Противостояние главы Республики Карелия Александра Худилайнена и мэра столицы региона, Петрозаводска, Галины Ширшиной — показательный случай конфликта региональной власти и градоначальников административных столиц. Хотя сам губернатор прямо не признает наличия противостояния, эксперты уверены, что именно он стоит за решением регионального парламента об отмене прямых выборов мэра в Петрозаводске. В июле соответствующие изменения в устав города были одобрены и горсоветом. Но мэр решила не сдаваться: в конце минувшей недели она наложила вето на изменения в городской устав.
Юридически у депутатов горсовета есть возможность прекратить полномочия мэра даже раньше окончания срока полномочий, который истекает в 2018 году. Поводом для этого может послужить вынесение двух неудовлетворительных оценок за ежегодные отчеты о работе (один такой неуд Ширшина уже получила) либо неисполнение обязанностей в течение трех месяцев.
Галина Ширшина выиграла выборы мэра Петрозаводска в 2013 году, набрав 41,9% голосов. Политик шла на выборы как самовыдвиженец, но в ходе кампании получила поддержку местного отделения партии «Яблоко», официальный кандидат которой, Эмилия Слабунова, была снята с кампании. Действующий на тот момент градоначальник города Николай Левин, выдвигавшийся от «Единой России», набрал только 28,9%.
Победа Ширшиной была сенсационной, до выборов ее считали «техническим» кандидатом именно на случай, если до выборов не допустят Слабунову.
Вскоре после избрания на должность мэра у Ширшиной начался конфликт с главой республики Александром Худилайненом, продолжающийся по сей день.
«Газета.Ru» взяла у Худилайнена интервью.
— Зачем была нужна отмена прямых выборов мэра?
— Мы не единственный субъект, где эти процессы происходят. Сегодня некие оппозиционные партии и политические силы пытаются раздуть из отмены прямых выборов шоу и скандалы, нарабатывая дешевую популярность.
Процесс в Петрозаводске объективный, и этого бы не происходило, если бы у мэра была более адекватная команда.
Я подчеркиваю, что говорю не про мэра, а про ее команду. Она формируется во многом из случайных людей. Надо было выбирать более компетентных и опытных. Есть поговорка: «Короля формирует свита». Если свита некомпетентна и непрофессиональна, то такое же отношение и к королю. То же самое и здесь.
То, что случилось, — это результат процессов, которые происходили до окончательного решения заксобрания и горсовета. Я намеренно не комментировал эту тему ни в ту, ни в другую сторону, чтобы из меня не делали главного героя происходящего.
Сейчас, когда все уже произошло, могу высказать свое отношение. Отмена прямых выборов — больше благо.
Теперь, еще на уровне конкурсной комиссии, задолго до принятия решения депутатами (они будут утверждать мэра. — «Газета.Ru»), все некомпетентные, неавторитетные и незнающие кандидаты на пост главы города будут отсеиваться. Мы сможем приглашать человека, которому не надо будет учиться в процессе работы, а придет сразу знающий человек, способный управлять Петрозаводском.
Галина Игоревна (Ширшина. — «Газета.Ru») не делала выводов, меняла в короткие сроки десятки членов своей команды по непонятному принципу, руководители бюджетных учреждений увольнялись массовым порядком и без объяснения причин.
Могу дословно привести цитату одного из руководителей. Он пытался поинтересоваться причинами своей отставки. Ответ был: «Можно я не буду отвечать?» Кадры — это золотой фонд, за них нужно бороться, воспитывать, учить, стимулировать, а когда ими разбрасываются, это оборачивается наслоением массы нерешаемых проблем.
— Какие конкретно проблемы не решались?
— Очень медленно решаются вопросы по расселению из аварийного жилья, предоставлению участков многодетным семьям. В разы ухудшилась ситуация с обеспечением энергетики и коммунальных услуг.
Количество аварий в электросетях возросло в разы. Были сбои в ритмичности поставок сжиженного газа. Счета за него не вовремя оплатили, и несколько десятков домов остались без газа.
Это опять же говорит о непрофессионализме и некомпетентности команды мэра. Нужно было это все предугадывать, заранее решать, а не в аварийном порядке искать газовозы и срочно перебрасывать из того или иного субъекта.
Кадровая чехарда должна была выплеснуться. Поэтому инициатива депутатов по изменению системы выборов была логична, теперь человек будет приглашаться на иных принципах.
У нас нет времени, чтобы человек на живых людях и живой инфраструктуре города начинал тренироваться, учиться, какой бы он ни был продвинутый или грамотный. И тем более такие эксперименты не должны повторяться.
— А вам не кажется, что решать, плох или хорош мэр, должны сами граждане? Если Ширшина действительно, как вы говорите, некомпетентна, то на следующих выборах за нее бы просто не проголосовали.
