Украина отозвала с линии противостояния все части национальной гвардии. С почестями ушел из Песок (небольшой населенный пункт рядом с донецким аэропортом. — «Газета.Ru») полк «Днепр-1», с публичным скандалом покинули Широкино «Донбасс» и «Азов». Сейчас позиции на первой линии занимают только дисциплинированные регулярные части ВСУ.
«Поздняя реакция на обстрел Сартаны связана с согласованием каждого эпизода применения тяжелой артиллерии исключительно с Киевом. У наших генералов связаны руки!» — рассказывал совсем недавно корреспонденту «Газеты.Ru» народный депутат Украины Сергей Тарута. Из неофициальных источников вырисовывалась следующая картинка — артиллерия ВСУ после получения разрешения на ответ чаще всего била по заранее разведанным складам и местам сосредоточения войск противника, потому как контрбатарейная борьба при таком плече принятия решений становится бессмысленной.
Впрочем, в последние дни режим прекращения огня выдерживается строжайшим образом.
Кроме того, президент Порошенко заявил о большой демобилизации бойцов ВСУ. Правда, тут надо понимать, что речь идет не о демобилизации всей армии, а только о бойцах, что отвоевали от года до девяти месяцев и которых заменят в частях обученные призванные резервисты пятой и шестой волн мобилизации. Так что этот процесс корректнее назвать ротацией, а не демобилизацией. Но опытные бойцы все же уходят с передовой!
Демонизация переселенцев
Интересные процессы идут и на внутриполитическом фронте. Довольно активное лобби продвигает в украинской Верховной раде три законопроекта на одну тему. Предлагается дать право голосовать на местных выборах в местах нынешнего фактического проживания полутора миллионам «временно перемещенных лиц». Одним из главных двигателей проекта является переехавшая в Киев донецкая областная организация «Комитет избирателей Украины». И вот в последние дни наметилось жесткое противодействие планам интеграции переселенцев из Донбасса в местные громады (районы. — «Газета.Ru»). При подчеркнутом молчании представителей центральной власти торпедировать законопроекты пытаются разные общественные организации вплоть до центрального офиса… того же «Комитета избирателей Украины».
«Понимаешь, у Порошенко явно на нас какие-то планы, или страхи, или и то и другое, — пояснял «Газете.Ru» глава донецкой областной организации «Комитет избирателей Украины» Сергей Ткаченко. — Идет кампания по демонизации переселенцев, это объективно. Системно идет, со стороны правительства, и никакой надежды на то, что президент и премьер увидят в переселенцах новых полноценных членов громад, нет. Почему — я не знаю!
Хотя это огромный ресурс для страны, многие выехавшие при нормальном отношении власти и громады могли бы во многом помочь Украине. Но у государства в лице Порошенко и Яценюка этой потребности нет.
За отсутствием четкой и конкретной позиции может быть все, что угодно. Возможно, стратегия состоит в том, чтобы при разрешении всей этой ситуации на востоке Украины люди возвращались и делали местные громады на нынешних оккупированных территориях более проукраинскими. И переселенцам сознательно не дают укоренятся. В любом случае открытого диалога с властью нет и их позиции мы не знаем, что для Украины совершенно нетипично».
Активисты говорят, что пока сохраняется шанс на реализацию Минска-2, Киев не будет включать никаких программ интеграции переселенцев.
«Пока сохраняется шанс на выборы на отдельных территориях Донецкой и Луганской областей, будет продолжаться процесс неофициального выдавливания переселенцев, — говорит аналитик общественной сети «Опора» Александр Клюжев. — Центральная власть, конечно, не надеется на голосование этих людей там. Просто массовым возвращением под власть легитимно избранных «пушилиных» переселенцы потом поддержат легитимность Киева. Нам будут говорить: «Вы что, против возвращения миллионов людей к своим домам, семьям, могилам?» И этим максимально гасить общественное возмущение. Мало того, я считаю, что возможные выборы в самопровозглашенных республиках, которые чисто формально пройдут по украинскому законодательству, могут быть и инструментом не мира, а заморозки конфликта. Вокруг этого может сложиться условный консенсус Запада, России и Украины. Провести выборы и ничего не менять!
Все стороны нуждаются в условно легитимных контактах, чтобы выполнять свои обязательства и не допускать гуманитарной катастрофы. Это может превратить часть Донбасса в Приднестровье, но это не самый худший сценарий.
Все почему-то боятся условного «приднестровья», но ведь это механизм, при котором при полном размежевании сохраняются экономические связи, чего сейчас у Украины и ЛДНР нет».
