Собравшись все вместе в небоскребах ООН, построенных по проекту Оскара Нимейера, делегаты из 138 стран обсудят самые разные проблемы — от голода в Африке до «устойчивого развития экономики». Однако главными темами многих выступлений будет борьба с террористами из ИГИЛ (организация запрещена в России), проблемы беженцев в Европе и ситуация на Украине. Во время Генассамблеи с речами выступят лидеры стран – основателей ООН, в том числе Владимир Путин.
Российский президент, как отметил ранее глава МИД РФ Сергей Лавров, будет говорить о Сирии и Украине. Путин уже выступал с речью на юбилейной Генассамблее ООН в 2005 году, но тогда его речь была вполне дежурной: он поднимал тему адаптации ООН к новым историческим реалиям и делился планами о предстоящем председательстве России в «Большой восьмерке».
Политический блокбастер вместо «Мюнхенской речи»
Сегодня, когда Россия в связи с событиями в Крыму оказалась в международной изоляции, такую площадку, как ООН, российский лидер использует для более насыщенного выступления: «Путин давно не выступал на сессиях Генассамблеи ООН, а эта — еще и наиболее сложная для России. Поэтому нельзя исключать, что его речь будет содержательной и насыщенной и в ней будут содержаться «новые мирные инициативы», — говорит профессор-американист Игорь Зевелев.
При этом те, кто ждет от Путина повторения «Мюнхенской речи», будут разочарованы. «Это не лучшая площадка для этого, поэтому здесь все будет мирно», — считает Зевелев, который ожидает услышать «что-то новое по поводу Сирии».
В свою очередь, эксперт Института ЕврАзЭС Надана Фридрихсон характеризует саму Генассамблею как «политический блокбастер», где Россия и США будут противостоять друг другу за влияние на страны Европы в сирийском кризисе. «США и Россия будут бороться за то, чтобы перетянуть как можно большее число европейских партнеров на свою позицию по разрешению сирийского кризиса», — говорит Фридрихсон.
Генассамблея сирийский кризис не разрешит — полномочия на решительные действия есть лишь у Совета Безопасности, однако выступления позволят услышать разные позиции сторон по вопросу кризиса в Сирии и его последствий в виде наплыва беженцев в Европу. «У этих двух тем есть нечто общее: они обе несут угрозу национальным государствам. Здесь задача — обозначить болевые точки, а не выработать конкретные сигналы», — говорит Зевелев.
Работа с беженцами в различных странах мира — это любимый конек различных ооновских организаций и главной из них — Управления верховного комиссара по делам беженцев. Правда, чиновники ООН признаются, что у организации нет денег на решение проблем сирийских беженцев. «В начале года мы обратились с просьбой помочь собрать $ 4,5 млрд для помощи 4 млн беженцам, находящимся в соседних странах. Сегодня уже сентябрь, а мы собрали не более 40% средств», — рассказала официальный представитель Мелисса Флеминг в недавнем интервью американскому радио NPR. Пожертвования от правительств стран и частных фондов — это единственная возможность получения средств. В связи с этим ожидается, что чиновники ООН и с высоких трибун, и в кулуарах саммита будут просить лидеров государств раскошелиться.
Что скажет Обама?
Американский президент расскажет об усилиях США по борьбе с террористической группировкой ИГИЛ — США возглавляет коалицию по борьбе с исламистами. В прошлом году Обама воспользовался площадкой ООН для того, чтобы поговорить об этой же угрозе. Он лично провел заседание Совбеза по этому вопросу, что редкость для американского президента. Правда, в той своей речи он упомянул ИГИЛ лишь пару раз, заявив, что идеология этой террористической группы «погибнет, стоит лишь вывести ее на чистую воду и встретиться с ней лицом к лицу при свете дня».
В отличие от высокопарных слов об ИГИЛ про роль России на Украине говорилось более конкретно. «Российская агрессия в Европе напоминает дни, когда большие нации с триумфом одолевали малые страны, руководствуясь территориальными амбициями», — заявил Обама.
Пока неясно, будет ли новая речь Обамы столь жесткой по отношению к России либо главное место в ней займет все же Сирия и ИГИЛ, а Россия будет упомянута лишь вскользь. Если это произойдет, это будет означать, что кризис на Украине будет уходить для США на второй план.
Стоит отметить, что для Обамы это последний шанс выступить на столь представительной сессии Генассамблеи. В следующем году он уходит со своего поста. «Важно, если Обама сможет выступить как мировой лидер, а не только как президент США», — говорит президент Центра глобальных интересов в Вашингтоне Николай Злобин.
По мнению Злобина, эта Генассамблея покажет, можно ли будет «нащупать общую почву для дипломатии Запада, России США и Китая или она подчеркнет и усилит раскол мира и изоляцию России».
Встреча Путина и Обамы на полях Генассамблеи ООН может состояться, а может и нет. Обе стороны не подтвердили, что сделан запрос о такой встрече. В случае если она все-таки состоится, прорывов ждать не стоит, однако даже короткое рукопожатие или обмен мнениями очень важны, учитывая глубину кризиса в отношениях. Неясно пока, встретится ли Путин с президентом Украины Петром Порошенко. Пока точной информации об этом нет, а украинская сторона отмечает, что «идут согласования между столицами».
Совбез превращается, превращается Совбез...
Во время Генассамблеи много будут говорить и о реформе самой ООН. Политики и справа, и слева уже многие годы твердят, что реформа ООН назрела и одна из главных целей — изменить Совет Безопасности. В числе претендентов на постоянное членство в Совете Безопасности давно стоят такие страны, как Германия, Япония, Индия и Бразилия. Как отметил в интервью ТАСС глава МИДа Сергей Лавров, сегодня по этому вопросу есть «две непримиримые позиции». «Одна группа стран абсолютно настаивает на том, чтобы были созданы новые постоянные места, а вторая считает, что категорически нельзя допускать создания новых постоянных мест и что нужно искать решения через расширение количества непостоянных членов», — обратил внимание глава российской дипломатии. «При этом обе группы выступают за расширение СБ ООН», — сказал Лавров.
В свою очередь, Злобин из Центра глобальных интересов ожидает, что одной из главных интриг Генассамблеи станет именно констатация факта: ООН и тем более СБ политически умерли. «Вряд ли все будут праздновать юбилей и не думать о том, как создать международную организацию, способную быть адекватным в нынешних условиях инструментом управления международной системой. ООН давно превратилась в гуманитарную организацию, неспособную решить толком ни один политический конфликт», — считает он.