Пентагон направит в Сирию 50 американских спецназовцев, которые будут участвовать в обучении сил сирийской оппозиции. При этом непосредственного участия в боях они принимать не будут, заявил в пятницу представитель администрации Белого дома телекомпании ABC. По его словам, отправка воинского контингента «соразмерна со стратегией активизации борьбы против ИГИЛ» (организация запрещена в России). Американские военные будут выступать в роли корректировщиков действий авиации США, наносящей удары по ИГИЛ.
США и Россия ранее договорились координировать безопасность полетов российских и американских военных самолетов в Сирии, однако между странами отсутствует координация действий против радикальных исламистских групп на земле из-за противоречивости позиций в сирийском конфликте.
Между тем замглавы МИДа Михаил Богданов рассказал в пятницу, что
Москва во время начавшихся в Вене переговоров по Сирии передала своим иностранным партнерам списки представителей оппозиции, которых можно привлечь к участию в переговорах по урегулированию сирийского конфликта.
По словам Богданова, речь идет о списках «практически всех групп оппозиции, с которыми мы общаемся, с которыми мы готовы общаться».
В списке фигурируют 38 групп, и он не является окончательным. «Мы гибко подходим к этому вопросу. Главное, чтобы сирийская оппозиция поняла, что она хочет, и согласовала какие-то общие подходы, согласовала состав делегации, которая будет эти подходы продвигать во время переговоров, как мы надеемся, с правительством Сирии, как это и предполагает женевское коммюнике», — подчеркнул Богданов.
Содержание переданного партнерам по «квартету» списка дипломат не раскрыл. Однако известно, что Россия активно общается с различными оппозиционными президенту Башару Асаду группами.
Сам Богданов провел несколько таких встреч в Европе. Речь идет о силах невооруженной политической оппозиции. Но, кроме того, замминистра встречался с представителями «Сирийской свободной армии» (ССА) — военной группировки, которую поддерживают США и страны Запада. Встреча состоялась в октябре в Париже, подтвердил один из ее основателей Фахд аль-Масри, по словам которого, ССА готова к переговорам с властями Сирии. В то же время представители «Сирийской свободной армии» опровергли сообщения российского МИДа о том, что их лидеры бывали на переговорах в Москве.
Руководство России также заявляло, что готово предложить ССА военную помощь для борьбы с исламистами, однако представители организации предложение отвергли, заявив, что для начала российские военные должны перестать наносить бомбовые удары по их позициям.
Представители сирийской оппозиции, а также коалиции, ведомой США, постоянно обвиняют Москву в том, что ее самолеты наносят удары не по ИГИЛ, а по силам «умеренных» оппозиционеров. Российские военные это отрицают.
По мнению ведущего эксперта Gulf State Analytics в Дубае Теодора Карасика, к заявлениям западных стран в отношении ударов России в Сирии необходимо относиться с большой долей осторожности, так как между двумя сторонами «идет информационная война».
«Некоторые западные и арабские источники используют информацию о российских ударах для того, чтобы пристыдить Москву», — говорит эксперт, отмечая, что взгляды РФ на террористические группы в Сирии совпадают со взглядами таких государств, как Египет, Иордания и ОАЭ.
По словам Карасика, для многих политологов на Западе термин «умеренные» является «достаточно общим»: «Некоторые «умеренные» могут быть вовсе не умеренными, а представлять собой «волков в овечьей шкуре».
«Россия бомбит тех, кто мешает выполнению боевых задач», — говорит глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. Против правительственных войск Сирии действуют различные группировки. «Если они недружественны друг другу, это не делает их менее злобными исламистами», — рассуждает политолог.
Как отмечают западные эксперты, основные удары российских военных направлены не на группировку ИГИЛ, а на другую радикальную исламистскую силу — «Джебхат-ан-Нусра» (организация запрещена в России), которая является ответвлением террористической группировки «Аль-Каида» (организация запрещена в России). Бывший глава ЦРУ Дэвид Петреус ранее призывал США попытаться использовать эту группировку в своих целях.
В связи с этим экс-глава МИД Франции Бернар Кушнер называет политику Запада в Сирии «непоследовательной». «…Мы заявили, что их бомбить нехорошо, потому что они борются с Асадом. С каких пор «Аль-Каида» наш союзник?! Как вы хотите, чтобы люди это поняли?» — заявил Кушнер в интервью «Новой Газете».
Как отметил в разговоре с журналистами в Вене Богданов,
США свои списки оппозиционных групп, которые следует привлечь к процессу урегулирования, пока не передали, однако это уже сделала Саудовская Аравия. Данный факт даже более важен, чем аналогичный акт со стороны США, так как именно Саудовская Аравия является финансовым спонсором многих исламистских групп, воюющих в Сирии.
Подобные действия свидетельствуют о том, что встречи в Вене представляют собой первые попытки «начала политического процесса», считает Лукьянов. Одновременно с этим важнейшим фактором является участие в процессе сирийского урегулирования Ирана. «Появились условия для настоящего торга, в котором будут участвовать все силы, кроме людоедских», — говорит эксперт.
В свою очередь, посол США в России Джон Теффт заявил в пятницу, что цели России и США в Сирии совпадают в том, что обе страны заинтересованы в сохранении «единства» государства. «Мы согласны, что нужно сохранить сирийское государство и государственные институты и сохранить Сирию как целостное и светское государство», — сказал Теффт, отвечая на вопросы пользователей социальных сетей.
При этом ведущие эксперты по региону, а также влиятельные представители политических кругов считают, что шансов сохраниться в качестве целостного государства у Сирии мало.
По их мнению, политические силы, которые получат власть в стране после ухода Асада — а это рано или поздно произойдет, — смогут контролировать лишь четверть территории сирийского государства.