На заседании комитета депутат Госдумы от «Единой России» Михаил Маркелов сказал: его фракция поддерживает законопроект правительства. Хотя и признал: из-за совпадения временных рамок народ подумает, что документ внесен специально против дальнобойщиков.
По словам единоросса, форматы протеста могут быть самые разные. Например, если дальнобойщики вышли из фур, стоят вдоль обочины и «молча курят с мрачным видом, а не кричат и перекрывают дороги», то это митинг или нет?
«Если это политическая партия, общественная организация, которая куда-то направляется, может, она детей везет в пионерский лагерь или едет на встречу куда-то... На автобусах написано «Единая Россия», ЛДПР или «За «Единую Россию», «За ЛДПР». Кто будет определять, что нарушен закон? Как закон будет на земле работать? Правоприменение какое? Четких критериев нет», — честно признался Маркелов.
Впрочем, оправдал он правительство, законопроект был разработан с учетом «внутриполитических и внешнеполитических условий». И тем не менее в таком виде вызывает множество вопросов.
В итоге Маркелов предложил детализировать все спорные моменты в поправках ко второму чтению в нижней палате.
<1>Главным защитником законопроекта был представитель МВД Александр Авдейко. Он заявил, что документ «закрепляет то, что уже есть», и вспомнил формулировки из закона «О собраниях, митингах, демонстрациях...»: «Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой». То есть, если колонна везет детей, это нельзя признать демонстрацией. А если фуры вдоль дороги выражают общественное мнение, то можно.
Депутат-эсэр Михаил Сердюк вспомнил, что молодежное крыло партии устраивало свадьбу с машинами с символикой, и спросил, надо ли теперь согласовывать подобные торжества с властями. Неясно, как связывать общественные настроения с символикой партии и где грань между обычными партийными автопробегами к съезду и демонстрациями.
«Однозначно, закон будет трактоваться против дальнобойщиков, а мы не сможем сказать людям, что делать. Если скажут, что это запретительная мера в связи с ограблением народа, какие у вас будут аргументы?» — спросил у депутатов глава Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.
По его словам, в ФАР давно ждали такой законопроект и готовы были его соблюдать. Но в текущей форме из его формулировок ничего непонятно. Например, подпадет ли под действие документа гуманитарный груз в фурах «За Донбасс» — это выражение общественных настроений или нет? Канаев утверждает, что законопроект «закладывает мину под госустройство» при серьезной внешне- и внутриполитической ситуации. По его мнению, необходимо заложить четкие критерии в формулировки «достаточно написать абзац, что это не против протестов, а направление формы протестов», чтобы простых протестующих не приравняли к «пятой колонне».
Представитель МВД Авдейко подчеркнул, что законопроект не связан с партиями и его норма одинакова для всех. Властям надо знать, по каким маршрутам поедут демонстранты, которые не должны нарушать «жизнедеятельность и права других граждан».
«Мы из этого должны исходить, а не с точки зрения пиара, — сказал полицейский, признав, что ко второму чтению вполне можно подумать о детализации формулировок. — Еще раз повторяю, законопроект внесен давно, и такие проблемы несколько лет существуют. Внесено для порядка, чтобы все на дороге были равны. Прошу поддержать законопроект для последующего обсуждения и благодарю за заданные вопросы».
Маркелов задал уточняющий вопрос: закон не запрещает автопробеги, а обязывает уведомлять о них? Авдейко подтвердил, что проект прописывает процедуры, которые сейчас вне закона.
В итоге председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов от имени ЛДПР и КПРФ (от коммунистов у него была доверенность) заранее воздержался от голосования «за» в первом чтении.
Эсэр Сердюк пообещал, что его фракция будет голосовать «против». «За» выступили только единороссы, и комитет рекомендовал принять документ в первом чтении.
Нилов предложил коллегам лучше подготовиться к обсуждению законопроекта на пленарном заседании, предупредив, что там «вопросы будут гораздо эмоциональнее и жестче». Позже он заявил «Газете.Ru», что документ будет рассмотрен в первом чтении уже в пятницу. Депутат уверен: поправки в законопроект нужны, но как их прописать, пока непонятно: «Даже наши агитационные «Газели» могут подпасть под действие закона. Полагаться только на правоприменительную практику нельзя, понятия действительно надо детализировать. Но все случаи в законе не пропишешь. Работаем над этим».
Законопроект причисляет к массовым протестным акциям установку палаточных городков и автопробеги. Он был внесен еще 23 сентября, до начала протестов дальнобойщиков, а непосредственно с инициативой принятия такого закона МВД выступало еще в марте. Документом вносятся поправки в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях...». В частности, предлагается отнести автопробеги к демонстрациям, а установку палаток — к пикетированиям.
За нарушение закона предусмотрен штраф: для граждан — до 300 тыс. руб, для должностных лиц — до 600 тыс. руб., для юрлиц — до 1 млн руб. При затруднении движения пешеходов и транспорта или же привлечении дополнительных сил полиции штрафы следующие: для граждан — до 50 тыс. руб, для должностных лиц — до 100 тыс. руб., для юрлиц — до 500 тыс. руб.
В пояснительной записке к законопроекту приводится статистика МВД, согласно которой во многих регионах в прошлом году были протестные акции с установкой палаточных городков, плюс прошло 126 мероприятий, связанных с автодемонстрациями.
«При определенных условиях подобные акции могут перерасти в стихийные выступления, групповые и массовые нарушения общественного порядка», — говорится в пояснительной записке.
Тем временем протестующие против системы «Платон» дальнобойщики расходиться пока не собираются, хотя и считают: поправки в действующее законодательство направлены в первую очередь против них. Водитель фуры Расул Шавруханов из Дагестана заявил «Газете.Ru», что его товарищи будут стоять против «Платона» до последнего. По его словам, «народ пока стоит терпеливо и закон нарушать не хочет», протестующие верят, что президент завернет «законопроект по «Платону».
Акции протеста дальнобойщиков начались в России 15 ноября, водители и хозяева фур требуют отменить плату за пользование федеральными трассами для грузовых автомобилей массой свыше 12 т. Пустые фуры, направляющиеся на забастовку в Москву, задерживает ГИБДД, а с водителей берут расписки о неучастии в акциях протеста. Поэтому всероссийскую акцию в Москве дальнобойщики перенесли с 30 ноября на 3 декабря.
Политолог Николай Миронов говорит, что внесение законопроекта правительством в сентябре можно объяснить тем, что тогда как раз начинались акции против парковок в Москве.
Большие штрафы, по его словам, могут отпугнуть потенциальных протестующих.
«Это явно в русле подготовки к думским выборам. Власть страхует себя от эксцессов и закрывает последние возможности для не согласованных с ней акций. Ситуация в стране ухудшается, недовольство постепенно перетекает в открытый протест. Власть закрывает возможности для его проявления, предупреждает общество о силовом сценарии», — говорит эксперт. По его словам, по истории с «Платоном» видно, что власть до последнего не идет на уступки, проводя непопулярные реформы.