<1>Отключение света по всему полуострову прокатилось начиная с 15.00 21 ноября в районе Джанкоя и заканчивая 0.30 22 ноября в районе Большой Ялты и Большой Алушты. Уже к утру отключенными оказались не только жилые кварталы, троллейбусные линии, но и вышки мобильной связи. В итоге сейчас не только без света, но и без интернета и мобильной связи остается подавляющее большинство жителей Крыма. По заявлениям руководства республики в ходе селекторных совещаний, следует готовиться к длительному отсутствию стабильного энергоснабжения вплоть до прокладки через Керченскую переправу энергомоста, что планово ожидается не раньше третьей декады декабря.
Маленькие поселки Большой Алушты, расположенные вдоль побережья, — Утес, Партенит, Изобильное, Малый Маяк — начали приспосабливаться к жизни без света с первого же дня: в части мини-гостиниц достали дизель-генераторы, некоторые еще после отключений прошлого года обзавелись солнечными батареями. Те, у кого нет такого оборудования, выставляют прямо возле порога мангалы с котелками, на них кипятят воду и готовят еду. Особой популярностью пользуются рестораны и кафе, работающие на газовых баллонах: в них ходят завтракать, обедать и ужинать те, у кого дома только электрические плиты (Крым слабо газифицирован из-за высокой сейсмоопасности). Сильнее сказывается отсутствие мобильной связи — нельзя перезвонить родственникам на материк, вызвать такси, даже навести справки о ситуации в целом.
В магазинах идут нарасхват свечи, спички, продавцы сбрасывают по дешевке скоропортящиеся продукты, которые нельзя больше хранить в отключенных морозильниках.
«Сколько продуктов пропало! Прямо смотреть жалко, выбрасывают уже все подряд — холодильников-то, считай, не осталось. А когда продают, сначала предлагают понюхать, — рассказывает пенсионерка Алла Растимешкина из Керчи. Она уже вторые сутки живет без света, которого нет во всем городе. — В квартире пока нормально, потому что на улице еще тепло, но детские садики и школы сегодня закрыты, в больнице, правда, оказывается, еще можно сдать анализы. Легла вчера в семь вечера, потому что темень жуткая, думаю: как же столько часов проспать, мы же непривычные к этому».
Самое плохое, добавляет она, что слухи ходят самые разные: одни говорят, что к Новому году свет дадут, другие — что только к весне.
Вечером мы пытались доехать до Ялты — в надежде, что большие города быстрее будут подключены. Троллейбусы по линии Симферополь — Ялта не ходят, уличное освещение отключено. В автобусах разговоры только о свете и связи. Один из пассажиров, едущий из Алушты, утверждает, что в центре города связь есть, а по радио обещают восстановить электроснабжение в течение пары часов. Ему возражают, что, по слухам, отсутствие света может продлиться до месяца.
Утром в понедельник по дороге до Ялты обнаруживаем еще одну проблему: заправки, оборудованные электронными кассами и системами отпуска топлива, закрыты, работает приблизительно треть АЗС, где от генераторов подключены только кассы. Очереди, утром составлявшие 10–12 машин к каждой колонке, уже к 12.00 становятся километровыми. Заправляют не только машины, покупают топливо канистрами еще и для генераторов.
Мобильная связь рывками начинает появляться в Ялте, в отдельных кварталах есть и свет, и интернет. Такая же точно ситуация и в Севастополе. Как утверждает таксист, который везет нас от Нахимовской набережной, «на одной стороне улицы связь и свет могут быть, на другой — уже нет». Большая часть магазинов работают, но только до темноты. Кафе и рестораны вывешивают объявления — есть ли у них свет. В ходе общения с местными жителями выясняем, что по Севастополю обнародован график подачи света, но только на сутки вперед — в среднем по три часа через шесть часов.
«Само по себе отсутствие света смущает мало, хуже, что не работает банковская система: нельзя ни снять деньги, ни сделать перевод, ни даже пополнить телефон в терминале. Обменники не работают. Плюс отключены все охранные системы и сигнализация. Опасаемся всплеска налетов по ночам», — говорит Алексей, предприниматель из Балаклавы.
В Севастополе, по словам местных жителей, электричество подается на три часа с промежутком в шесть часов. Расписание его подачи по районам доступно на новостных сайтах. «Правда, сегодня говорили, что дадут в три часа, а появилось оно только в четыре. Отключится уже в шесть, — рассказывает Анна Белоус из Севастополя. — За это время надо успеть подзарядить ноутбуки, телефоны, фонарик. Мне, как маме в декретном отпуске, нужно еще бутылочки простерилизовать и закачать ребенку в плеер сказки, чтобы он мог их вечером послушать».
