Красноярский депутат Константин Сенченко уже двое суток — главная обсуждаемая персона соцсетей. Началось все с его поста в Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена), где он резко отреагировал на выступление Рамзана Кадырова, назвавшего несистемную оппозицию «врагами народа» и «предателями». В ответ Сенченко назвал Кадырова «позором России», который «дискредитировал все, что мог». Сенченко напомнил, что «Чечня живет на дотации из Москвы, а Москва забирает эти деньги у нас, сибиряков». Но свое мнение о Кадырове он изменил буквально за день.
Несмотря на бурную поддержку Сенченко в соцсетях, в родном Красноярске он столкнулся с непониманием и давлением. Председатель горсовета депутатов Красноярска Татьяна Казанова назвала его поступок «некорректной выходкой», подчеркнув, что такое поведение недопустимо для депутата. Теперь его поведение будет рассматривать специальная комиссия, о чем «Газете.Ru» рассказал сам Сенченко: «Я не знаю, поддержит меня кто-то или нет, наверное, будут осуждать морально».
Впрочем, лишить его депутатских полномочий по закону нельзя. «Максимум, что мы можем, — погрозить ему пальчиком, даже слова лишить не можем, — сказал «Газете.Ru» Виталий Дроздов из комиссии по городскому самоуправлению. — Мы можем лишь вынести порицание и осудить его деятельность». Поскольку «комиссии по этике» в Красноярском горсовете нет, «дело Сенченко» будет рассматривать комиссия по городскому самоуправлению.
«Где Чечня и где депутат горсовета Красноярска? Не могу понять — для чего он это сделал? — возмущается авторитетный в регионе депутат Красноярского заксобрания Анатолий Быков. — Не ему характеризовать руководителя Чеченской Республики! Видимо, Сенченко рассчитывал заработать себе известность в преддверии избирательной кампании». Быков считает поступок Сенченко «большой ошибкой», поскольку сам не раз бывал в Чечне и воочию убедился в эффективности Кадырова.
«Я не увидел и следа войны в Грозном, и если бы у всех территорий России были такие руководители, то она была бы «впереди планеты всей», — говорит Быков. — Не Сенченко создавал стабильность в Красноярске, особенно межнациональную, не ему ее рушить. Мы никому этого не позволим сделать! Как дружили со всеми нациями, так и будем дружить».
Вступился за земляка лишь бывший губернатор Красноярского края, депутат Госдумы Валерий Зубов. «Его поступок и политически, и экономически оправдан», — сказал Зубов. По его словам, мнения в крае насчет высказываний Сенченко в адрес Кадырова разделились: «Причем из аргументов против я слышу только, что это какой-то пиар.
Но я считаю, что если кто-то в другом регионе, например в Чечне, имеет право высказать свое мнение, почему такое же мнение не имеет права высказать представитель Красноярского края?»
Зубов говорит, что давно знает Сенченко. «Он довольно заметный предприниматель в Красноярске, его победа в одномандатном округе была достаточно уверенной, — поясняет он. — Сенченко и сейчас продолжает быть уважаемым депутатом, и его карьера только развивается».
Высказывания Сенченко о Кадырове, вызвавшие бурную реакцию политиков и СМИ, в результате дошли до самого Рамзана Кадырова. Начался шквал звонков Сенченко. В результате уже в четверг вечером с разницей в семь минут появилось сообщение LifeNews и сюжет на Грозненском ТВ, в которых Сенченко уже приносил извинения Кадырову «за те оскорбления, которые я не очень корректно написал».
В пятницу утром Сенченко очень удивился своим извинениям, поскольку, по его словам, ни с кем из журналистов, обнародовавших запись, не общался. «Это была частная беседа с человеком, которого я очень уважал, конечно, мне в голову не приходило, что это будет как-то использовано», — говорит он.
Источники «Газеты.Ru» уверяют, что окончательно убедил Сенченко извиниться перед Кадыровым известный спортсмен, трехкратный олимпийский чемпион по вольной борьбе чеченец Бувайсар Сайтиев, с которым тот встречался и долго разговаривал. Сайтиев прожил 20 лет в Красноярске и является его почетным жителем. Сенченко отказался назвать фамилию авторитета, разговор с которым попал в СМИ, заметив лишь, что речь идет о человеке, известном в крае и России, воспринявшем его слова о Кадырове «на свой счет и всего чеченского народа».
«Мне принесли пост Сенченко в Facebook и спросили: «Ты столько лет прожил в Красноярске, тебя там любят, уважают, этот человек наверняка с тобой знаком, почему он такие вещи про нашего главу пишет?» — рассказал «Газете.Ru», как все было, Бувайсар Сайтиев. —
Мне стало очень неудобно, я ему позвонил и говорю: «Уважаемый товарищ, ты почему такие вещи пишешь? Он про тебя где-то что-то сказал?» А он говорит: «Тот говорил про несистемную оппозицию, а меня исключили из партии». И что? Теперь каждый, кого исключили из партии, будет нападать на Героя России, нашего национального чеченского лидера, которого мы вместе выбрали и поддерживаем? Мы объяснились. Он нормальный парень. В Красноярске живут серьезные, ответственные люди, не такие легкомысленные. Там суровый климат, и мужчины за свои слова отвечают».
Сайтиев говорит, что «как почетный гражданин города Красноярска рассказал ему свое мнение по поводу того, как межнациональные отношения красноярцев и чеченцев влияют на сегодняшнюю политическую ситуацию».
