Госсекретарь США Джон Керри заявил во вторник, что во время встречи оба президента — России и США — согласились, что запрещенная в России группировка ИГИЛ (организация запрещена в России) должна быть уничтожена «и необходим контролируемый процесс передачи власти». При этом он подчеркнул, что разногласия между сторонами в вопросе Сирии остаются.
Встреча президентов носила «рабочий характер», говорит специалист в области международной безопасности Игорь Зевелев. По его мнению, американцы готовы сейчас обсуждать принципиальные, узкие вопросы.
В ночь на вторник оба президента провели переговоры на полях Генеральной Ассамблеи ООН — это была первая личная встреча лидеров двух стран за несколько месяцев. Обозреватель телекомпании NBC Алекс Джонсон назвал переговоры «на удивление открытыми», несмотря на «прохладную встречу». Сам Путин назвал свою встречу с президентом США «конструктивной» и отметил, что точки соприкосновения в диалоге по Сирии между Россией и США есть.
Телеканал NBC ссылается на высокопоставленных представителей администрации США, которые отметили, что оба лидера «согласились на необходимость найти политическое решение конфликта в Сирии». Президенты также договорились о необходимости продолжать диалог между военными двух стран. «Такой диалог нужен для того, чтобы как минимум избежать инцидентов, как максимум — координировать действия», — говорит Зевелев.
О координации действий США и России в Сирии пока говорить рано, хотя Путин намекнул о ней в своей речи о необходимости формирования некоего подобия «антигитлеровской коалиции» для борьбе с ИГИЛ, которая могла бы сплотить «в своих рядах самые разные силы».
Антигитлеровская коалиция действительно стала успешным союзом тогдашних великих держав СССР и США, а также Великобритании, несмотря на то что во главе СССР в то время стоял Сталин, к которому западные лидеры относились без особой симпатии.
Однако, как писал об этом союзе ирландский профессор историк Робертс Джеффри, кое-что Сталина, Рузвельта и Черчилля все же объединяло.
«Все они верили в роль великого человека в истории и считали себя вестниками судьбы, призванными предохранить свои страны от катастрофы», — писал историк в статье «Черчилль, Рузвельт и Сталин: роль личностного фактора в успехах и неудачах великого альянса».
Глава комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев говорит, что, хотя в то время «политические системы СССР и США различались гораздо больше, чем системы России и США», эти государства сумели объединиться перед «масштабной угрозой». «Сегодня угроза настолько масштабная, что нужно идти тем же путем», — сказал «Газете.Ru» Косачев. При этом он отметил, что речь не идет о сравнении «радикального исламизма» и «нацизма», а именно о том, что ИГИЛ несет угрозу для всего мира.
Похоже, что обе стороны осознают масштаб угроз, однако главным камнем преткновения в подходах России и США является фигура президента Сирии Башара Асада, которого поддерживает Россия как единственную альтернативу исламистам из ИГИЛ. США считает Асада «тираном» и виновником гражданской войны в стране, который должен покинуть свой пост.
The New York Times пишет во вторник, что несмотря на то, что в Белом доме также оценили встречу как позитивную, обе стороны пока не пришли к решению, как быть с Асадом.
«Я думаю, что русские понимают, что необходимо политическое решение и, соответственно, процесс, который запустит политическое решение. Разница подходов состоит в том, какие результаты будут от этого процесса», — сказал The New York Times один из американских чиновников.
Косачев, говорит, что «начинает работать модель «соглашаемся не соглашаться, но идем вместе дальше».
Во вторник пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что «интенсивный диалог» по Сирии между российской и американской стороной продолжится «в самые сжатые сроки».
Несмотря на разницу в подходах, часть экспертов отмечает, что за время позиция США по этому вопросу немного сдвинулась — немедленного ухода Асада США уже не требуют. Как отмечает политолог американист Арег Галстян, «американцы не ставили сроки» об уходе Асада. Он напомнил, что конгресс в 2014 году приостановил действие резолюции о поставках вооружения сирийской оппозиции.
В настоящее время по позициям ИГИЛ наносит удар коалиция европейских и ряда арабских стран, ведомая США. Однако американские военные и эксперты признают, что бомбардировки не дали существенных результатов. Между тем часть представителей коалиции считает, что совместные действия с Россией возможны — такого мнения придерживается президент Франции Франсуа Олланд.
В своей речи в ООН, он отозвался о сирийском лидере Асаде в крайне негативных тонах, добавив в интервью французским журналистам, что «необходимо объединить все силы» в борьбе с ИГИЛ. Аналогичного мнения придерживается и король Иордании Абдалла Второй — его страна также член антиисламистской коалиции. Однако стойким союзником России по вопросу Сирии является лишь Иран, у которого непростые отношения с другими государствами региона, и в первую очередь с Саудовской Аравией.
В связи с тем, что Россия, как заявляют официальные лица страны, не намерены участвовать в военных действиях в Сирии, конфликт необходимо разрешить политическим путем, а это чрезвычайно сложно: даже в случае если Башар Асад заявит об уходе с поста, который займет его более «рукопожатный» преемник, успех не гарантирован. Сирийское правительство уже не контролирует большую половину территории, а исламисты из ИГИЛ вряд ли сложат оружие и сядут за стол переговоров.
Тем временем источник телекомпании CNN в американских властных структурах сообщил в ночь на среду по московскому времени о готовности России в любой момент начать наносить авиаудары в Сирии. При этом утверждается, что в США не знают, кто именно станет целью этих ударов.