Протесты против внедрения системы «Платон», предназначенной для сбора средств с водителей большегрузных фур за пользование федеральными трассами, затронули почти все регионы России. В новом рейтинге социально-политической устойчивости регионов, подготовленном фондом «Петербургская политика», забастовка дальнобойщиков названа главным событием месяца в социально-политической жизни.
Реакцию региональных властей на протесты авторы рейтинга разделили на четыре типа: идеологизированное противостояние акциям; патернализм, предполагающий акцент на выгодах для простых граждан от внедрения системы; открытый лоббизм; «братание» с дальнобойщиками.
Однако «при всем богатстве выбора» реакция губернаторов свидетельствует о том, что региональные власти «мало понимают природу и механизмы протеста», — говорится в исследовании.
Яркий пример идеологизированного противостояния, по мнению экспертов фонда, — это высказывания полпреда президента в Уральском федеральном округе Игоря Холманских. Он назвал действия водителей «попыткой проверить на прочность политическую систему».
Стоит отметить, что такое высказывание вполне укладывается в позицию Холманских, который, еще в бытность начальником цеха Уралвагонзавода, обещал «разобраться» с протестующими на Болотной.
В свою очередь, губернатор Архангельской области Игорь Орлов, характеризуя выступления дальнобойщиков, не погнушался оскорблениями, обвинив протестующих в «безмозглости».
Часть губернаторов пыталась, отмечают авторы исследования, выступить с патерналистских позиций, объясняя гражданам выгоды от системы «Платон». Так, власти нескольких регионов рассказывали жителям, что внедрение системы позволит получить средства на строительство и реконструкцию мостов, другие же открыто лоббировали «Платон». В частности, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов предложил распространить действие системы не только на федеральные трассы, но и на региональные дороги.
Несколько губернаторов, впрочем, предпочли стратегию, которую авторы рейтинга характеризуют как «братание».
Под этим словом, навевающим воспоминания о братании между русскими и немецкими солдатами во время Первой мировой, авторы имели в виду «максимальную открытость» по отношению к дальнобойщикам и демонстрацию понимания причин, которые вызвали протест.
В числе «братавшихся» — белгородский губернатор Евгений Савченко, который обратился в Минтранс с просьбой установить переходный период на введение системы «Платон», а также мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман — он пообещал передать требования дальнобойщиков в администрацию президента. Два губернатора — Юрий Берг (Оренбургская область) и Сергей Морозов (Ульяновская область) — лично встретились с дальнобойщиками и даже пообещали оказать им помощь в рамках своих полномочий.
Правда, лидер Ульяновского отделения партии «Яблоко» Николай Кислица считает, что Морозов, которому в следующем году предстоит переизбираться, использовал встречу в предвыборных целях, понимая при этом, что большого резонанса в области протесты не произведут. Регион находится вдалеке от основных транспортных путей водителей большегрузов. «Губернатор может встречаться с ними (водителями. — «Газета.Ru») с легким сердцем, так как это не оказывает никакого влияния на ситуацию. Ситуация, что называется, «поговорили-разошлись», — считает «яблочник».
Бывший глава Камчатского края Михаил Машковцев, который в период своего губернаторства сталкивался с подобными акциями, уверен: когда губернаторы предлагают какую-то помощь, не имея соответствующих полномочий, это не что иное, как «лицемерие»: «В данном случае у губернатора нет возможности ничего изменить, однако он может поставить вопрос об этой ситуации на Госсовете».
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, говоря о «братающихся», отмечает: часть региональных лидеров понимает, что «нужно креативить, быть более внимательным и солидаризироваться с общественным мнением».
Но такое поведение нельзя назвать фрондой, подчеркивает эксперт. Губернаторы, которые соглашаются встретиться с водителями, понимают, что поле для маневра у них есть, так как пока никто из правительственных чиновников не высказал своего отношения к протестам.
При этом реальной возможности помочь протестующим дальнобойщикам у глав регионов и местных администраций нет.
«Не имея влияния ни на разработчиков системы «Платон», ни на действия правоохранительных органов, регионы, по сути, теряли очки, не являясь стороной конфликта», — пишут авторы исследования.
В предвыборный год существуют опасения, что протестами дальнобойщиков может воспользоваться оппозиция, однако местные власти пока этого не сильно опасаются. «Большого страха нет, поскольку такие силы, как КПРФ и «Справедливая Россия», ориентированы на слив протеста», — говорит Виноградов.
А вот в случае, если дальнобойщики найдут себе «понятных партнеров», местным властям придется сложнее, отмечает эксперт.
Он приводит в пример протесты, которые организовывало движение «ТИГР» против запрета на ввоз поддержанных японских автомобилей на Дальнем Востоке в 2008 году. Тогда движение превратилось в серьезную протестную силу, усмирять которую приезжал даже подмосковный ОМОН. Экс-губернатор Машковцев считает, что попытки оседлать протесты будут предприниматься: «Чем менее организованной и известной будет политическая сила, тем больше она станет стараться оседлать этого коня».