«На всех депутатов было оказано серьезное давление — лично, персонально, фактически была произведена химическая обработка депутатов Псковского областного собрания, — утверждает Шлосберг. — Она возымела действие даже на тех людей, которые еще несколько дней назад лично говорили мне, что ни при каких обстоятельствах они не поддержат этот проект-постановление. К сожалению, часть людей сломалась».
Так или иначе, в исходе не сомневался никто, хотя к заседанию готовились все. В областном собрании неожиданно ужесточили правила аккредитации, хотя, как рассказывают местные журналисты, раньше туда мог зайти любой желающий. Впрочем, до четверга, когда в Псков устремился десант из лидера партии «Яблоко» Сергея Митрохина и депутата Госдумы Дмитрия Гудкова, ехавших в авангарде автобуса с журналистами федеральных изданий, желающих было немного. В прошлый раз областное собрание Псковской области на день стало популярно тоже благодаря Льву Шлосбергу, который в декабре 2012 года выступил с пламенной речью против антисиротского закона Димы Яковлева. Но тогда он еще не был настолько неудобным человеком.
Время лишать мандата
Формальный повод для лишения Шлосберга депутатского мандата — его участие в судебном процессе по делу некоммерческой организации «Возрождение», которую в итоге признали иностранным агентом. Шлосберг 15 лет был ее директором, а затем перешел на должность учредителя. 15 сентября прокурор Псковской области Сергей Белов отправил депутатам областного собрания обращение, в котором указал, что «депутат не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении».
Впрочем, сам суд законным представителем Шлосберга признал.
Рассмотрение апелляционной жалобы состоялось еще 16 июля, однако активность прокурор проявил только через два месяца. На следующий день после его обращения «Коммерсантъ» опубликовал интервью жены Данилы Веселова, обвиняемого в нападении на журналиста Олега Кашина. В нем Елена Веселова заявила, что у нее якобы есть аудиозапись разговора ее мужа, Александра Горбунова (которого Кашин считает организатором нападения) и губернатора Псковской области Андрея Турчака, в котором, как утверждается, обсуждались детали предстоящего нападения. Единственной газетой в регионе, написавшей об этом, была «Псковская губерния», издаваемая Шлосбергом. Лидер «Яблока» Григорий Явлинский напрямую связал лишение мандата Шлосберга с делом Кашина. Дмитрий Гудков назвал происходящее «политической местью» и «внесудебной расправой над одним из самых ярких и независимых политических деятелей России».
Сам Турчак затаился, никаких публичных заявлений по этой теме не делает. Избежать общения с журналистами ему удалось даже на своем детище, псковском фестивале имени Сергея Довлатова. Спросить его про дело Шлосберга тоже нельзя. В пресс-службе сообщают, что губернатор в отпуске.
То, что Шлосберга лишили мандата на фоне событий, которые и так привлекли дополнительное внимание к региону и лично Турчаку, многих удивило. В июле 2014 года Шлосберг, тогда занимавшийся расследованием обстоятельств гибели псковских десантников, был жестко избит двумя нападавшими. Параллели с делом Кашина напрашиваются сами собой.
Псковские политики в частных разговорах уверяют, что лишение мандата именно сейчас было санкционировано. «Единая Россия» в Пскове тесно связана с командой губернатора. Политические решения, им принятые, утверждаются и оформляются председателем регионального отделения партии и областного собрания Александром Котовым. И все-таки почему сейчас? Просто по инерции, считает Шлосберг: раньше не могли, потому что были выборы.
«Участием в судебном процессе я создал формальную зацепку. Раньше у них не было таких зацепок. Это приказ Турчака, переданный через заместителя губернатора Максима Жаворонкова и исполняемый Александром Котовым. Они сами, депутаты от «Единой России», знающие правду, мне говорят об этом откровенно, — утверждает Шлосберг. — Я не буду называть их имена. Но я знаю, что это правда, и они знают, что это правда».
Депутаты действительно так говорят, но свои имена, по понятным причинам, раскрывать не хотят. Они также признают, что на фоне дела Кашина скандал стал абсолютно вредным для всех, но отыгрывать назад уже поздно. «Он совпал с другим неблагоприятным событием, но они не смогли остановить разогнанную машину, — говорит Шлосберг. — У них было четко договорено, это совершенно очевидно, что после выборов они активируют этот процесс. То, что это уже другая климатическая ситуация, уже изменилась погода, уже есть другие вызовы, другие проблемы, они просто не подумали».
