— Каковы ваши ожидания от выборов на Украине?
— Если основываться на том, как были проведены выборы в мае и октябре 2014 года, можно сказать, что европейские выборные стандарты будут в большей степени соблюдены. Однако трудно предугадать точный результат, потому что на результаты местных выборов влияют больше всего локальные проблемы. Избиратели на них часто голосуют, не руководствуясь партийными симпатиями.
— Каковы перспективы партии президента Петра Порошенко?
— Несмотря на то что опросы показывают, что партия президента Порошенко остается наиболее популярной политической силой, я могу представить, что противостоящие ему силы могут завоевать власть в разных частях Украины.
Сейчас можно видеть, что блок Юлии Тимошенко получил за прошлый год серьезную поддержку, а правительственную коалицию покинула одна партия (националистическая Радикальная партия. — «Газета.Ru»). Однако это, на мой взгляд, нормальная ситуация: в политике часто происходят приливы и отливы.
— Каково ваше видение ситуации на востоке Украины. Можно ли говорить о том, что обе стороны постепенно приходят к политическому компромиссу?
— Хорошая новость в том, что прекращение огня, которое регламентировано соглашениями «Минск-2», в сентябре полностью вступило в действие. Сегодня видно, что на линии соприкосновения с Луганском и Донецком ситуация достаточно спокойная.
Еще одной хорошей новостью можно считать, что ЛНР и ДНР решили перенести проведение местных выборов.
Однако, несмотря на это, для реализации минских соглашений предстоит еще многое сделать. Обе стороны должны проработать последовательность необходимых шагов. Россия должна убрать своих военных и технику с Украины (Минобороны России уверяет, что российских военнослужащих на востоке Украины нет. — «Газета.Ru»). В конце концов, соглашение «Минск-2» дает возможность для восстановления украинского суверенитета над Луганском и Донецком, на что не согласны, судя по их заявлениям, и лидеры сепаратистов.
Время покажет, смогут ли обе стороны прийти к окончательному разрешению конфликта.
Многие на Западе сегодня задаются вопросом, действительно ли Москва искренне настроена на изменение своей политики и готова ли способствовать нахождению приемлемого для всех сторон решения.
Или же последние изменения — лишь тактический сдвиг, и Москва по-прежнему хочет использовать конфликт на востоке Украины, чтобы оказывать давление и дестабилизировать правительство в Киеве. Надеюсь, что Кремль все-таки пошел на кардинальное изменение своей политики, однако в том, что это именно так, я еще до конца не убежден.
— Будут ли санкции с России сняты, если ситуация на Украине улучшится?
— Канцлер Германии Ангела Меркель несколько раз заявляла, что режим санкций не может быть смягчен до того, как минские соглашения не будут полностью выполнены. Аналогичного взгляда придерживается и правительство США. Некоторые государства — члены ЕС видят эту ситуацию по-другому, однако я думаю, что Берлин сможет удержать ЕС на единой позиции в том, что касается продолжения санкционного режима.
Если минские соглашения будут полностью выполнены, Запад снимет некоторые санкции с России.
Однако те санкции, которые были наложены на Россию в связи с аннексией Крыма, останутся до тех пор, пока Киев и Москва не придут к соглашению по этому вопросу. Я думаю, что эти санкции будут действовать еще существенный период времени, как и западная политика по непризнанию инкорпорации Крыма в состав России. Я выступал за то, чтобы США и ЕС продолжали и, возможно, усиливали давление на Россию посредством экономических санкций. Цель этих санкций — поменять планы Кремля и заставить Москву изменить политику в отношении Украины.
— Известно, что вы выступаете и за жесткое давление НАТО на Россию и считаете, что это будет способствовать диалогу. Но нет ли у вас опасения, что это, наоборот, приведет к конфронтационным последствиям?
— Я выступал за то, чтобы НАТО увеличило свое военное присутствие в странах Балтии и Польше. С начала 2014 года российские военные серьезно увеличили число военных учений у границ блока, а российские самолеты увеличили количество полетов возле границ государств — членов НАТО. Увеличение таких полетов произошло примерно в три-четыре раза с периода 2012 и 2013 годов. Использование военной силы для захвата Крыма, поддержка вооруженного сепаратизма в Донецке и Луганске заставляют страны — члены НАТО из числа балтийских стран и государств Центральной Европы беспокоиться по поводу будущих действий со стороны России.
НАТО может увеличить присутствие вооруженных сил в странах Балтии и Центральной Европе без направления туда сил и средств, которые могут представлять для России угрозу наступательного характера. Подобное увеличение может иметь двойное значение: продемонстрировать членам НАТО, что альянс будет их защищать, а также укрепить потенциал сил сдерживания России.