«Военную тайну хранить умеет»
«Его ждет расправа. Политическая расправа, — говорит «Газете.Ru» жена Костина Виктория. — Справедливого суда не будет. Мы не верим украинской власти. Нас, жителей Донбасса, они считают людьми второго сорта. Если его отдадут, его забьют, запытают, не знаю, что сделают, но мы его просто не найдем».
Костины жили в собственном доме в Макеевке. Александр работал на мебельной фабрике, делал там корпусную мебель, в свободное время подрабатывал — таксовал. Вика была фельдшером в больнице, она и сейчас там работает.
«Жили как все, небогато, но хватало. Бычок у родителей был, Саша разводил кроликов и нутрий на продажу, в общем, не жаловались. Саша в России родился, в Железногорске Курской области, мама у него родом с Камчатки, там много родственников осталось. А потом его родители развелись, мама снова вышла замуж и уехала с Сашей в Донбасс, — вспоминает Виктория. — Жили мы дружно, 13 лет уже вместе, Ваньке вон шесть уже.
А потом началась война. Многие знакомые уехали, кто-то, наоборот, пошел в ополчение. Саша тоже сказал, что пойдет. Я пыталась его остановить, но было бесполезно. Он сказал, что идет воевать за нашу независимость. Я смирилась.
Саша с ребятами жил в Горловке, прямо на передовой, в палатках. Домой отпускали на побывку раз в месяц, на два-три дня. Я в госпитале работала. Нам много раненых поступало: военных, гражданских, детей, посеченных осколками. Помню, парня принесли, 22 года, накрыл собою двух детей, еле-еле его спасли, голову посекло, позвоночник, настоящий герой».
Из служебной характеристики на военнослужащего 1-й танковой роты танкового батальона в/ч 08803 минобороны ДНР старшего лейтенанта Александра Костина:
«За время прохождения службы зарекомендовал себя с положительной стороны, как трудолюбивый, дисциплинированный и порядочный офицер. Интересы службы ставит выше личных, добиваясь результатов по службе, не считаясь при этом со своим личным временем. Неоднократно принимал участие в боевых действиях, где проявлял волю к победе, неоднократно при активной стадии наступления со стороны противника брал инициативу на себя и добивался положительных результатов в поражении и подавлении войск противника. Военную и государственную тайну хранить умеет».
Макеевка — Петропавловск-Камчатский — СИЗО
В декабре 2014-го бомбежки Горловки и Макеевки усилились. Обе стороны конфликта ежедневно сообщали о взрывах, массированных обстрелах и десятках раненых.
«Нас «утюжили» из «Градов», было страшно и за себя, и за ребенка. Мы поддерживаем отношения с родственниками с Камчатки. Они нам скинулись на билеты и сказали, чтобы мы срочно прилетали, — продолжает Виктория. — Саша отпросился в отпуск, чтобы отвезти нас на Камчатку. Мы жили у родственников, созванивались с родителями. Оказалось, что бомбежки еще больше усилились, за стариков своих стало страшно. И снова родственники помогли, собрали им деньги на билеты. Они тоже прилетели на Камчатку».
В Петропавловске-Камчатском всей семьей они пересидели февральскую операцию ополченцев по взятию Дебальцево. После вторых минских соглашений, заключенных в это же время, интенсивность боевых действий пошла на спад. Отпуск тоже заканчивался. Костины решили вернуться в Макеевку.
«Прилетели втроем с Ваней в Домодедово, там проверили наши паспорта украинские, а Сашин забрали и попросили пройти. Больше я мужа не видела, — рассказывает Костина. --
Все три билета до Ростова пропали, мы ночевали в аэропорту, нас даже в комнату матери и ребенка поспать не пустили, идти нам было некуда. Потом, уже к концу вторых суток, Саше разрешили позвонить. Так мы узнали, что его задержали по запросу Украины: якобы еще пять лет назад он совершил преступление и его объявили в розыск. И судья, сказал мне муж, не видит причин его не депортировать. Сашу забрали в СИЗО».
Виктория с сыном вернулись в Макеевку.
По версии обвинения, в 2010 году Александр Костин был соучастником разбоя, и за это его объявили в розыск: сначала на Украине, а потом, когда началась военная операция в Донбассе, в международный. Оперативный комментарий по уголовному делу Костина в МВД Украины «Газете.Ru» получить не удалось.