— Изменения порядка выборов мэра коснутся только следующего главы города. У Галины Ширшиной впереди достаточно времени навести порядок в собственных рядах и начать взаимодействовать с депутатами Петросовета, которых тоже избрали горожане — жители Петрозаводска.
— Законопроект об отмене выборов мэра заксобрание Карелии приняло в спешном порядке — сразу в трех чтениях за один день. По мнению экспертов, спешка связана с тем, что уже осенью Ширшину могут отправить в отставку, а ее место займет назначенный человек. Насколько это вероятно?
— Юридически это возможно.
Если она не сделает выводов и будет продолжать вести ту же политику, я подозреваю, что депутаты соответствующим образом отреагируют. Все в ее руках.
Если изменит политику, будет советоваться с депутатами по кадровым назначениям, согласовывать, а не без объяснения причин в массовом порядке увольнять авторитетнейших людей, особенно из сферы образования... Повторюсь, юридически полномочия Ширшиной истекают в 2018 году.
— Вы пытались как-то наладить контакт с Ширшиной?
— Да, у меня был с ней нормальный контакт, не понимаю, почему некоторые утверждают, что его не было. Первые месяцы у нас вообще было заведено, что она ходила ко мне раз в неделю. У меня достаточный опыт управления крупными территориями. Авторитет на прежнем месте работы мне давался путем труда, учебы и всего остального. Я пытался подсказывать какие-то вещи, но связь оказалась односторонней. Она совершала шаги, противоположные тем замечаниям и обозначениям проблем, которые имели место.
Сегодня мои двери по-прежнему открыты, она приходит ко мне на совещания.
У нас нет с Галиной Игоревной войны, но есть претензии к нерешенным проблемам города.
— Говорите, что нет войны с Ширшиной... Но на самом деле ни для кого не секрет, что именно с вашей подачи было принято решение об отмене прямых выборов мэра. Вы же не будете отрицать, что для губернаторов удобнее работать с назначенными мэрами?
— Для губернаторов «удобнее» работать с эффективными мэрами, принцип избрания глав муниципалитетов должен быть подчинен только этому — эффективности и ответственности за результат своей работы. «Подачи», как вы говорите, я никому не подавал. Если вы не знаете, то инициатива внесения изменений в региональный закон принадлежала депутатам Петросовета. Затем инициативу поддержали депутаты второго в Карелии городского округа — Костомукши.
Наконец, уже после принятия закона в законодательном собрании в Петрозаводске прошли общественные слушания, на которых изменения в устав (города. — «Газета.Ru») были поддержаны после жаркой дискуссии. 113 участников проголосовали за, 64 — против. Даже по результату голосования понятно, что слушания были не просто жаркими, но и легитимными.
— Противостояние региональных властей и руководителей административных столиц — частое явление. На ваш взгляд, в чем основная причина подобных конфликтов?
— Недавно в День комсомола я пришел поздравить людей, которые в прошлом были лидерами этой организации. Они вспоминали какие-то стычки между властями города и республики еще в 1970-х и 1980-х годах. Уже тогда были конфликты и войны.
Лично я после избрания успел поработать с Левиным (прежним мэром города. — «Газета.Ru») чуть больше года. Так тогда был больший контакт, хотя накопившееся раздражение жителей состоянием дорог и другими проблемами выплеснулось в негатив на выборах.
С Ширшиной не было длительного противостояния. Она приходила на совещания, мы оставались, обсуждали вопросы.
Когда нужно решать какие-то проблемы города на уровне федерального правительства, я иду и решаю, но есть именно городские проблемы.
По натуре я трудоголик и созидатель, а не разрушитель. Если есть отдача и изменения в лучшую сторону, я не буду воевать. Но если есть проблемы, я буду всеми силами и возможностями понуждать к их решению.
— В следующем году состоятся думские выборы. Если посмотреть последний федеральный цикл, то результаты голосования за «Единую Россию» в Карелии были хуже, чем в предыдущие годы. Не думаете, что происходящие процессы в рамках реформирования местного самоуправления еще более усугубят положение?
— А что вы предлагаете? Работать по условиям, которые мне пытаются навязать сформировавшиеся кланы? Когда я пришел, были посылы с той стороны: «Давайте перестанем воевать на таких-то и таких-то условиях». Порядок на местах должен быть, нравится это кому-то или не нравится. Думаю, и жители разберутся. Им тоже беспредел надоел. У нас уже есть косвенные доказательства, что жители поверили и муниципальной, и республиканской властям. Процесс продолжается. Мы будем делами, а не словами завоевывать доверие населения.
— И какие косвенные доказательства поддержки со стороны граждан вы видите?
— Уровень оттока населения — это самый главный показатель доверия жителей к власти. Можно как угодно манипулировать экономической статистикой, но миграционные процессы — это лакмусовая бумажка. Массовый отток людей из республики был в 1990–2000-х годах. Тогда уехало порядка 60 тыс. населения. За последние три года отток населения сократился втрое.