В Мариуполе все происходит по-особенному. Куратором процесса в Донецкой и Луганской областях является бывший журналист, а ныне народный депутат Мустафа Найем.
Патрульную полицию набирают в Славянске, Краматорске, Рубежном, Лисичанске и Северодонецке. Все эти города отправят своих полицейских на учебу в Харьков. В Мариуполе баз у МВД хватает, и они за время конфликта на востоке Украины получили второе дыхание.
Например, на базе местной школы милиции долгое время жила, воевала и тренировалась рота милиции специального назначения «Туман». Есть свои тренировочные полигоны у армии и полка национальной гвардии «Азов».
К 5 ноября — началу набора новой полиции — Мариуполь готовился особо. Местный театр оделся в цвета будущей полиции, прием анкет от претендентов наметили на девять утра, к 11.00 должно было состояться что-то типа торжественного митинга.
Автостоянку на площади перед театром охраняли хмурые и толстые гаишники. Простой вопрос «Что будет теперь с вами?» вызывает неоднозначную реакцию. «Мы на службе! Говорить не буду!» — огрызается ближайший и уходит в сторону.
В новую полицию патрульных берут исключительно в возрасте от 21 до 35 лет, а также тех, кто наравне со всеми желающими пройдет специальный отбор. Физические тесты — один из краеугольных камней.
Тем, кто старше 35 или толще, чем надо, предлагают искать себе применение в других службах полиции или вовсе искать другую работу. Реформы — дело жестокое.
На другой стороне площади назревает конфликт. В центре ее, как всегда, бегают дети, за ними — мамаши, а над ними тучами летают голуби. Праздник обеспечивает вечная бабушка, что продает кулечки с зерном для голубей всем желающим. Перед приходом начальства «несанкционированную торговлю» пытаются убрать от греха подальше постовые милиционеры. Не на ту нарвались: крик «Пошли вы все со своими выборами!!!» слышит вся площадь. Бабушка не особо понимает торжественность и суть момента, но ее оставляют в покое.
Перед театром между тем разворачиваются две гибридные «Тойоты» с экипажами из новых патрульных полицейских. Это типичный милицейский автомобиль на Украине, в ДНР и Крыму. Остались в наследство от Януковича.
Один из патрульных полицейских, Дмитрий Свинарев, рассказывает «Газете.Ru», что прибыл из Одессы: «Вчера вечером получили приказ. Ночь ехали. 250 км шли со скоростью километров 40–50 из-за сплошного тумана. Дороги не знали, жалко было машину бить. К утру вот доехали. Зарплата полицейского 8 тыс. гривен, если ты не командир. Больше получают начиная от заместителя командира роты. Это как раз про меня. В полиции с августа, до этого работал в связи с оптоволокном, недоучился на юридическом по семейным обстоятельствам, так что образование среднее».
— Ваш опыт отбора?
— Тяжело было, очень тяжело! Обучение шло два месяца, а вся процедура от сбора документов до выпуска заняла три с половиной. Тяжелее всего это было высидеть.
Учеба включала минимум шесть пар в день, — жалуется Дмитрий. — Все вперемежку — и физическая подготовка, и тактика, и огневая, административное и уголовное право и всякие новые западные тренинги: толерантность, коммуникация с населением, взаимодействие с общественностью, профилактика правонарушений. Все было.
Тем временем на площади формируется толпа человек в четыреста, которая как по команде двигает к дверям театра. Складывается впечатление, что на этом этапе анкеты раздают всем желающим.
Здесь же куратор процесса Мустафа Найем, который без проблем дает любые комментарии бывшим коллегам: «Я хочу всем напомнить, что пока мы создаем полицию в больших городах, но рано или поздно она появится во всех городах Украины.
Мариуполь — самый большой город на Восточной Украине, который мы сейчас открываем (то есть создают полицию. — «Газета.Ru»), и последний город, где патрульная полиция формируется при наличии местной милиции».