По словам Любови Шейко, тоже живущей в Севастополе, у ряда служб города электричество есть, больницы, например, работают за счет собственных генераторов. «Связь работает с перебоями. Дозвониться куда-то очень проблематично. Не знаю, с чем это связано, — добавляет она. — Все волнуются о том, что будет дальше. Тем более что в городе перестали работать крупные торговые центры. Закрывшиеся торговые центры — это вообще какой-то первый признак апокалипсиса. Видимо, они боятся, что у них украдут товары». Но «мы народ сильный и запасливый», добавляет женщина, «главное, что нет войны и все спокойно».
По словам других жителей Крыма, в подрывах ЛЭП виновны украинские «фашисты», «Правый сектор» (организация запрещена в России). Также косвенно виновато правительство, которое знало раньше о том, что это может случиться, но должных мер не принимало.
Понедельник по всему полуострову объявлен выходным: не работают банки, школы, институты. Государственные и муниципальные службы работают, но насколько это возможно без света и связи. Больницы и поликлиники ведут прием больных, нет перебоев с лекарствами, продуктами и водой. Отсутствие отопления пока почти не чувствуется — на улице днем больше 18 градусов тепла.
В Симферополе ситуация с веерными отключениями почти нормальная. «Ограничения есть, но некритические, график составили, отключают на два часа по районам, но это если сбоя нет, хотя они тоже бывают, — говорит председатель общественной палаты Крыма Григорий Иоффе.
— Чего хотели эти идиоты, то и получили — теперь крымчане еще больше ненавидят Украину: если террористы подрывают там ЛЭП, это значит, там нет государства, которое контролирует важнейшие объекты.
Плохо, что прошло столько времени после присоединения Крыма и нас такая ситуация застала врасплох — надо было раньше все это предусмотреть, тем более что предупреждений, что это может случиться, было много. Теперь же надо все решать в форсированном режиме».
По его словам, надо заставить Украину выполнять подписанный договор и срочно решать проблему в целом, чтобы больше не было зависимости от Украины. Если сейчас приступить к ремонту подорванных ЛЭП, то электроэнергию можно наладить в течение двух суток. Но это пока невозможно, потому что, как заявил командир штаба «Общественная блокада Крыма» Ленур Ислямов в эфире телеканала «112 Украина», пока не отпустят активистов, пытавшихся помешать ремонту ЛЭП, к ним никого не подпустят.
«С вводом первой очереди энергомоста — как минимум не позже 22 декабря 2015 года, а учитывая остроту вопроса, может, и раньше — Украина потеряет крымский рынок сбыта электроэнергии, что, конечно, подорвет ее энергосистему. Вообще Украина может потерять Крым как рынок сбыта чего бы то ни было — в результате этой диверсии, практически открыто поддержанной президентом Порошенко, — говорит Игорь Рябов из экспертно-консультативного совета при главе Республики Крым (РК). — В рутинном режиме многие процессы, связанные с интеграцией Крыма в российское пространство, протекают весь 2015 год весьма неважно.
Некоторые федеральные министры воспринимают Крым, будто отстающего ученика: более полугода тянется ход реализации ФЦП, Министерство экономического развития РФ опять что-то там не может согласовать — что уже несколько месяцев назад согласовало, Минфин сильно урезает Крыму бюджет на 2016 год, будто намеренно водя Крым по кругу административных проволочек. Вот сейчас весь мир видит, что Крым не только для Украины, но и для России не просто обычный регион. Это регион, где любая проблема разрастается до глобальной. Регион, который нельзя измерять категориями «обычной» территории».
В результате подрыва без электроэнергии остались и два района в Херсонской области Украины. Пресс-служба минэнерго Украины сообщила, что могут быть обесточены до 40% потребителей в Херсонской и Николаевской областях.
Уже появилась и первая международная реакция на отключения электроэнергии в Крыму. Официальный представитель МИД ФРГ Мартин Шефер выступил на брифинге с заявлением, в котором назвал атаки на общественную инфраструктуру на Украине «преступными актами». «Мы ожидаем, что они будут таким образом восприниматься ответственными украинскими должностными лицами и будут расследованы», — сказал дипломат.