Неудобный депутат
«Лев Маркович — это такой эталонный либерал, всю жизнь провел в этом «Яблоке», постоянно делает свои депутатские запросы, раздувает скандалы. Он эталонный раздражитель, и его за это решили примерно наказать», — рассказывает источник, близкий к политической элите региона. Такого мнения придерживаются как оппоненты, так и соратники Шлосберга.
Задача Шлосберга — мешать, чего он не скрывает и даже гордится этим.
«Когда я пришел в собрание, я стал интересоваться всем, — рассказывает Шлосберг. — Я интересуюсь бюджетом, экономической политикой, законодательством, конкурсами на государственные муниципальные закупки. Я в год подписываю несколько сотен депутатских запросов». Он отправлял их в федеральные органы власти, губернатору, в администрацию, в прокуратуру, комитеты, управления, министерства, Шлосберг называет это «обычной депутатской работой». Это инструмент эффективный и одновременно неудобный. Пример — все то же расследование гибели псковских десантников (на заседании единоросс Алексей Севастьянов в связи с этим обвинил Шлосберга в предательстве, назвав «рупором Госдепа на территории области»).
Таких «скандальных» историй немало: тема участия российских военных в локальных конфликтах и связанных с этим потерь снова вышла на первый план в связи с ситуацией в Сирии. Правда, конкретно Сирия Шлосберга не интересует. «По Сирии вообще нет вопросов, там все ясно. Военная помощь Сирии оказывается открыто, Россия этого не отрицает. Вопрос в моральной стороне дела», — поясняет он.
Апелляция к моральным ценностям — характерная черта политика, которая ситуативно становится и эффективным политическим приемом.
«Он апеллирует к общечеловеческим ценностям самого высокого уровня — то есть жизнь, свобода, свобода слова, право на личное мнение, право выбора и т.д. Это беспроигрышно, потому что никто открытым текстом не скажет, что свобода нам не нужна, а на мнение простого человека можно плевать», — рассказывает человек, долгое время проработавший со Шлосбергом. Это во многом объясняет отношение к нему в Пскове — от восторженного почитания до лютой ненависти.
«В центре стоит Лев Маркович, и у него очень много инструментов по периметру, — говорит другой работавший с ним общественный деятель. — Он и зампредседателя Общества охраны памятников, и издатель, и создатель учебного заведения, которое, правда, уже перестало существовать. И эколог, и историк. Это и сильная, и слабая сторона Шлосберга. Иногда такая разносторонность вызывает иронию».
Люди из команды губернатора в частных беседах говорят, что «Турчак сам раздул себе Шлосберга. Кем он был до его прихода? Этого Шлосберга никто не знал». И Шлосберг, по их оценкам, ничего не потерял на региональном уровне, при этом вышел на федеральный.
Социолог Сергей Дамберг, ранее руководивший Институтом регионального развития в Пскове, не согласен, что все дело в «усилиях» Турчака. «У Шлосберга есть собственный потенциал, собственная карьера, хотя и протестная. Мандат — это совершенно необязательный атрибут для публичного политика из оппозиционной партии. Шлосберг стал знаменитым на всю страну», — говорит Дамберг.
Пока, не считая мандата, все инструменты у Шлосберга остаются. Он был избран по списку «Яблока», и его место в парламенте по-прежнему останется за партией. Шлосберг единолично контролирует псковское «Яблоко», за что однопартийцы иногда обвиняют его в «некотором авторитаризме». Так что и теперь, оставшись без депутатской корочки, у него есть возможность посылать столь нелюбимые многими чиновниками запросы, пусть и через посредника.
История уже вышла резонансная, а до ее завершения далеко. И каждый раз упоминание Шлосберга будет так или иначе задевать Турчака. Политик будет оспаривать решение о лишении депутатских полномочий в суде. На сайте Change.org появилась петиция к законодательному собранию Псковской области с просьбой не допустить его отставки. «Не случайно, что лишить Шлосберга трибуны пытаются в опасный для губернатора Псковской области Андрея Турчака период — когда информация о его причастности к нападению на журналиста Олега Кашина стала достоянием гласности», — говорится в тексте петиции, под которой подписалось уже больше восьми тысяч человек.