Reuters со ссылкой на свои источники в дипломатических кругах сообщило, что еще до конца сентября Европейский союз может снять часть санкций с Белоруссии, в том числе визовые ограничения с ее президента Александра Лукашенко. Вопрос о смягчении давления на Минск, по сведениям агентства, обсуждался на недавней встрече министров иностранных дел ЕС в Люксембурге.
В Минске новость о грядущем снятии санкций никого особо не удивила — чего-то подобного там ожидали с 22 августа, когда Лукашенко своим указом неожиданно помиловал и освободил всех остававшихся в тюрьмах политзаключенных, включая самого популярного оппозиционного политика страны Николая Статкевича.
Европа и США вводили санкции против официального Минска не один раз. Впервые это случилось в 2004-м, когда, по мнению Запада, в результате фальсификаций выборов белорусская оппозиция не смогла попасть в парламент. Нынешние же санкции ЕС против Александра Лукашенко и его окружения (это чуть более 200 человек) действуют с 2011 года — их ввели вскоре после выборов президента Белоруссии в декабре 2010 года. Тогда 19 декабря, прямо в день голосования, белорусские силовики арестовали почти всех кандидатов — соперников Лукашенко, а также жестоко подавили массовые акции протеста в центре Минска. В прошлом году Совет Евросоюза своим постановлением продлил срок действия санкций против Белоруссии до 31 октября 2015 года.
Теперь в отношении Лукашенко и большинства его соратников отменят запрет на въезд в европейские страны. Вероятнее всего, санкции сохранятся в отношении четырех руководителей спецслужб, которых на Западе обвиняют в причастности к исчезновению политических оппонентов Лукашенко в 1999 году.
Также будут сняты ограничения и с части из 25 белорусских компаний, до сих пор находящихся под санкциями. После этого они смогут брать кредиты в Европейском инвестиционном банке. Также рассматривается вопрос о снятии ограничений с доступа Белоруссии к европейским рынкам капиталов, со страхования экспортных кредитов и на техническую помощь ЕС.
Между тем действовавший до сих пор режим санкций вовсе не мешал властям Белоруссии, к примеру, получать выгодные кредиты stand-by от МВФ — в последний раз это произошло в 2009 году. Также Белоруссия в последние годы неоднократно размещала в Европе свои валютные облигации, и тоже не встречала проблем.
Пока со стороны Брюсселя нет официального подтверждения информации о скором снятии санкций. По неофициальной же информации, формально санкции, истекающие 31 октября, будут продлены, но одновременно их действие будет приостановлено на год.
Такой механизм выбран неслучайно — европейские политики хотят посмотреть, как пройдут и чем закончатся президентские выборы в Белоруссии, которые состоятся 11 октября. Мало кто сомневается, что их вновь выиграет Лукашенко, находящийся у власти уже 21 год.
Однако перед прошлыми выборами — в 2010 году — отношения Белоруссии и Запада также становились почти идиллическими, вплоть до кровавых событий 19 декабря.
Помилование заключенных, а также роль Лукашенко в заключении перемирия между украинскими властями и донбасскими ополченцами сформировали в ЕС ощущение, что белорусский президент стал более открытым к Европе. При этом освобождение политзаключенных было одним из ключевых требований ЕС.
Белорусский политолог Дмитрий Щигельский уверен, что вопрос о скором снятии санкций с белорусского режима — результат активности лоббистов Лукашенко на Западе, и главный из этих лоббистов — Михаил Саакашвили.
«Достаточно просто в хронологическом порядке рассмотреть действия Минска за последний месяц, чтобы все стало на свои места. 12–14 августа глава МИД Белоруссии Владимир Макей находился с визитом на Украине, в Одессе, где провел переговоры с Петром Порошенко, Павлом Климкиным, Михаилом Саакашвили и Линасом Линкявичюсом. Все вышеперечисленные — прямые лоббисты Лукашенко на Западе. Саакашвили вообще давний лоббист Лукашенко, этим он оплачивает непризнание Белоруссией независимости Абхазии и Южной Осетии. Уже 22 августа указом президента освобождают политзаключенных.
