В среду близкий к Кремлю Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) во главе с экс-начальником управления внутренней политики Кремля Константином Костиным провел конференцию политтехнологов, посвященную выборам в Госдуму.
Одна из четырех панельных дискуссий была посвящена конкуренции партий в ходе кампании, «проблеме выбора оптимальных стратегий и инструмента». Подискутировать пришли представители всех четырех парламентских политсил.
Первым слово получил член ЛДПР Алексей Диденко. «Пока другие проводят какие-то предварительные голосования, — слегка поддел он «Единую Россию», намекая на ее праймериз, — мы запускаем старый проверенный способ агитации: 15 января с Казанского вокзала стартует агитпоезд ЛДПР, который вернется в Москву только 15 мая».
Вопрос о том, будут ли партийцы следовать в этом поезде беспрерывно и каково это — четыре месяца провести в дороге, Диденко своим вниманием обошел.
При этом сообщил, что в ходе нынешней кампании
партия вновь намерена поднять вопрос о внесении поправок в Конституцию, «чтобы вернуть русскому народу его государствообразующую роль»:
«Этого партия добивается с начала своей деятельности, — не без гордости доложил либерал-демократ. — И дальше мы тоже будем эту тему продвигать, хотя некоторые коллеги и пытаются ее пренебрежительно поюзать».
Секретарь генсовета ЕР Сергей Неверов в своей речи попытался развенчать миф, который, по его словам, существует в обществе, — о том, что от «Единой России» все устали, поскольку она у власти двадцать лет. Примечательно, что развенчивал единоросс только вторую часть мифа — про те самые двадцать лет.
Обстоятельно перечислив, сколько мандатов по итогам думских выборов получала «Единая Россия», а также ее «предки» — движение «Единство» и блок ОВР, Неверов резюмировал: впервые партия власти заработала большинство в Госдуме в 2007 году.
«Это не двадцать лет, и мы только в начале пути», — то ли пригрозил, то ли решил обрадовать присутствующих единоросс.
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов во время выступления продемонстрировал аудитории печатный орган Компартии — газету «Правда», на первой полосе которой красовался огромный портрет вождя — лидера КПРФ. «Газета вышла огромным тиражом.
И вы, Сергей Иванович (Неверов. – «Газета.Ru»), тоже здесь есть — как человек, который голосовал за бюджет деградации. Вы за деградацию», — уведомил Обухов единоросса, сидящего по правую руку от него.
Также коммунист заявил, что среди представителей власти «есть разные кандидаты в аллергены» для населения — «например, Голодец (вице-премьер. – «Газета.Ru») с холодным взглядом медсестры».
Следующим слово получил член центрального совета «Справедливой России» Александр Бурков.
«Сегодня две основные партии находятся на излете карьеры, это умирающие партии», — начал он с места в карьер. Неверов и Обухов слегка опешили от такого напора — это было заметно по их глазам.
Впрочем, коммунист в долгу не остался: «Двадцать лет умираем, и дальше будем умирать», — парировал он.
«Рейтинги не подтверждают (предсмертное состояние ЕР и КПРФ. – «Газета.Ru»)», — вступился за партийцев Костин.
«Еще не вечер, — пообещал ему Бурков. — Как бы там товарищ Неверов ни прислонялся к большому дереву — Владимиру Владимировичу Путину, президент создал «Народный фронт» и опирается сегодня на него».
«Поэтому вы тоже в «Народном фронте»?» — осведомился у эсера коммунист.
«При чем здесь я? Сегодня ЕР и КПРФ — близнецы-братья. «Единая Россия» открывает «Ельцин-центр», а коммунисты — «Сталин-центр». Они пытаются вернуть своих героев из мертвых, не имея стратегии будущего», — заявил Бурков.
Программа же, предложенная эсэрами, продолжил он, востребована обществом: «Поэтому, я думаю, для нас все впереди, и та задача, которую поставил Сергей Михайлович Миронов, — занять минимум второе место на выборах в Госдуму, нам вполне по силам», — заключил политик. Невероятный оптимист.
Также Бурков обвинил единороссов в страшном для них грехе — продвижении либеральной политики: «Их лидер — Дмитрий Анатольевич Медведев, его социальная политика — чисто ультралиберальная».
Если эсэр рассчитывал, что его оппоненты оставят выступление без ответа, то он глубочайшим образом заблуждался.