«В Красноярске много чеченцев, — объясняет он «Газете.Ru». — Этот Сенченко лично знаком с некоторыми из них. Со мной тоже за руку знаком. Беседа состоялась дружественная». Самое главное, считает Сайтиев, «чтобы любые высказывания любых политических деятелей были не сильно резкими, чтобы они вписывались в общее развитие». Когда очень резкие высказывания, они не очень полезные ни участникам, ни в целом, добавляет он. При этом высказывания самого Кадырова он, по всей вероятности, к резким не относит.
Константин Сенченко говорит, что знал, что наше общество сильно расколото, но не думал, что до такой степени.
«Мне звонили разные люди, в том числе мои знакомые, которые говорили, что их оскорбил мой пост, я почувствовал, что обидел им очень многих, задетыми оказались очень многие интересы. Меня убеждали, что если не Кадыров, то в Чечне все рухнет, хотя лично я так не считаю. И что, написав о Кадырове, я обидел весь чеченский народ, потому что он их лидер.
Конечно, жителей Чечни я обидеть не хотел. Наверное, по форме я был в чем-то грубоват и неправ, но сути это не меняет: я считаю, что власть не должна вести с обществом диалог в таком тоне».
Но, замечает Сенченко, «если нас власть обвиняет в чем-то, то мы не должны тоже поддаваться на эмоции, а должны оставаться предельно корректными». Общая ситуация в стране накалена до предела, и любое неосторожное слово может вызвать цепную реакцию, поэтому подбирать их надо тщательно, говорит он.
По словам Сенченко, больше всего его возмущает, что Красноярск, который является донором федерального бюджета, перечисляя в него 600 млрд руб. в год, сам ходит с протянутой рукой, население города беднеет — индексации социальных пособий одиноким матерям и инвалидам в этом году не будет, потому что в бюджете нет денег.
«Да, мы доноры федерального бюджета, а на местном уровне у нас растут долги, растут кредиты, — поясняет он. — У нас все забирают, оставляя лишь на элементарные вещи. А люди приходят к нам и жалуются, что все подорожало: и хлеб, и медикаменты, и им уже не хватает на какие-то базовые вещи». При этом, продолжает депутат, избиратели часто спрашивают у него, почему в Чечне все хорошо, хотя это дотационный регион, а у них нет. «И мне нечего людям сказать», — говорит Сенченко.
Свой первый нашумевший пост он называет «жестом отчаяния» и попыткой обратить внимание именно на отсутствие нормального диалога власти и общества, указав на проблемы своего региона. Уже в пятницу вечером одновременно в инстаграме Рамзана Кадырова и на LifeNews появилось видео, в котором Сенченко попросил у Кадырова прощения, потому что «действовал сгоряча и эмоционально».
«Я принимаю», — написал Кадыров, добавив пять смайликов.
Кроме красноярского депутата на высказывания Кадырова, что «представители так называемой внесистемной оппозиции пытаются нажиться на сложной экономической ситуации», и «к таким людям надо относиться как к врагам народа, как к предателям», и «этих людей надо судить по всей строгости за их подрывную деятельность», отреагировали многие политики и общественные деятели. Уполномоченный по правам человека при президенте РФ Элла Памфилова заявила, что такие слова оказывают главе государства «медвежью услугу и бросают тень на Россию». По словам Памфиловой, судить можно только тех, кто нарушает закон. В ответ на это депутат Госдумы Шамсаил Саралиев посоветовал Памфиловой «успокоиться, выпить валерьянки и извиниться перед Кадыровым». На что Памфилова возразила: нервы у нее крепкие, она не раз была в сложных ситуациях во время чеченского конфликта, когда помогала военнопленным и мирному населению.
«Если я как уполномоченный по правам человека буду извиняться перед всеми, кого я критикую за неисполнение или неуважение к Конституции РФ, то тогда мне надо, наверно, уходить в какой-то театр абсурда. Подобные советы я расцениваю как абсурдные, — сказала Памфилова радиостанции «Говорит Москва». — Я полагаю, что нельзя допускать разгула, произвола. Все должны действовать в правовых рамках.
Не нравятся взгляды — дискутируйте, но не действуйте методом угроз, не надо возвращаться к сталинским определениям типа «враг народа». Если кто-то занимается подрывной деятельностью, на это у нас есть специальные службы».
«Нельзя считать несогласных предателями и врагами народа, отправляя всех под суд, — считает замглавы СПЧ Евгений Бобров. — Конституция запрещает ограничение прав граждан в связи с их принадлежностью к разным общественным объединениям и социальным группам».
Директор центра «Сова» (организация включена Минюстом в список иноагентов), занимающегося исследованием экстремизма, Александр Верховский считает: «Что позволено Кадырову, остальным прочим не позволено». «Правоохранительные органы, если бы речь шла не о Кадырове, могли бы и усмотреть в таких высказываниях экстремизм или призывы», — полагает он. Вместе с тем, добавляет эксперт, в нынешнем правоприменении формулировки бывают столь расплывчатые, что при желании их можно повернуть в любую сторону.
Первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов Генри Резник говорит, что оснований для привлечения Кадырова к ответственности нет. «Его заявление либо непродуманно, либо основано на своеобразном понимании устройства власти в нашей стране: все должны петь осанну, ходить строем и смотреть в одну сторону. Но вообще-то наша власть построена на международных стандартах, закрепленных в нашей Конституции, и у нас свобода мнений, — объясняет Резник «Газете.Ru». — Я считаю, что свое мнение по поводу выступления Кадырова должен высказать президент Путин, потому что чиновник такого высокого уровня не должен делать такие безответственные заявления, которые по сути являются антиконституционными».