Глава Госдепартамента США Джон Керри в субботу обратился к России и Ирану с предложением использовать свое влияние на президента Сирии Башара Асада, чтобы принудить его к политическим переговорам для урегулирования сирийского конфликта: «Мы должны приступить к переговорам. Это то, чего мы ждем, и надеемся, что Россия и Иран и другие страны, имеющие влияние (на Асада. – «Газета.Ru»), смогут помочь», — сказал Керри на встрече с главой МИД Великобритании Филипом Хаммондом.
Предложение России и Ирану, основным союзникам Дамаска в регионе, склонить Асада к политическим переговорам, — первая такого рода инициатива, с которой США выступили публично.
Свое заявление Керри сделал на следующий день после телефонного разговора между министрами обороны США Эштоном Картером и России Сергеем Шойгу, во время которого стороны обсудили ситуацию в Сирии.
Согласно сообщению Пентагона, в ходе телефонного разговора глава военного ведомства США отметил «необходимость и важность подобных консультаций параллельно с дипломатическими переговорами, которые станут основой политического транзита в Сирии».
Немецкое издание Bild am Sonntag сообщило в воскресенье со ссылкой на свои источники, что представители разведки США и России встречались в Москве для обмена информацией по ситуации в Сирии. США, пишет издание, намерены делиться с Москвой разведданными относительно ИГИЛ (организация запрещена в России).
Переговоры России и США в отношении Сирии могут быть продолжены на встрече Владимира Путина и Барака Обамы на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке в конце сентября. Пока договоренностей по встрече нет, сказал в субботу помощник российского президента по вопросам внешней политики Юрий Ушаков. Однако эксперты отмечают, что короткий разговор «на ногах исключать нельзя».
Попытки дипломатического урегулирования сирийского конфликта происходят на фоне усиления российских военных поставок в Сирию. В Кремле утверждают, что российские военные специалисты, которые присутствуют в Сирии, оказывают техническое содействие сирийским военным.
В Белом доме, как отмечала в пятницу газета The New York Times, «признают, что Кремль смог с эффектом изменить расклад в Сирии, так, что его невозможно будет изменить в ближайшее время, несмотря на сильные американские амбиции.
Решение начать переговоры также дарит надежду, что Россия может сыграть более конструктивную роль в решении четырехлетнего гражданского конфликта», — пишет издание.
Ближневосточный аналитик Теодор Карасик отмечает, что США решили сесть за переговорный стол после того, как Кремль начал укреплять военное присутствие в Сирии.
По словам эксперта, к необходимости этого шага администрацию Обамы подталкивает Керри, однако он «встречает жесткое сопротивление не только среди влиятельных людей в Вашингтоне, но даже внутри Госдепа».
О существовании в Вашингтоне двух линий поведения в отношении действий Москвы в Сирии говорит и глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. Представители одной из них категорически против любого участия Москвы в Сирии, однако другая часть настроена на сотрудничество: «Такая переговорная вилка существует», — говорит эксперт.
Об определенном смягчении американской позиции по Сирии свидетельствует и заявление Керри о том, что США, хотя и по-прежнему настроены на уход Асада, не требуют, чтобы это произошло немедленно. Лукьянов констатирует, что это впервые прозвучало на столь высоком уровне, однако подчеркивает: представители США в кулуарах уже давно говорят, что не требуют немедленного ухода Асада. «Предварительным условием это не является — позиция сдвинулась», — считает эксперт.
В российских политических кругах утверждают, что защищают не президента Сирии, а законную власть в стране. При этом Москва активно взаимодействует и с противниками Асада из числа умеренных оппозиционеров — с ними встречался глава МИД России Сергей Лавров.
По мнению Лукьянова, главной сегодня является не проблема дальнейшей судьбы Асада, а совсем другое — кто будет управлять Сирией после его ухода. И какой Сирией? Эксперты по региону выражают сомнения в том, что страна, где правительственные силы удерживают около 20% территории, останется единой.
В недавней колонке для «Газеты.Ru» Лукьянов отмечал: Москва, понимая, что Сирию как единое государство уже не спасти, заинтересована лишь в сохранении той территории, где проживают алавиты — этническое меньшинство, к которому принадлежит и Асад. В этих же местах проживают и сирийские христиане. Меньшинства могут быть уничтожены в случае проникновения туда боевиков запрещенной в России группировки ИГИЛ.
Однако если Россия, несмотря на охлаждение в отношениях, и сможет найти консенсус с США по Сирии, то привлечь к диалогу Иран будет сложнее.
Несмотря на успех переговоров по иранской ядерной программе, верховный правитель страны аятолла Али Хаменеи заявил о том, что Иран не будет идти на какие-либо переговоры с США по другим вопросам.