В четверг на совместном заседании высшего и генерального советов «Единой России» будет рассмотрен проект положения о праймериз, регламентирующий правила участия в предварительном голосовании в преддверии думских выборов-2016. В соответствии с документом (есть в распоряжении «Газеты.Ru»), кандидатов на праймериз не смогут выдвигать партии, а лишь общественные организации. Каких-либо ограничений для них, по словам источника в «Единой России», не предусмотрено. Однако основная масса «кандидатов в кандидаты» будет участвовать в предварительных выборах в качестве самовыдвиженцев. «Все члены партии пойдут на праймериз как самовыдвиженцы», — говорит собеседник «Газеты.Ru». В качестве самовыдвиженцев могут идти и беспартийные граждане.
Требования к участникам праймериз коррелируют с избирательным законодательством, однако в ряде случаев чуть жестче требований закона.
В частности, выдвигаться на предварительных выборах будет запрещено гражданам с погашенной судимостью, хотя закон позволяет таким людям баллотироваться в Госдуму.
«Мы вполне можем найти людей и без судимости. Ее наличие, пусть даже она и погашенная, дискредитирует партию», — объясняет мотивацию партийцев другой единоросс.
Положение предусматривает, что тот или иной участник праймериз может быть с дистанции снят. В числе оснований для этого «выявление действий, дискредитирующих партию» или же «наносящих ущерб ее политическим интересам». «Например, если человек совершил правонарушение», — поясняет собеседник в ЕР. Критика в адрес партии, утверждает он, «дискредитацией» считаться не будет.
Также вылететь с праймериз можно в случае, если гражданин систематически нарушает требование об обязательных встречах с избирателями или же агитирует против своих соперников.
Как уже писала «Газета.Ru», праймериз ЕР пройдут по открытой модели, которая подразумевает, что проголосовать за «кандидатов в кандидаты» сможет любой гражданин. В этом принципиальное отличие нынешнего предварительного голосования от аналогичного мероприятия 2011 года, когда за участников праймериз голосовали специально отобранные партийные выборщики.
Тогдашнее предварительное голосование сопровождалось большим количеством скандалов: целый ряд победителей праймериз, после того как были сформированы списки кандидатов в депутаты Госдумы, оказались либо на «полупроходных», либо на «непроходных местах».
Источник в руководстве ЕР уверяет, что на этот раз подобные «казусы» исключены: в одномандатных округах партия выдвинет именно тех, кто победит на праймериз, списки кандидатов также будут сформированы исключительно исходя из того, сколько голосов наберет тот или иной выдвиженец.
Правда, есть нюанс: избирательные списки ЕР на выборах в Госдуму будут состоять из 35 региональных групп.
Это означает, что в одну группу могут попасть несколько регионов с разной численностью избирателей. Список же победителей праймериз будет формироваться по результатам рейтингового голосования, то бишь исходя из числа голосов, поданных за каждого конкретного кандидата.
Выдвиженцы от малочисленных субъектов, таким образом, теоретически могут оказаться в проигрышном положении по сравнению с более многочисленными по количеству избирателей «соседями». В малочисленных регионах голосовать на праймериз, скорее всего, придет меньше граждан, чем в крупных субъектах. Гипотетически у выдвиженцев от «малышей» меньше шансов попасть на проходные места в списках кандидатов в депутаты.
Источник в «Единой России», однако, считает это надуманной проблемой. «Надо просто активнее агитировать избирателей, — советует он. — Кроме того, депутат, который пройдет в Думу от той или иной региональной группы, будет представлять не только свой субъект, но и остальные (из группы. — «Газета.Ru»)».
В 2011 году, когда партию возглавлял Владимир Путин, положение о праймериз давало ему широчайшие полномочия.
Он мог исключить из списка кандидатов в депутаты любого человека, пусть даже победителя предварительных выборов, и любого же, пусть даже в праймериз не участвовавшего, включить.