«После того как Александр Лукашенко помиловал шестерых политзаключенных, Евросоюз должен скорректировать свою политику в отношении Минска», — заявил 23 августа глава МИД Литвы Линас Линкявичюс.
«24 августа Лукашенко встретился с послом ЕС в Белоруссии Майрой Морой, — напоминает эксперт «Газеты.Ru». —
Относительный либерализм в Минске: пикеты не разгоняют, никого пока не посадили. ЕС спешит снять санкции, пока товарищ Лукашенко чего-нибудь опять не учудил, кого-нибудь не побил или не посадил по своей привычке».
Политолог напоминает про экономический интерес европейцев — им нужно продавать свои продукты в РФ в обход эмбарго, и Белоруссия с этой задачей прекрасно справляется. Украина также нуждается в канале сбыта продукции в Россию. В свою очередь, официальный Минск нуждается в технологиях и деньгах, в доступе на рынки, прежде всего ЕС и США.
«Оплатит все это Россия, но в этом тоже ничего нового, так происходит последние два десятилетия. Выборы в Белоруссии признают, а европейские ценности в данном случае можно будет оценить очень точно, по товарообороту и контрабанде через белорусскую территорию, — говорит Щигельский. — И я совершенно не буду удивлен, если после выборов Белоруссия получит $3 млрд в виде кредита от МВФ. У меня есть инсайд из МВФ, там основным невыполненным условием выделения кредита была либерализация обменного курса. Теперь это условие выполнено».
При всем этом главный смысл снятия санкций в отношении Лукашенко и его окружения не экономический, а политический.
«На самом деле санкции против Лукашенко никогда не носили экономического характера, а всегда были исключительно политическими. Достаточно посмотреть на динамику торговли Белоруссии с Евросоюзом, чтобы стало понятно, что за общей трескотней про права человека и санкции на самом деле Евросоюз всегда последовательно продвигал идею диалога с Лукашенко, — говорит белорусский политик, глава гражданской кампании «Наш дом» Ольга Карач. — Достаточно оценить уровень поддержки, в том числе грантовой, чтобы понять, что Евросоюз всегда рассматривал Лукашенко как партнера по переговорам.
Потому что сегодня Лукашенко им нужен как партнер в их споре с Россией.
Ну и добавлю, что, конечно, смешные визовые ограничения кучки белорусских чиновников не влияли даже на их передвижения по Европе. Европа легко выдавала визы формально «невыездным» белорусским чиновникам».
Стараясь сохранить лицо, чиновники ЕС обещают сохранить в силе оружейное эмбарго, то есть не позволить Белоруссии продавать оружие на мировом рынке. Однако, по сути, и это ограничение — фикция.
Источник в совете министров Белоруссии говорит, что Запад сохранит санкции в отношении компании «Белтехэкспорт» — главного торговца белорусским оружием.
«Это чисто для проформы. Компания «Белтехэкспорт» была актуальна в 1990-х, когда Минск зарабатывал миллиарды, распродавая бездонные запасы оружия, боеприпасов, военной техники и амуниции со складов, оставшихся со времени СССР. Смотрите, весь север Африки — Ливия, Судан, Нигер, Мали, Алжир, — все они воюют оружием, по дешевке поставленным из Белоруссии в 1990-е, — говорит источник. — Но сегодня прибыли идут не от распродажи старых запасов, а от производства. И контракты заключаются напрямую — с Венесуэлой (радары), ОАЭ (танковые тягачи), Украиной (совместное производство противотанковых ракет), Китаем. Также белорусские предприятия поставляют огромное количество комплектующих для российского оружия, прежде всего высокотехнологичного, — это электроника, оптика, системы управления, тренажеры, колесные шасси. Для всего этого «Белтехэкспорт» не нужен, им можно пожертвовать».