Найем будет курировать создание полиции во всех городах Донецкой и Луганской областей. «В Мариуполе наплыв людей, который мы сейчас видим, дает надежду на качественный конкурс. За первый час приема мы набрали больше двух сотен анкет. И это достаточно хороший показатель», — говорит нардеп.
Параллельно с конкурсом на патрульную полицию будет, по его словам, проводиться конкурс тренеров. Здесь хорошая база, и вся подготовка местной полиции будет проходить в Мариуполе. Для занятий по административному и уголовному праву привлекут местных преподавателей. Что же касается занятий по тактической и огневой подготовке, то возможно привлечение специалистов из других стран — не исключено, что из США и Канады, — или же украинцев из Львова и Киева, прошедших подготовку у иностранцев.
«Мы понимаем местные риски: близость линии фронта, большое количество оружия на руках, и поэтому здешние полицейские будут готовиться не два, как все остальные, а до четырех месяцев. Их будут готовить к возможным огневым контактам, включать специальную психологическую подготовку.
Патрули будут усиленные и амуниция тоже, — перечисляет Найем. — Все вместе — отбор и подготовка — должно занять шесть месяцев. Сейчас на работу набираются десятки тысяч государственных служащих. За всю историю страны не было такого рекрутинга в столь сжатые сроки. Потом обязательно обучение будет более длительным. А пока люди станут получать опыт при патрулировании на улицах».
Патрульная полиция, уточняет Найем, также возьмет на себя функции ГАИ: «Опыт других городов показал, что кардинально меняются показатели доверия к людям в форме. Показатели зашкаливают — более 70% доверия, количество вызовов во Львове, Киеве, Харькове увеличилось радикально — в пять-шесть раз! По опросам, то, чего в первую очередь ждут люди и в Мариуполе, и в Донбассе, — это реформы в МВД».
«Как проходит тестирование претендентов?» — поинтересовался корреспондент «Газеты.Ru».
«Оно здесь должно уложиться в два месяца и выстроено в четыре этапа. Первый — тест общих навыков, то есть логические тесты. Второй этап — проверка состояния здоровья претендентов. Потом последует проверка физической подготовки, психологическое тестирование. И на последнем этапе будет проходить открытое собеседование в присутствии общественников, журналистов и местных активистов. И уже этот этап будет определять, кто идет в местную полицию, а кто нет», — сообщил депутат.
Как всякое новое и позитивное дело, набор в полицию вызывает много энтузиазма.
Корреспондент «Газеты.Ru» обнаружил, что анкету заполнила даже признанная красавица, телеведущая одного из местных телеканалов Мария Фрей.
«Мой номер был 303, — объясняет Мария. — И не смейтесь. Все серьезно. Я, может, в эту полицию верю больше, чем в помощь Бога. Может, я неоправданная оптимистка, но очень хочется верить в лучшее».
Это такой тренд всеукраинский. В новую полицию стараются привлекать местных красивых и успешных претенденток. Они сами по себе хорошая реклама реформам МВД.
Что интересно, 120 км восточнее, в Донецке, ни о какой реформе местного МВД речи не идет, но полиция есть, и она пока в своей массе не берет взяток.
Личный опыт общения корреспондента «Газеты.Ru» с автоинспекцией ДНР показал пока сохраняющуюся крайнюю принципиальность рядовых патрульных. Намеки на «решение вопроса» отсутствуют в принципе, а наказание все еще неотвратимо.
Почему? Работы в ДНР нет, а у полицейских зарплата по местным меркам вполне приличная. В судах наказание за взятки в среднем и нижнем звене бывает самым неожиданным и жестким. А территория республики очень небольшая, все становится известно сразу, и, кто станет крайним и в какой конкретно момент времени, не спрогнозируешь. Страх — жесткое лекарство.
Но на Украине полицию пока пытаются строить, апеллируя к совести. После жесткого отсева претендентов.