Вернее, предложить сделать это съезду. И Путин таким правом воспользовался: на знаменитом съезде 24 сентября предложил возглавить ЕР и, соответственно, ее список Дмитрию Медведеву, который на праймериз «не ходил». Кроме того, в процедуре предварительного голосования не участвовал целый ряд высокопоставленных чиновников, вошедших, однако, в списки кандидатов в депутаты.
В нынешнем проекте положения льгот, предусматривающих возможность быть включенным в списки, минуя праймериз, не предусмотрено.
«И изменений в этой части не планируется, — подчеркивает источник в ЕР. — Праймериз — это не ширма. Это всерьез.
Человек должен победить на предварительных выборах (чтобы стать кандидатом в депутаты. — «Газета.Ru»). Никаких скрытых договоренностей по этому вопросу не будет».
Между тем буквально в конце сентября источники в руководстве ЕР рассказывали «Газете.Ru», что исключения все же возможны. Речь идет о представителях федеральной части списка. Будет ли она состоять из единственного лидера Дмитрия Медведева или же из трех человек, пока не решено. «Федеральную часть списка будет утверждать только съезд. Отдельного бюллетеня на праймериз для федеральной части списка не будет», — говорил также источник в партии власти, имея в виду, что через предварительное голосование главные лица списка ЕР могут не проходить.
Возможность того, что положение о праймериз претерпит изменения, предусмотрена и в самом проекте документа. Они могут быть внесены съездом либо же по его поручению президиумом генсовета. После рассмотрения проекта в четверг он будет направлен в регионы, а утвержден на съезде в феврале.
Сами праймериз пройдут по всей стране в один день — 22 мая.
Политолог Аббас Галлямов считает, что однозначного ответа по поводу того, насколько честно «Единая Россия» захочет провести праймериз, пока нет. «Идея имеет смысл, но на нее надо решиться», — говорит он. Эксперт уверен, что предполагаемая демократическая процедура партийного голосования противоречит авторитарной традиции нашей политической системы. Дело в том, что кандидат, выдвинувшийся и победивший на праймериз, более независим, поскольку получается, что он победил в борьбе сам, а не кто-то его поставил в список.
«На выходе выиграть могут действительно сильные люди, а не просто чиновники», — предполагает Галлямов.
Возникают, по его словам, вопросы и по поводу дальнейшего поведения победителей праймериз: будут ли они следовать партийной дисциплине и голосовать в соответствии с волей начальства, если их собственные рейтинги от этого могут пойти вниз?
Политолог Евгений Минченко считает, что у «Единой России» действительно есть настрой провести внутрипартийное голосование честно.
«Хотя у этой процедуры есть свои плюсы и минусы», — добавляет он.
Хорошо проведенное партийное голосование позволяет заранее начать избирательную кампанию. Однако подводные камни праймериз можно обнаружить на основе анализа этой практики в других странах.
«Взаимная конкуренция ослабляет кандидатов», — считает Минченко. Особенно это опасно, если на тех же дебатах кандидаты начинают вбрасывать друг против друга различную негативную информацию. По словам эксперта, именно по этой причине в США республиканцы и демократы стараются сокращать количество дебатов при внутрипартийном голосовании.
Наличие в положении о праймериз пунктов, предусматривающих возможность отстранения кандидата от участия в них, уже говорит о том, что руководство партии имеет желание если не скорректировать ход голосования, то по крайней мере контролировать его, рассуждает Галлямов. Также есть возможность, что в предварительном голосовании будут побеждать наиболее ресурсные кандидаты. «В этом случае существует риск, что праймериз обернутся бессмысленным набором скандалов», — считает эксперт.
Минченко не видит в ограничениях чего-то опасного. По его словам, они во многом отражают требования к кандидатам на выборах: «Например, если у человека есть зарубежные счета, он не сможет участвовать в кампании, тогда и на праймериз ему идти не стоит». К тому же, по его мнению, выдвиженец, серьезно подошедший к внутрипартийному голосованию, сможет его пройти. Политолог отмечает, что скандалы, связанные с праймериз, случаются во всем мире: так, в 2007 году Билл Клинтон обвинял Барака Обаму в том, что тот подвез для участия в праймериз студентов из другого штата, хотя те не имели права в этом случае голосовать.