Сейчас на Центральной площади Кишинева разбиты десятки палаток. Местные СМИ сообщают, что их около 90 штук. Протестующие собираются продолжить свою акцию с требованием досрочных парламентских выборов, отставки генпрокурора и президента республики.
<4>
Основным катализатором протеста стала пропажа миллиарда долларов. Он был выведен из трех коммерческих банков, что негативно повлияло и на курс национальной валюты. Обвиняли в этом мужа певицы Жасмин — миллионера Илана Шора.
В какой-то момент местные СМИ писали о том, что с митингующими должны были встретиться представители правительства. Однако «Интерфакс» со ссылкой на одного из оппозиционных лидеров, юриста Андрей Нэстасе заявляет, что переговоры так и не состоялись. Представители правительства утверждают, что премьер-министр и несколько членов правительства пришли на встречу, назначенную в здании министерства сельского хозяйства, однако представителей митингующих там не было. Они пошли на ту же встречу в здание правительства.
«Мы завершаем Великое национальное собрание, но не уходим. Мы полны решимости идти до конца, до нашей победы. Завершается сегодняшнее Великое национальное собрание, но тем самым мы даем старт нашему Городку достоинства и справедливости», — заявил один из лидеров гражданской платформы DА (Demnitate si adevar — «Достоинство и справедливость»), депутат первого парламента Молдавии Валентин Долганюк.
Основным организатором митинга выступила гражданская платформа DA, созданная только в феврале этого года. Официальной целью организации является возвращение Молдавии на европейский путь развития и восстановление в стране гражданского общества, которое захвачено интересами правителей. «Достижения власти 2009–2014 годов драматически обманули ожидания граждан. В этот период мы были свидетелями непрерывного ряда публичных скандалов, спровоцированных страшными беззакониями, которые не были выявлены компетентными органами из-за отсутствия политической воли реформировать судебную систему», — говорится в манифесте организации. У организации нет одного явного лидера. В нее входят общественные деятели с различными политическими взглядами.
Это уже не первая акция DA. В апреле они организовали «Марш молчания», еще две демонстрации прошли 3 мая и 7 июня. Однако они явно не дотягивали по численности до нынешней, которую организаторы окрестили Великим национальным собранием. По оценкам организаторов, в воскресном митинге приняли участие 100 тыс. человек, однако правоохранительные органы говорят о 30 тыс.
Всего в парламенте Молдавии сейчас представлено пять партий: Партия социалистов Республики Молдова, Либерал-демократическая партия Молдовы, Партия коммунистов Республики Молдова, Демократическая партия Молдовы, Либеральная партия.
По мнению директора института стран СНГ Константина Затулина, происходящее в Молдавии является «попыткой перезагрузки европейской интеграции». «Проевропейские силы, которые находились у власти все это время, дискредитировали себя, и происходит попытка продолжить ту же самую политику, но с другими людьми», — считает Затулин. Он сравнивает происходящее с «революцией роз» в Грузии — поздний Шеварднадзе уже не устраивал Запад из-за своей коррумпированности, поэтому на смену ему пришел Саакашвили.
Эксперт отмечает, что борьба также идет, чтобы перехватить народное недовольство экономической ситуацией в стране.
Акцию уже поддержал лидер Партии социалистов (ПСРМ) Игорь Додон. «У нас иное видение относительно будущего Республики Молдова, нежели у организаторов платформы DA. Мы против вступления в НАТО и интеграции в Европейский союз, мы против объединения с Румынией. Однако исход битвы политических взглядов должен решиться в рамках досрочных парламентских выборов, которые последуют. Но сейчас до выборов мы разделяем одни и те же идеи», — написал политик в своем фейсбуке.
До этого с либеральной оппозицией против властей выступали и представители «Красного блока» — ранее называвшегося «Наш Дом — Молдова». Это группа левых политических сил, костяк которой составляют социалисты Додона. Они провели собственную акцию у генпрокуратуры, требуя отставки генерального прокурора страны, которого считают виновным в злоупотреблениях. Однако организаторы параллельной акции протеста были задержаны. Коалиция «Достоинство и справедливость» отмежевалась от действий «Красного блока».
По мнению Затулина, пророссийские социалисты из партии Додона поддерживают протест в «тактических целях». Однако при этом им самим придется нелегко. «Они смогут как извлечь выгоду, так и остаться за бортом», — говорит эксперт.
Затулин обращает внимание, что в Европе были фактически готовы к протесту, однако в самих европейских структурах сложилось две линии отношения к событиям — радикальная и «охранительная». «Более осторожные политики будут успокаивать страсти, понимая, что Молдавия с Приднестровьем находятся в тылу Украины», — говорит Затулин.
В начале августа европейские власти предупреждали руководство Молдавии о возможных событиях. В своей статье в The New York Times генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд резко раскритиковал руководство Молдавии за невозможность справиться с коррупцией и напомнил ему, что первопричиной кризиса на Украине стали действия местных властей.
Как отмечает заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин, сегодняшние события в Молдавии «сложно назвать протестом оппозиции».
«Скорее всего это гражданский протест, на основе которого может сформироваться оппозиционная сила, — говорит Уткин. — При этом в случае досрочных выборов оппозиция, вероятно, проявится и в виде партий, поддерживающих евроинтеграционную направленность, и в виде оппонентов этого курса. Важно, что недовольство собственно не связано с движением в сторону ЕС или отказом от оного. Евросоюз как раз насколько может поддерживает антикоррупционные требования к молдавским властям, но реальное давление в этом направлении могут оказать на власть только сами граждане. Разочарование в ведущих политических силах, конечно, бросает некоторую тень на использовавшуюся ими евроинтеграционную повестку, но все-таки большинство не склонно ставить знак равенства между коррупцией и равнением на ЕС», — говорит Уткин.