Визит в Россию — первый для эмира Тамима бен Хамада аль-Тани в качестве главы страны. Вместе с эмиром прилетела большая делегация руководства страны, которая будет проводить переговоры с Министерством энергетики России. Катар обладает одними из самых больших в мире запасов газа, однако совместных проектов у России и Катара в этой области пока нет.
Главными темами, которые Путин собирается обсудить с эмиром Тамимом бен Хамадом аль-Тани, станут вопросы политического урегулирования в Сирии. «Предполагается обстоятельный обмен мнениями по актуальным вопросам международной повестки дня, прежде всего ситуации в регионе Ближнего Востока и Северной Африки», — говорится в сообщении пресс-службы Кремля.
По информации «Газеты.Ru», речь будет идти о поисках компромисса в сирийском урегулировании, где стороны занимают диаметрально противоположенные позиции. Катар долгие годы оказывал поддержку различным исламистским движениям в Сирии для свержения президента Башара Асада, союзника России в регионе. Одной из популярных версий начала войны в Сирии якобы стал отказ этой страны в 2009 году проводить через свою территорию газопровод, который шел из Катара. Вместо этого маршрута Асад предпочел договариваться о другом газопроводе — через территорию Ирана.
Катар не участвует в ведомой США коалиции против запрещенной в России группировки ИГ (организация запрещена в России), однако оказывает финансовую помощь различным исламистским группам, которые борются против режима президента Асада.
Немаловажным является и тот факт, что эмирату Катар принадлежит телевидение «Аль-Джазира», которое является мощнейшим инструментом информационной политики на Ближнем Востоке.
Как отмечают эксперты, в преддверии встречи по Сирии в Женеве в конце января российский президент пытается еще раз «сверить часы» с различными региональными игроками. Катар не участвует в международных переговорах по Сирии, однако его роль в урегулировании может быть существенной.
Визит важен и для улучшения отношений между Россией и Катаром. В 2004 году на территории этой страны российские спецслужбы убили чеченского полевого командира Зелимхана Яндарбиева, после чего арестовали двух россиян.
Инцидент произошел, когда у власти был отец нынешнего правителя Катара Хамад бен Халифа аль-Тани. Известно, что нынешний эмир Катара, тогда наследный принц, встречался с тогдашним главой МИДа Игорем Ивановым, после чего россияне, осужденные за убийство полевого командира чеченских сепаратистов, были возвращены на родину для отбывания наказания, однако позже их освободили.
За визитом эмира Катара в Москву будут внимательно следить в Турции, которая ревностно относится к роли Москвы в регионе, тем более на фоне ухудшения отношений из-за сбитого ею российского самолета. Турция является региональным союзником эмирата и вместе с ним оказывает помощь организации «Братья-мусульмане» (организация запрещена в России).
В связи с этой поддержкой обе страны столкнулись с жестким противостоянием со стороны Саудовской Аравии, которая оказывала помощь свергнувшему братьев египетскому генералу Абдель-Фаттаху ас-Сиси, который стал президентом Египта.
Усилия Дохи и Анкары по свержению режима Асада в Сирии также не увенчались успехом, отмечает американский консервативный журнал The National Interest. «На практике стратегия Турции и Катара по изменению режима в Сирии провалилась, а поддержка этими странами противников Асада из числа исламистов усложнила их отношения со стратегическими союзниками и соседями», — пишет издание.
В свою очередь, Defense News отмечало в конце декабря, что в связи с военными действиями России в Сирии произошел определенный раскол между мусульманскими странами, которые участвуют в сирийском конфликте даже по одну линию фронта. В то время как Саудовская Аравия, Катар и Турция выступали против какого-либо участия России в Сирии, ОАЭ, Иордания и Египет смотрели на действия России с оптимизмом.
По мнению ведущего эксперта вашингтонской аналитической группы Gulf State Analytics Теодора Карасика, Катар хочет знать больше о российских планах в Сирии, а «также провести дискуссию по теме сжиженного газа на самом высоком уровне». По словам Карасика, в Сирии Катар «не отступает от своей прежней линии, однако может выступать в роли посредника».
Кроме этого, продолжает эксперт, власти страны пытаются выяснить информацию о похищенных в Ираке в декабре во время охоты членов правящей семьи и узнать, не обладают ли какой-то информацией об этом в России, учитывая ее влияние в регионе. В свою очередь, Москве, которая начала диалог с талибами (организация запрещена в России) в Афганистане, важны контакты Дохи с этим исламистским движением.