«Донецкая Народная Республика — независимое демократическое государство, и избрание органов местного самоуправления — ответственный и важный шаг для каждого гражданина Республики, от которого зависит не только признание нашей страны на международной арене, но и путь, по которому будет следовать ДНР в последующие годы», — отмечается в заявлении главы ДНР Александра Захарченко.
Интересно, что в заявлении, вывешенном на сайте ДАН, нет ни слова о минских договоренностях.
Видимо, как в Донецке, так и в Киеве что-то синхронно поняли. Сегодня же о выборах высказался президент Украины Петр Порошенко. Он давал интервью украинским телеканалам и пояснил свое понимание выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. По его словам, выборы должны пройти по украинским законам, без вооруженных людей на улицах и российских «оккупационных» войск на этих территориях с переданной под контроль украинских пограничников государственной границей. Кроме того, деятельность украинских партий и СМИ на этих территориях должна быть возобновлена, а свобода собраний и выбора избирателям обеспечены.
«Именно так записано в Минске. Если вы не выполняете условия, если международные наблюдатели не подтверждают это волеизъявление — это не выборы. Именно поэтому мы подчеркиваем, что попытка повторить позорную провокацию в виде фейковых выборов, которые они сделали 2 ноября прошлого года, тем самым уничтожив прошлогодние минские процессы, — мы не позволим этого сделать», — сказал Петр Порошенко.
Непонятно, как именно президент Украины «не позволит» провести выборы 18 октября (в ЛНР выборы планируют 2 ноября. — «Газета.Ru»). Но проведение выборов на отдельных территориях Донецкой и Луганской областей — один из краеугольных камней минских соглашений, которые, как известно, должны были быть выполнены до конца этого года.
Похоже на то, что мы наблюдаем смерть очередных минских соглашений. Равно как и конец перемирия. После недель тишины сегодня ночью под Павлополем (поселок неподалеку от Мариуполя, ничейная земля на линии противостояния. — «Газета.Ru») впервые раздались выстрелы из минометов. Перестрелки с использованием стрелкового оружия и гранатометов, равно как и действия диверсионно-разведывательных групп, не прекращались ни на день и так.
Все посчитано и запротоколировано — украинский ЦИК сообщил, что местные выборы в Донбассе теперь не состоятся в 125 населенных пунктах Донецкой и 146 Луганской областей.
Это 65% избирательных пунктов Луганской области и 70% Донецкой. Эти цифры наглядно показывают перекосы этой войны — ДНР и ЛНР заняли чуть больше 30% территории своих областей, но при этом контролируют большую часть густонаселенной городской агломерации.
Местные выборы на Украине пройдут 25 октября. При этом в Донецкой и Луганской областях не выбирают областные советы и не проводят выборы в прифронтовых и «ничейных» населенных пунктах.
«Оба этих заявления — скорее обмен «любезностями» между Киевом и Донецком. По правде говоря, мне непонятна позиция Захарченко, который готов проводить выборы в любой день, кроме 25-го числа, хотя именно это число указано в минских соглашениях, — говорит украинский политолог Константин Бондаренко. — Однако и со стороны Украины не делается шагов на сближение, потому что до сих пор не принят закон об амнистии, из которого было бы понятно, кто может принять участие в выборах. Это еще не срыв минских соглашений, но серьезная угроза их срыва. Очевидно, что между Киевом и Донбассом отсутствует прямая коммуникация, а одних усилий контактной группы в Минске или решений «нормандской четверки» для решения вопросов явно недостаточно».
«Выборы по украинскому законодательству» и раньше казались идиомой, малоприменимой к нынешним реалиям самопровозглашенных республик. Например, в Мариуполе отдельным списком в выборах в городской совет примут участие партии УНА-УНСО (организация запрещена в России), «Свобода» и «Правый сектор» (организации, законодательно запрещенные в России. — «Газета.Ru»). Они ведь зарегистрированы на Украине как партии, а члены «Свободы» и «Правого сектора» даже сидят в Верховной раде.
Вряд ли кто-то из националистов проведет хотя бы одного кандидата в городской совет, но тут превалирует олимпийский принцип.
За дымовой завесой из громких заявлений и патриотичных назначений боевых губернаторов прячутся тихие кулуарные договоренности. В Мариуполе практически без сопротивления идет на выборы мэра представитель металлургических комбинатов Рината Ахметова Вадим Бойченко, «Оппозиционный блок» за полтора месяца до выборов имеет рейтинг в 30%, при ближайших преследователях, не имеющих более 5%. В других городах Донецкой области ситуация примерно такая же. Чтобы не допустить реванша бывших регионалов из «Оппоблока» в здешних местах, администрация украинского президента строит новую партию «Наш край». В основном из бывших регионалов, не вошедших в «Оппоблок», действующих мэров и прочих крепких хозяйственников.
В Краматорске попечительский совет «Нашего края» возглавил народный депутат от «Блока Петра Порошенко» Максим Ефимов.
В Славянске сняли руководителя городской организации БПП Олега Зонтова, солдата ВСУ, который в отпуске осуществляет функции и.о. городского головы. Повсеместно под разными знаменами к власти готовятся вернуться люди, руководившие краем в 2013 году.
По обе линии противостояния, не слыша друг друга, говорят одно и то же: «Регион отдают под управление Ахметову». И иногда в это начинаешь верить. Может быть, именно Ринат Леонидович будет сшивать здешние края в одну конфигурацию?
В ДНР, в свою очередь, до последнего времени считали, что выборы будут соответствующими минским договоренностям и на них будут допущены международные наблюдатели и люди из мониторинговой миссии ОБСЕ. А выбирать будут кандидатов от движения «Новороссия» Павла Губарева или «Донецкой республики» Александра Захарченко. И никаких там «Батькивщин» и «Блоков Петра Порошенко», не говоря уже о «Правом секторе». Между видением ситуации Украиной и самопровозглашенными республиками целая пропасть. Которую, похоже, никто преодолевать и не собирался. Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков считает, что разногласия по выборам не сорвут минский процесс, но «значительно ужесточат риторику и усилят давление на стороны».
«Еще в августе, на встрече в Берлине с Ангелой Меркель и Франсуа Олландом, Порошенко заявил, что проведение сепаратистами своих выборов не по украинским законам будет означать провал политических договоренностей, — поясняет глава правления Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. — За последние две недели президент Украины сделал еще более жесткие заявления на эту тему, из них очевидно, что Украина не признает эти выборы в Донбассе. Главный вопрос тут, впрочем, другой: приведет ли их проведение к эскалации конфликта? В прошлом году, после срыва Минска-1, постепенно все к этому и свелось. Мой прогноз: до стрельбы не дойдет, будет дальнейшая заморозка конфликта и сохранение нынешнего статус-кво».