«Саша тогда таксовал, знакомые попросили отвезти их на адрес и подождать там. Потом оказалось, что у кого-то пропала сумка, — рассказывает Виктория. — Мужа ни разу по этому поводу не допрашивали, никаких обвинений не предъявляли, у него и адвоката не было. Об уголовном деле и розыске мы узнали только сейчас».
По словам адвоката Костина Матвея Цзена из правозащитного центра РОД, дело было так.
«Он подвозил двух богатых украинцев, у которых была борсетка с крупной суммой денег. И эту борсетку украли из машины. Пассажиры свалили вину на Костина, ему угрожали. Уже после войны эту историю вспомнили украинские власти», — говорит Цзен.
«Газета.Ru» связалась с лейтенантом Евгением Крыжиным, командиром взвода управления гаубичного артдивизиона в/ч 08803, в которой служил Костин.
«Костин — бывший командир танкового взвода в танковом батальоне нашей бригады. Я не знал его лично, я вообще не в курсе материалов этого уголовного дела, но, проведя год на Донбассе, я не верю никому, ни единому слову, — рассуждает Крыжин. —
Парни всегда на переднем краю, и гнилых среди них нет. Ну а ошибки в жизни допускали все, в том числе и я».
Другой ополченец из Горловки рассказал «Газете.Ru», как он поехал отдохнуть в Крым, но не отдохнул.
«На границе мне сказали, что Украина объявила меня в розыск. О чем я ни сном, ни духом. И спасибо мужикам: предупредили, что если я не хочу оказаться на нарах, то лучше российскую границу не пересекать, — говорит боец ДНР. — Я тут же поехал обратно».
Служили два танкиста
По данным украинского МВД, в розыске находятся два Александра Костина. Александр Валерьевич Костин, по официальной версии, скрывается от органов с 2010 года.
«Надо понимать, что на Украине розыск работает, как и в России, — объясняет адвокат Цзен. — Человек может разыскиваться после постановления о розыске. Но при этом постановление о розыске следователь может внести в базу, а может не внести. Во втором случае человек может спокойно жить, ездить, пользоваться госуслугами, но в какой-то момент, если постановление внесут в базу, оказывается, что он уже пять лет в розыске и вроде как скрывается».
Цзен предполагает, что эта история и произошла с Костиным. При этом Киев требует танкиста по запросу о разбое, но велика вероятность, что на родине его обвинят в терроризме как участника войны со стороны ЛДНР, которые Украина считает террористическими организациями.
«Возможно, ситуация криминализирована задним числом для выдачи Костина. Учитывая, что на Украине считают себя в состоянии войны с РФ, нельзя исключить, что это инициатива спецслужб.
Его задержание явно избыточная мера, но я не исключаю, что его выдадут. Половинчатая двурушническая позиция российских властей состоит в том, что сотрудничество с украинскими силовиками продолжается, возможно, его выдадут в обмен на какого-то человека, интересного для российских силовиков. Это аморально и беспредельно, но мы говорим о бюрократической системе», — рассуждает Цзен.
Другой разыскиваемый Украиной Александр Костин (назовем его Костин-2) по совпадению также оказался танкистом ДНР. Его украинцы ищут за участие в террористической группировке, которой Киев признает и ДНР, и ЛНР.
Костин-2 командовал батальоном «Призрак», потом возглавил батальон «Август» («батальон Пресвятой Богородицы Августовской»). В интервью Ukraina.Ru и порталу «Волны Донеля» танкист рассказал, что он из Кемерово, на Украине служил в армии, где и осел, а его бойцы воюют «за Святую Русь».
Экстрадировать нельзя оставить
Вот уже три месяца Александр Костин из Макеевки сидит в столичном СИЗО-4. Члены ОНК Москвы Павел Пятницкий и Михаил Сенкевич по просьбе «Газеты.Ru» побеседовали с ним.
«Александр содержится в общей камере, — рассказывает правозащитник Михаил Сенкевич. — Высокий, худой, держится спокойно.
Конфликтов с сокамерниками у него нет, у администрации следственного изолятора он на хорошем счету. Сам он ни на что не жалуется. На каждом заседании он просит судью и прокурора не выдавать его Украине.
