Невозможность освоения денег, заложенных в ФЦП на Крым, привела к взаимной критике крымских и федеральных властей. Глава республики Сергей Аксенов сказал, что и дальше «не будет замалчивать проблемы», а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков призвал «сосредоточиться именно на урегулировании» проблем «в рабочем порядке».
Скандал с выделением денег на Крым грянул в пятницу, когда глава республики Сергей Аксенов заявил, что в 2015 году на полуострове не получили ни копейки из предусмотренных ФЦП. По его словам, в 2015 году Крым направил документы по 174 объектам программы во все федеральные органы власти, «возможно, с ошибками, но направил». «По ФЦП в 2015 году должны были освоить 15 млрд руб. Сегодня уже декабрь, на сегодня еще ни одной копейки, притом что три раза согласовывались планы, графики, наименования мероприятий и нашими должностными лицами, и всеми без исключения федеральными, включая согласования всех просьб федеральных министерств. До 15 июня мы и график согласовали, и провели постановление правительства по этому поводу», — говорил Аксенов на «круглом столе». По его данным, сначала 220 человек в уже ликвидированном Минкрыма, а за ними 100 человек в Минэкономразвития так и не смогли проверить правильность поданных документов.
Еще в 2014 году кабинет министров утвердил ФЦП по развитию Крыма с объемом финансирования 681,2 млрд руб. Цель программы — интегрирование региона в экономическое пространство страны.
Источник ТАСС в правительстве в выходные возразил Аксенову: мол, деньги выделялись, но их не смогли освоить. «Из федерального бюджета в сентябре было перечислено 2,77 млрд руб. на проектирование и строительство 139 объектов программы [Республике Крым — 1,98 млрд руб.], на данный момент из доведенных субсидий контракты заключены только на 308 млн руб.», — утверждают в Москве, активно намекая на непрофессионализм крымских властей и подаваемых ими документов. Накал страстей и взаимных обвинений пришлось сглаживать Дмитрию Пескову, пресс-секретарю президента, который призвал решать вопросы «в рабочем порядке».
Между тем, как выяснила «Газета.Ru», в Госдуме подготовлен новый законопроект, который позволит Крыму не столько тратить федеральные деньги, сколько зарабатывать самому. Сейчас он находится на согласовании в государственно-правовом управлении администрации президента.
Один из авторов законопроекта депутат Михаил Брячак сказал «Газете.Ru», что предложения эти «революционные», но без них проблемы Крыма не решить. «Понятно, что из-за ухудшающегося положения с экономикой мы не сможем завалить Крым деньгами, как это было с некоторыми российскими регионами, — говорит Брячак. — Поэтому мы должны придумать оригинальную идею и воплотить ее в жизнь, дать если не денег, то «удочку», которая позволит республике зарабатывать самой».
Речь идет о ведении особой «инвестиционной и предпринимательской деятельности в Крымском федеральном округе», а точнее — о полной переработке уже принятого в прошлом году закона о свободной экономической зоне в Крыму, который на практике вообще не работает. Существующая программа не предусматривает механизма обхода западных санкций и поэтому не выглядит привлекательной для иностранных инвесторов, а само участие в СЭЗ зависит от административных решений так называемых экспертных советов, которые должны сопровождать предлагаемые проекты.
Еще летом стало понятно, что ничего хорошего Крыму этот закон не даст, эту информацию довели до президента, рассказывает депутат. «Считаю целесообразным разработку нового закона», — написал Владимир Путин вице-премьеру Дмитрию Козаку, отвечающему в правительстве за Крым. В итоге в новом законопроекте для Крыма предусмотрели «введение особого правового режима осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».
Такой правовой режим регулирует налогообложение, землепользование, градостроительную деятельность и др. Цель — заманить иностранный капитал в обход санкций и обеспечить возврат российского капитала, вывезенного за рубеж, что пока никак не удается российским властям. А также поддержать инвесторов на законных, «а не административных решениях» и установить правовой режим недвижимого имущества в Крыму. В новом законе говорится, что «обязательства РФ перед другими государствами, вытекающие из международных договоров, соглашений и конвенций, в которых РФ является стороной, не исполняются на территории Крыма в отношении тех государств, которые не признают независимость Крыма и его вхождение в состав РФ».
Для иностранцев предлагается ввести безвизовый режим на основе миграционной карты и гарантировать им информационную защиту. Обеспечивать ее будут «путем запрета автоматической передачи информации и правовой помощи по фискальным обращениям государств, не признающих присоединение Крыма». Та же страна, которой сведения все-таки передадут, должна гарантировать, что в свою очередь не передаст их государствам, не признавшим Крым. Также гарантируется свободный ввоз и вывоз иностранного капитала на территории Крыма и создание «защищенного счета». «Для сохранения вложенного на счет капитала он не включается в собственные средства банка, передается на хранение в ЦБ РФ и не подлежит включению в конкурсную массу», — говорится в пояснительной записке.
Для россиян, готовых вложиться в экономику Крыма, объявляется «инвестиционная амнистия», также она предусмотрена и для иностранцев, которые участвовали в выводе капитала. Им предлагают новые виды компаний с регистрацией в Москве через российскую ТПП — международные компании, фонды, банки и трасты, — «создание которых соответствует быстроте и легкости в англосаксонских юрисдикциях». Их приравняют к компаниям, находящимся в низконалоговых юрисдикциях, чтобы избежать двойного налогообложения. Взамен вводится фиксированный ежегодный сбор в размере €500.