«Буквально пару реплик по поводу того, что «Единая Россия» пытается прислониться к большому дереву… Владимир Владимирович Путин был основателем нашей партии», — напомнил эсэру Неверов. Отверг он и обвинения в либерализме, припомнив, что вообще-то в либералы в свое время «записались» именно эсэры: когда «выходили на трибуну Госдумы с белой ленточкой на груди».
Костин тоже встал на защиту ЕР от обвинений в либерализме: сказал, что партия власти — центристская политсила, но в ней разные политические платформы. «А теперь слово еще одной умирающей партии», — предложил он.
Коммунист Обухов, выглядевший вполне себе цветущим и даже загорелым, включил микрофон:
«Справедливая Россия» в числе трех других партий в свое время выдвинула Дмитрия Анатольевича Медведева в президенты. Что вы сейчас истерите? Он вполне адекватен вашим постулатам», — высказался он.
Это был тот редкий случай, когда единороссы и коммунисты продемонстрировали сплоченность. Что оставалась делать Буркову? Лишь улыбаться в ответ.
Ближе к вечеру на конференцию приехал первый замглавы кремлевской администрации Вячеслав Володин.
Костин пересказал ему, что говорилось в начале мероприятия. В частности, слова главы ВЦИОМ Валерия Федорова о том, что социальное самочувствие граждан ухудшается, избирательная кампания пройдет на понижающем тренде и может преподнести сюрпризы, к которым надо заранее готовиться.
«Что касается интриг, не будем забегать вперед, потому что выборы всегда несут в себе много неожиданностей.
Социальное самочувствие мы замеряем регулярно, тренды действительно снижающиеся, — признал Володин. — Понятно, что это будет влиять на рейтинги, расклад избирательной кампании».
По его словам, рейтинг ЛДПР, например, в настоящее время «очень высокий, он практически приблизился к результату КПРФ». Однако тут же оговорился: «Но это в начале кампании, посмотрим, как она дальше будет идти».
Политтехнолог Алексей Трубецкой спросил у кремлевского чиновника, каковы, по его мнению, шансы «Яблока» на выборах. Это, по его словам, единственная партия на либеральном фланге, которая себя ничем не запятнала.
Володин предупредил, что выскажет мнение «в личном качестве, а не как представитель администрации президента»: «Тем более, уже тридцать секунд, как закончился рабочий день», — добавил он, посмотрев на часы.
«В личном качестве» чиновник заявил:
«Вы хотите сказать, что «Яблоко» пойдет на выборы с правой, либеральной повесткой? Единственная партия, которая пойдет с такой повесткой, будет «Единая Россия».
Володин даже не подозревал, что в этот момент лил воду на мельницу Буркова. Тот, между тем, восторжествовал: «Я об этом же говорил! А Константин Николаевич (Костин. – «Газета.Ru») спорил, Сергей Иванович (Неверов. – «Газета.Ru») тоже открещивался».
Надо было видеть лица Костина и Неверова в этот момент…
«А вы в шахте поработайте 16 лет (Неверов – бывший шахтер. – «Газета.Ru»), будете рассуждать так же, как он», — то ли заступился, то ли пожурил единоросса первый замглавы АП.
Тема либерализма продолжилась.
Эсэры, по словам Володина, «пытаются забыть маневры 2011 года и возвращаться туда (в либеральную повестку. – «Газета.Ru») не хотят»: «И не надо — рискуют (результатом на выборах. – «Газета.Ru»). ЛДПР туда и не ходила. «Яблоко» всегда больше увлекалось социальными вопросами, и через тему справедливости их действительно можно было записать в либералы. Но эта повестка объединяющая, ее нельзя отнести к либеральной».
Не была забыта и ПАРНАС: «Они туда (в либеральную повестку. – «Газета.Ru») не пойдут. Будут бороться за власть вне классических ориентиров и определений».
Позже источник в Кремле пояснил «Газете.Ru», что изменение политического позиционирования ЕР связано с тем, что, когда ситуация была более стабильной, партия была центристской, а из-за кризиса стала правоцентристской, поскольку нужно принимать ряд непопулярных решений.
Интересно в связи с этим вот что. До недавнего времени слово «либерал» было для единороссов равносильно ругательству. Как теперь изменится их риторика? Судя по всему, придется сдавать назад. Страшно даже представить, что в один прекрасный момент слово «либерал» зазвучит для партии власти как комплимент.