Глядя на армию и гражданские процессы, можно утверждать, что Киев не исключает «слива» ЛДНР в какую-то автономию под избранных сепаратистов на приемлемых для страны условиях и готов пойти на непопулярные в обществе решения.
Тихая паника
Что сейчас происходит в Донецке? Тихая паника — так можно определить настроения последнего месяца.
«Ты знаешь, говорят, что в прокуратуре ДНР жгут документацию. Ожидается, что к новому году тут будут украинские флаги», — рассказывает довольно информированный местный бизнесмен.
«Ты знаешь, штабы «отпускников» выезжают из офисов и зданий, которые они занимали. Они и так особо не высовывались, например, из офиса в районе «Шахтар Плазы». А тут погрузились и выехали!» — уверяет другой информатор.
Разговоры о «сливе ДНР» к зиме стали общим делом в маршрутках и троллейбусах. Проявляется это, например, и в появившейся подчеркнутой непубличности клерков второго-третьего уровня в министерствах ДНР. Они вдруг расхотели публично светиться в российских СМИ и общаются в основном «без фамилий».
Топлива в костер добавляла громкая отставка «последнего идеолога ДНР у власти» Андрея Пургина. И тихие процессы, начавшиеся на прошлой неделе. В Донецке активно заговорили о снятии вице-премьера Александра Карамана. За что? За «коррупцию»! Телефоны Карамана и его помощников действительно не отвечают. Источник «Газеты.Ru» в МГБ ДНР поспешил успокоить: «Не спешите его хоронить! Человек уехал в командировку на неделю. Может, еще вернется на новую должность!»
Но тут стоит отметить два момента. ДНР — это территория 100 на 40 километров, и, несмотря на всю возможную секретность, тут все про всех знают. Так вот, Александр Караман в какой-то вопиющей коррупционности замечен не был. Он тут в этом плане последний из могикан. Бывший вице-премьер правительства Приднестровья приехал сюда еще вместе с Антюфеевым и Бородаем (экс-руководители ДНР. — «Газеты.Ru») и до последнего времени был главным публичным «не местным» политиком в ДНР. Таких людей не «садят на подвал», и исчезновение Карамана очень напоминает процесс отставки Бородая и Антюфеева. Те тоже постепенно исчезали в ходе командировок в Москву.
В Донецке говорят, что на место вице-премьера, курировавшего в ДНР социальную политику, ищут местного управленца. Что укладывается в логику процесса показной «афганизации» ДНР с упором на местные кадры по обороне местными силами.
При этом на фронте абсолютная управляемость и соблюдение процесса прекращения огня достигается выдвижением на первую линию дисциплинированных «отпускников».
«Знаешь, мы на позициях сидим последнее время в основном для ОБСЕ, — с гордостью рассказывает старый знакомый из полка «Оплот» о своем стоянии под Широкино. — Все остальное держат россияне. Я не знаю, как там и что, но наступления укропов точно не будет. Захлебнутся!»
«Не расслабляйтесь, это на годы!»
Информированный источник во властных структурах сказал о Донбассе во многом говорящую фразу: «Не расслабляйтесь! Это на годы. Мы оттуда не уйдем, а они потеряли совесть». Россия готова на автономию Донбасса в составе Украины. Но на своих условиях.
В свою очередь Украина в последние дни тоже обозначила свою красную линию. Петр Порошенко дал интервью «Голосу Америки» (организация включена Минюстом в список иноагентов), которое показали на украинском первом национальном канале. Все можно свести к одной фразе президента Украины: «Я не буду вести переговоры с представителями боевиков, как этого хочет Россия!» Принципиальная позиция Порошенко состоит в том, что на Украине нет гражданской войны, а есть агрессия России. Вот с Россией он и готов говорить, а прямых переговоров с властями самопровозглашенных республик не будет.
Корреспондент «Газеты.Ru» выезжал из ДНР в Россию через Успенку. Увиденное поражает — сотни длинномеров выстраиваются в очередь в обе стороны. Пешеходная очередь зависла на три часа — пропускали автобусы с детьми, возвращающимися с отдыха в Анапе, под Таганрогом и Сочи. Ликбез по ценам и ситуации в малых городах ДНР провел Володя из Мурманска. Он был в отпуске в родной Амвросиевке, ездил на могилы родителей. «Сигареты, которые в Таганроге стоят 55 рублей, здесь обходятся в 12, — объясняет он. — А вот сало на рынке в Амвросиевке 350 рублей за кило, а в Таганроге 300. Дожились! Я им еще год назад говорил, что тут будет рубль и русские цены. Теперь здесь на шесть рублей дешевле хлеб, ну и сигареты. Остальное дороже, но при этом в магазинах и на рынке все есть. Денег у народа только нет. А так жить можно».
