием в Сирии», — утверждает Евсеев. О крупных поставках речи пока не идет. «Все-таки Россия прекрасно понимает, что слишком большая активность на этом направлении может повлечь ответные шаги Турции, — добавил эксперт. — Речь идет о дестабилизации обстановки в Нагорном Карабахе или использовании татарского фактора в Крыму».
Впрочем, российские ВКС и без этого сорвали самый амбициозный «антикурдский» проект Турции в сентябре прошлого года, когда начали военную операцию в Сирии. До российской операции Анкара хотела создать «зону безопасности» в приграничных северных районах Сирии. Предполагалось, что в этой зоне лояльные Турции сирийские боевики могут получить помощь и перегруппироваться. Курдские боевики в число «лояльных» не входили. В отличие от США, российские военные не гарантировали, что будут соблюдать турецкую «зону безопасности», и Анкаре пришлось отказаться от этой инициативы.
Женева под угрозой
Впрочем, Германия чувствует давление и со стороны «прокурдского» лагеря. Накануне визита Давутоглу к Меркель обратилось 100 художников, ученых и медиаперсон, опубликовавших открытое письмо с призывом осудить притеснение курдов со стороны Турции. Среди подписавших были видные представители курдской диаспоры Германии, самой многочисленной в Европе.
Российский МИД также включился в эту дискуссию. Слова официального представителя министерства Марии Захаровой во многом повторяли текст письма немецких интеллектуалов. «Мы с тревогой наблюдаем за эскалацией насилия на юго-востоке Турции, продолжающейся силовой операцией турецких властей в курдонаселенных районах страны», — сказала Захарова.
Кроме того, дипломат солидаризировалась с другим открытым письмом официальной Анкаре, которое подписали преподаватели около 90 турецких вузов. «Не можем не поддержать изложенные в этом документе призывы к турецким властям прекратить истребление местного населения и сознательную политику переселения курдов, отменить комендантский час, найти и наказать виновных в нарушении прав мирных жителей, обеспечить доступ местных и иностранных наблюдателей», — добавила Захарова.
Телеканал CNN, ссылаясь на источники в американском правительстве, подтвердил турецкие сообщения о «подозрительной деятельности» российских войск в сирийском городе Камышлы. Этот город находится в сирийском Курдистане, и, по данным американских источников, именно здесь может появиться вторая база российских ВКС.
Переговоры между Меркель и Ахметом Давутоглу проходили в закрытом формате «правительственных консультаций».
Этот формат существует для наиболее важных и доверительных бесед, которые власти Германии ведут с ближайшими союзниками. С представителем Турции Меркель провела «правительственную консультацию» впервые.
Насколько премьер-министру Турции удалось убедить Германию по курдскому вопросу, станет известно в конце этого месяца. 25–29 января — временные рамки для переговоров по Сирии в Женеве. Уже сейчас ясно, что процесс согласования делегации со стороны сирийской оппозиции может сорвать сам дипломатический процесс. Помимо резкого возражения Турции против включения курдов в состав, Россия возражает против участия представителей «Джейш аль-Ислам», запрещенной в России радикальной группировки. Между тем западные страны прочат в главные переговорщики от оппозиции Мохаммада Алуша, члена политбюро «Джейш аль-Ислам».