С тем чтобы не было юридических претензий, нужно будет создать торговый и административный суды при Арбитражном суде Крыма и организовать филиал при ТПП «для избежания негативных последствий, международного непризнания решений государственных и третейских судов на территории Крыма». Принципиальное отличие от уже существующего СЭЗ — это его уведомительный характер (сейчас надо ждать, чтобы комиссия признала твой проект инвестиционно привлекательным) и отсутствие обязательного платежа для получения статуса резидента ОЭЗ при условии инвестирования в бизнес 150 млн руб. в течение трех лет.
Пока законопроект находится на согласовании в АП, а местные власти ищут другие способы привлечь инвесторов и их деньги на полуостров.
«Если у вас есть интересные предложения, которые совпадают с концепцией нашего региона, или ноу-хау — пишите на мою страницу, — предложил в понедельник губернатор Севастополя Сергей Меняйло в соцсетях. — Я не сторонник «фантастики», предпочитаю реальные дела и аргументированные позиции». Вам не понадобится искать каких-то «решал», которые якобы заведут вас в нужные кабинеты и за «долю малую» продвинут ваши идеи, пообещал он.
А председатель госсовета Крыма Владимир Константинов считает, что колоссальный рост экономике Крыма даст «применение опыта 90-х», об этом он сообщил на бизнес-форуме «Деловой Крым» в Симферополе. «Я вспоминаю очень хорошо 90-е годы, в которых я вырос и сформировался как предприниматель, и помню, какое было тогда дыхание свободы и как легко тогда работалось», — объясняет крымский спикер. Были свои нюансы, продолжает он, «были свои сложности, но тот период, его принцип — «что не запрещено, все разрешено» — очень много позволялось делать, и работать в бизнесе было крайне легко».
О том, что в Крыму, чтобы был прорыв, нужно все упростить, говорил участникам «круглого стола» и глава республики Сергей Аксенов. «Мы понимаем, что все-таки проблема в Москве лежит, не в Крыму. Меняться надо федеральному центру. Нам надо в ближайшее время выходить с инициативой перед президентом и руководством о специальном режиме, иначе 20 лет будем интегрироваться с неизвестными последствиями», — поддержал Аксенова директор Российского института стратегических исследований (РИСИ) Леонид Решетников.
Невозможность получить и освоить деньги, заложенные на развитие республики в ФЦП, беспокоит и федеральный центр, и самих крымчан. Критики же местных властей и на полуострове хватает.
«Сначала исполнительная власть Крыма и Севастополя настаивала на том, что они будут самостоятельно готовить программы под выделение средств из Москвы. После их убеждений ликвидировали Минкрыма, — говорит глава «Деловой России» Севастополя Олег Николаев. — Теперь оказалось, что виноваты федеральные власти в целом.
Федеральная власть досконально подходит к изучению предложений местных правительств. Что касается Севастополя, то Москва выделила большие средства на дороги, а освоить их тут не получилось — почти половину разворовали. Уголовные дела вместо качественных дорог — сомнительный результат качественных трат федеральных средств.
Что касается ФЦП, то подготовка севастопольским правительством планов по их освоению оставляет желать лучшего. Нет профессиональных кадров для обоснования потребностей. Чиновники не понимают, что ФЦП дается только один раз, если спустя рукава подойти к этому вопросу, таких денег больше из Москвы не придет».
Кстати, об уголовных делах. В понедельник сотрудники управления ФСБ России по Крыму и Севастополю задержали организованную преступную группу, занимавшуюся вымогательством денег у предпринимателей. В состав ОПГ, утверждают чекисты, входили глава администрации Феодосии Дмитрий Щепетков и его заместитель Макар Макаров.
Пока скандал насчет неосвоенных денег решили немного «притушить», говорит источник в правительстве. «Прививка патриотизма в Крыму пока очень высокая, люди с честью пережили террористический акт с отключением электричества, который у нас почему-то называют блэкаутом, хотя на самом деле это самый настоящий геноцид, но надолго ее не хватит, — считает он. — У нас не так много времени, чтобы доказать крымчанам, что они не зря выбрали Россию и мы, как и обещали, будем развивать республику. И нужны, конечно, нестандартные решения, потому что сам Крым, который находится под санкциями и блокадой, самый нестандартный регион страны». Депутаты, подготовившие новый федеральный закон, надеются, что их предложения и станут тем самым «прорывом». «Если посмотрите, то Китай, к примеру, отрабатывал сначала все нововведения на островах, а только потом на материке, да и в других странах так было, — поясняет депутат Брячак. — Надо решаться на непривычные шаги, потому что «кредит доверия» крымчан не бесконечный».
Сотрудники Института стран СНГ под руководством Константина Затулина провели самое масштабное социологическое исследование со времени присоединения Крыма, в ходе которого были опрошены 2 тыс. человек. 24,6% крымчан верят, что их жизнь улучшится в ближайшие два года, 36% в улучшения тоже верят, но через 3–5 лет, 12,6% ждут чего-то хорошего лишь через 10–15 лет, 3% считают, что будет только хуже, остальные не определились с ответом. Исследование было сделано аккурат перед подрывом ЛЭП и отключением электричества. «Сейчас даже спрашивать страшно, — говорит информированный собеседник в крымском правительстве. — Пока терпят, но надолго ли их хватит, даже гадать не хочется».