В деле имеются ходатайства от командира в/ч 08803 генерал-майора минобороны ДНР Соколова на передачу Костина им, в ДНР. Однако в связи с тем, что ДНР и ЛНР являются непризнанными республиками, осуществить это с соблюдением норм международного права не представляется возможным».
Зампредседателя ОНК Москвы Павел Пятницкий говорит, что уже подготовил в суд ходатайство по вопросу Александра Костина, в котором просит не выдавать его Украине или обеспечить доставку Костина непосредственно в Донецк, минуя столицу Украины, для сохранения его жизни и здоровья.
Никаких гарантий по Костину Киев дать России не может. Судить его должны в Донецке, но в случае выдачи его повезут через Киев. И Александр Валерьевич справедливо опасается, что из Киева до Донецка живым он уже не доедет, — объясняет Пятницкий. — С моей точки зрения, называемый сегодня «официальным» Киев тоже не может быть признан нами, так как сейчас Украиной правят преступники, захватившие власть путем революции».
Адвокат Дмитрий Аграновский надеется, что танкиста Костина Киеву не отдадут, поскольку это противоречит практике Европейского суда по правам человека.
«Есть все основания полагать, что Костина будут преследовать на Украине по политическим мотивам, а следуя европейской практике, в таких случаях фигурантов не выдают, — говорит Грановский. — Его защите нужно оперативно обратиться в ЕСПЧ, если Россия решится на депортацию».
Криминальное прошлое и настоящее
Как уже писала «Газета.Ru», несмотря на конфликт в Донбассе и информационную войну, правоохранительные органы Украины и России продолжают сотрудничать. Страны взаимодействуют в этой сфере на основании межгосударственных договоров 2000-х годов. Российские полицейские задерживают преступников по запросам украинских силовиков, правда, после киевского «майдана» обмен между странами, по словам источника в МВД, уменьшился на порядок . С марта по декабрь 2014 года, по данным генпрокурора РФ Юрия Чайки, украинская сторона выдала России 20 человек, разыскиваемых за различные преступления. Данных о том, сколько выдала Россия, нет. И дело Костина может стать прецедентом по депортации ополченца из России на Украину.
8 июля в Москве отправили под домашний арест ополченца ДНР из российских добровольцев. Дмитрия Лысаковского (позывной Гудвин) обвиняют в том, что он в качестве юриста участвовал в попытке рейдерского захвата здания в центре столицы. Сам Лысаковский заявляет, что дело сфабриковано в пользу рейдеров, от которых он сам защищал недвижимость.
Впрочем, криминальное прошлое есть у многих бойцов стихийных подразделений с обеих сторон конфликта в Донбассе. В конце мая глава Совбеза ДНР Александр Ходаковский на примере своей бригады «Восток» говорил, что в его подразделениях около 15% ополченцев имеют судимость.
«Когда принимали людей в ополчение, никто не заглядывал в их личное дело, — объяснял Ходаковский «Газете.Ru». — Потом уже выявляли, кто, случайно взяв оружие, пошел проявлять насилие к мирному населению, проявлять шкурничество. И такие жестко искоренялись. Поэтому мы и сохранились как подразделение. А подразделения без этой этики попали под разоружение. Извращенный мозг криминально настроенного человека способен на многое».
Из 170 бойцов роты МВД Украины «Торнадо», заблокированных в мае на базе роты специального назначения в Лисичанске, 43 человека имели судимость, у некоторых, по официальным данным, их было даже четыре-пять. Об этом говорил заместитель генерального прокурора Украины Анатолий Матиос.
Один из собеседников «Газеты.Ru» на украинской стороне предполагает, что экстрадиция Костина на Украину могла бы стать шагом Москвы навстречу Киеву и подтверждением миротворческой позиции Москвы на фоне минских соглашений.
Многие из бойцов ополчения и их лидеров, которых разыскивает Украина, находятся в России: экс-командир славянских ополченцев Игорь Стрелков-Гиркин, бывший премьер Александр Бородай. Также Украина разыскивает многих сбежавших из страны «регионалов» вплоть до бывшего президента Виктора Януковича и его сына Александра, поддержавших уход Крыма прокурора Наталью Поклонскую и главу республики Сергея Аксенова. А в списках на розыск есть и российские политики. Например, лидеров КПРФ Геннадия Зюганова и ЛДПР Владимира Жириновского обвиняют в «спонсировании террористов».