Мигранты с Украины уедут в Европу

КГИ исследовал проблемы трудоустройства украинских беженцев

Андрей Винокуров
Украинские беженцы Константин Сазончик/ТАСС
Эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) подготовили исследование, посвященное проблемам миграционной политики в России. Одной из главных проблем сейчас является работа с переселенцами с Украины: как трудовой ресурс они выгодно отличаются от приезжих из Средней Азии. Мигранты с Украины более квалифицированны, и им не нужна адаптация, однако при сохранении нынешнего положения дел они будут вытолкнуты из России, считают в КГИ.

Россия не сумела эффективно использовать трудовой потенциал беженцев с Украины — такой вывод содержится в докладе КГИ, который представили в среду. По их данным, приезжающие украинцы распределяются по субъектам РФ без учета имеющейся у них профессии и специальности.

«Опытные инженеры и профессионалы технических специальностей вынуждены работать грузчиками и строителями, чтобы как-то прокормить семью и оплатить временное проживание», — считают авторы доклада.

При этом, по мнению экспертов, жители Украины выгодно отличаются от трудовых мигрантов из Средней Азии. Один из авторов доклада, президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин, объясняет, что приезжие с Украины — это, как правило, достаточно квалифицированные и грамотные люди, близкие нам по менталитету. «Их не надо адаптировать, интегрировать, их нужно только легализовать», — говорит он.

По словам руководителя ФМС России Константина Ромодановского, с 1 апреля 2014 года в Россию прибыло свыше 1 млн человек с юго-востока Украины, при этом порядка 400 тыс. получили статус временного убежища, а около 200 тыс. человек имеют разрешение на временное проживание. На 1 февраля 2015 года, согласно информации Центрального банка данных по учету иностранных граждан, в России находилось около 2,5 млн граждан с Украины, за аналогичный период 2014 года этот показатель составлял 1,6 млн человек.

Пока неясно, сколько конкретно украинцев получили статус беженца, нет точных цифр получивших временное убежище, кому и насколько оно было продлено, неясно количество участников госпрограммы добровольного переселения соотечественников. По мнению авторов доклада, фактически дается лишь информация о том, сколько беженцев обратилось за получением того или иного статуса.

Поставнин считает, что такое сокрытие данных происходит из-за того, что ФМС не хочет, чтобы сторонние организации анализировали их деятельность, в итоге экспертам приходится собирать информацию буквально по крупицам.

По данным КГИ, собранным из различных источников, получается, что статус беженца получили всего 317 тыс. человек, статус временного убежища — 378 тыс. человек, стали участниками госпрограммы переселения — 40 тыс. человек.

«Таким образом, более чем из 3 млн украинских граждан, находящихся на территории России, статус и хоть какую-то помощь получило около 600 тыс. человек», — делают вывод исследователи.

В исследовании говорится, что далеко не все беженцы хотят получить именно статус беженца. Он обеспечивает права, во многом аналогичные правам граждан России. Однако большое количество украинцев оформляют статус временного убежища с целью дальнейшего получения российского гражданства.

В этом случае эксперты отмечают проблему отсутствия соответствующих бланков, с которой сталкивались переселенцы, вместо них выдавалась справка о предоставлении временного убежища, хотя то, что с Украины стоит ожидать большого количества мигрантов, было понятно с начала боевых действий на территории этой страны.

Из-за различных бюрократических препон многие приезжие стоят в очереди за получением документов больше полугода.

По мнению авторов доклада, наиболее актуальной проблемой в отношении мигрантов-украинцев является обеспечение их доступа к работе. Это позволит вывести их на самообеспечение. Однако и здесь возникают определенные затруднения. Эксперты приводят пример Воронежской области, где обратившиеся в специальные структуры за помощью в поисках работы беженцы в основном перебиваются случайными заработками.

Часть из тех, кто обратились в Центр занятости населения, трудоустроились по временным контрактам с предпринимателями.

В соответствии с новыми правилами трудоустройства, мигранты, не имеющие дополнительного статуса, могут получить право на работу через оформление трудового патента.

Председатель комитета помощи беженцам «Гражданское содействие» (организация включена Минюстом в список иноагентов) Светлана Ганнушкина подтверждает, что украинским беженцам приходится в России не сладко: у них не принимают документы и вымогают взятки.

«В Московской области ряд проблем конкретных людей я смогла решить только за счет личного контакта с руководителем областной миграционной службы», — говорит Ганнушкина.

Она рассказывает историю одной семьи, матери и сына, которые приехали в Россию из Донецка. Чтобы получить хотя бы студенческую визу, им пришлось зарабатывать на платное образование себе и сыну.

«Они живут на абсолютные гроши, но вскоре получат хоть какой-то диплом об образовании, что уже хорошо, они получили разрешение на временное проживание», — объясняет Ганнушкина. Однако у сына этой женщины сейчас возникли новые проблемы. Скоро ему будет 25 лет, и в паспорт нужна новая фотография. В посольстве такой возможности не дали. Более того, из-за участия в ополчении в течение двух месяцев он попал в санкционные списки со стороны Украины. А в Донецк он ехать боится.

«Ему пограничники наши на границе говорят, что в Донецк его впустят, а вот обратно уже нет. И он побоялся ехать, — рассказывает правозащитница. — В итоге с 16 ноября, как ему исполнится 25 лет, он станет нелегалом. Этот парень будет удобной жертвой для любого сотрудника полиции. На практике представители госорганов на местах ведут себя по отношению к переселенцам грубо и не решают их проблем», — резюмирует Ганнушкина.

По данным авторов исследования, все деньги, заработанные мигрантами, практически уходят лишь на оплату жилья, и в этой ситуации у них нет материальной возможности приобрести соответствующий документ, а всевозможные бюрократические сложности вынуждают переселенцев работать нелегально.

По мнению Поставнина, в нашей правовой системе не хватает механизма, позволяющего распределять рабочие силы мигрантов через частные трудовые агентства. «Госорганы просто не справляются с этой задачей. У них нет заинтересованности в этом, — утверждает эксперт. — Порой они ограничиваются тем, что просто вывешивают список вакансий. Разговор о том, чтобы это изменить, идет давно, однако пока госорганы ни в какую не хотят делиться этой функцией с частными структурами».

С 1 ноября этого года беженцы, никак не оформившие свой правовой статус, лишатся всех своих текущих преференций: до 1 августа этого года они могли неоднократно продлевать свой срок пребывания в России на 90 дней. А теперь будут вынуждены выезжать каждые 90 дней в течение 180 дней.

Эксперты полагают, что в таких условиях дальнейший поток этих беженцев с Украины может перенаправиться в Европу, и тогда Россия лишится этого ресурса. «Это достаточно грамотный, квалифицированный, молодой ресурс. Но когда их приравняют к иностранцами, они просто перенаправятся. Их просто вытеснят», — считает Поставнин.