«Знаешь, я вспоминаю февраль в магазине «Обжора». На прилавках в больших количествах водка, хлеб и таранка. И мрачные серые люди ходят. А теперь посмотри вокруг!» — говорил днем раньше в магазине «Амстор» знакомый донецкий бизнесмен. В магазине и правда было все — вплоть до львовских соков. Тот же бизнесмен рассказывал о недавней встрече с заместителем министра финансов ДНР. Тот с гордостью сообщил, что июль был первым месяцем, когда «молодая республика» собрала налогов столько, что самостоятельно покрыла гражданский бюджет. О военных расходах здесь говорят неохотно, они покрываются из «внешних источников».
ДНР перестает быть налоговым раем. «Ты понимаешь, у нас тут территорий с гулькин нос, а штаты у всех фискальных органов остались прежними. Их просто много! — рассказывает другой донецкий предприниматель. — Только выйдет новый закон, наутро в гости инспектор: «Выполняйте!» Не поверишь, все земельные махинации времен Украины вытащили наружу и заставили заплатить!»
Гумкомвой с учебниками
Школы — еще одна витрина ДНР. Их еще в прошлом году избавили от украинских реформ. Вместо двенадцатибалльной ввели пятибалльную систему оценок, вместо семестров снова четверти, вместо 12 лет учиться собираются, как раньше, 11. С этого учебного года активно выдают российские учебники и переводят школы на российские программы обучения. Пока выдали книги ученикам младших и выпускных классов, но, как сообщила министр образования ДНР Лариса Полякова, все школы «закроют» российскими учебниками после 17 сентября. В этот день придет очередной российский гуманитарный конвой, который должен привести столь важный груз.
«Часы по изучению украинского языка сократили до минимума, — рассказывает на условиях анонимности учительница одной из школ ДНР. — Русский язык увеличили. Учителя в шоке — непонятно, как писать календарные планы, почему-то российские учебники не совпадают с программой, спущенной из районо. И там все на примерах из России. Пока средние классы получили украинские учебники, но выдавать из библиотек «Историю Украины» и «Географию Украины» запретили. Теперь у нас и «История родного края», и «География родного края», и еще «Всемирная история». Все по конспектам, пока. Этих учебников нет».
Министр образования Полякова на своем брифинге успокаивает учителей и родителей: по ее словам, российские учебники 2015 года выпуска получат все и служить они школам будут долго, новые учебники истории уже пишут и в скором времени издадут, а в школах в тестовом режиме введут шестидневку. Проект шестидневки в тестовом режиме запустят во всех главных городах ДНР — Донецке, Макеевке, Енакиево, Торезе и Старобешево. В субботу будут работать над головами и душами не только детей, но и родителей. «Шестой день ориентирован на участие в школьных мероприятиях родителей. Формы могут быть самыми разнообразными, в том числе общение на природе. Таким образом, мы попытаемся ликвидировать разрыв между воспитанием детей в школе и семье, — сообщается на сайте местного минобраза. — Но это только пилотный проект».
Пушкам приказано молчать
При всей панике и разговорах о сливе ДНР и ЛНР под Украину в самопровозглашенных республиках полным ходом идет государственное строительство, на первые роли возвращают кадры с местной пропиской, не без роста цен, но преодолены последствия торговой блокады, а в правоохранительных органах наводят порядок. Российские учебники и программы в школах — тоже о многом говорят.
И все это строится, чтобы передать в таком виде Украине?
«Вы знаете, я считаю, что Россия сейчас просто повышает ставки в переговорах, — говорит украинский политолог Константин Батозский. — Вот сначала Сирия отвлекла внимание от Донбасса. Потом будут Генеральная Ассамблея ООН и переговоры в Париже. А потом, после того как все поймут, что переговоры ни к чему не привели, может, будет новый виток войны. Вот я совсем не понимаю, как Россия может впихнуть эти образования в нынешнем их виде в Украину. Это практически не исполнимо».
Мы наблюдаем «в небе» мощную дипломатическую войну, где каждая сторона пытается скинуть незавидную роль «разжигателя войны» на противника. На земле же в это время идут свои процессы. И шансы на сценарий, при котором Минск -2 будет выполнен в полном объеме, сохраняются. Но гораздо более вероятным сценарием является замораживание конфликта в Донбассе, усиление санкций, рост градуса противостояния с Западом и прочие уже ставшие привычными антисанкции.
Сейчас относительно уверенным можно быть только в одном — до Генеральной Ассамблеи ООН и встречи «нормандской четверки» в Париже пушки будут молчать. До 2 октября включительно.