Заместитель главы турецкого МИДа Али Кемаль Айдын встретился со своим российским коллегой Алексеем Мешковым. В четверг турецкий дипломат заявил, что Россия и Турция «прикладывают все усилия, чтобы оградить двусторонние отношения от региональных противоречий и дискуссий». В российском МИДе накануне сообщили, что встреча касалась обсуждения совместных экономических проектов и «координации усилий РФ в борьбе с терроризмом»: «Особый акцент был сделан на необходимости координации усилий России и Турции в борьбе с терроризмом и экстремизмом. По итогам консультаций была высказана обоюдная заинтересованность в продолжении активного диалога во всех областях».
Проблема терроризма достаточно актуальна для Турции: на прошлой неделе в Анкаре произошел взрыв, жертвами которого стали 97 человек и несколько сотен получили ранения. Ответственность за теракт никто не взял, однако во вторник президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил на пресс-конференции, что «корни этой террористической операции находятся в Сирии».
Полиция Турции считает, что одним из двух организаторов теракта в столице страны Анкаре был брат предполагаемого участника террористической группировки «Исламское государство» (организация, запрещенная в России. — «Газета.Ru»), сообщает в среду The Guardian.
Организатора, как сообщается, зовут Юнус Амир Алагоз. Это старший брат шейха Абдуррахмана Алагоза, предполагаемого члена ИГИЛ, который до этого организовал теракт в турецком городе Суруч, находящемся рядом с границей Сирии.
Взрыв может быть местью исламистов за участие Турции в коалиции США против ИГИЛ в Сирии и нахождения на ее территории базы США, откуда американские ВВС вылетают бомбить позиции этой организации.
Россия ждет выборов в Турции
В последнее время российско-турецкие отношения переживают достаточно серьезный кризис на фоне конфликта в Сирии, где обе стороны находятся по разные стороны баррикад: Россия поддерживает правительство Башара Асада, а Эрдоган — исламистскую оппозицию, хотя и не связанную с группировкой ИГИЛ.
Как отмечает ведущий эксперт дубайской экспертной группы Gulf Analytics Теодор Карасик, несмотря на сильные связи, отношение Москвы к Анкаре ухудшилось в связи с тем, что Россия «видит Турцию как страну, которая добавляет хаоса в ситуацию с экстремизмом в Сирии»:
«Анкара создала возможности для расцвета ИГИЛ».
Кроме того, по мнению Карасика, в Москве считают, что бомбардировки Турцией позиций Курдской рабочей партии в Сирии привели к еще большей ее радикализации.
Турецкие власти выдвигали версию о причастности к взрыву в Анкаре боевиков из Курдской рабочей партии, однако, если взрыв устроили радикальные исламисты, это может в определенном смысле сблизить позиции Турции и России в конфликте в Сирии. «То факт, что за взрывом стоит ИГИЛ, может сыграть в пользу России, однако это будет видно уже после выборов», — говорит Карасик.
До выборов в Турции осталось две недели, и визит в Москву замглавы МИДа — это «попытка преодоления кризиса, наметившегося в российско-турецких отношениях, важно, что диалог идет», говорит заведующая турецким сектором центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Наталья Ульченко.
Недавно кризисную ситуацию вокруг Сирии усугубил инцидент с пересечением российским военным самолетам воздушного пространства Турции. Минобороны России заявило, что это произошло из-за плохих погодных условий. Вскоре прозвучали резкие заявления Эрдогана, который сказал, что Турция может отказаться от строительства Россией атомной станции и участия в продолжении газового проекта «Турецкий поток».
Однако глава МИД России Сергей Лавров, выступая в Госдуме в среду, отметил, что инцидент с самолетом не отразился на планах по строительству газопровода.
«Политические договоренности» по проекту сохраняются», — подтвердил Лавров. При этом он отметил, что Москва ждет парламентских выборов в Турции 1 ноября, после которых будет сформировано новое правительство. «В отсутствие постоянного правительства в Турции нет лиц, уполномоченных подписывать документы, которые требуется согласовать для перевода проекта в практическую плоскость», — сказал министр.
Внеочередные выборы в парламент крайне важны для Эрдогана. В ходе предыдущей кампании его умеренная исламская Партия справедливости и развития не смогла получить абсолютного большинства. Это не дает президенту возможности добиться внесения изменений в конституцию, чтобы добиться превращения Турции из парламентской республики в президентскую.
В случае если и в этот раз Эрдогану не удастся получить конституционное большинство, он все равно останется президентом, так как был избран на этот пост всенародным голосованием сроком на пять лет. Как отмечает Ульченко, даже Эрдоган в любом случае останется главной фигурой турецкой политики: «Несмотря на формально занимаемый пост, президент является решающей фигурой».
Эксперт напоминает, что многое в турецко-российских отношениях было основано на хороших личных отношениях Эрдогана и российского президента Путина. «Этот фактор рановато сбрасывать со счетов», — говорит Ульченко.
О том, что между президентами, несмотря на противоречия по Сирии, сохраняются хорошие отношения, свидетельствует тот факт, что Эрдоган сидел рядом с Путиным во время недавней церемонии открытия Большой Соборной мечети в Москве. В своей речи он назвал российского президента «дорогим другом». Правда, знающие Эрдогана люди напоминают, что характер турецкого президента переменчив: после прихода к власти в Сирии Башара Асада президент Турции долгое время называл его «братом» и дружил с ним семьями. Однако, поссорившись, уже не жалел для него жестких эпитетов.