Выступая на пресс-конференции, посвященной заключению ядерной сделки с Ираном, американский президент заявил, что иранские власти должны сыграть свою роль в нахождении политического решения по Сирии. «Должно быть соглашение между ключевыми державами, которые заинтересованы в решении кризиса в Сирии, — заявил Обама. — Иран — в числе этих игроков, и я думаю, для них важно быть частью этого переговорного процесса».
«Я согласен с тем, что мы не сможем решить вопросы в Сирии без русских, иранцев, без наших партнеров в странах Персидского залива», — также заявил глава Белого дома.
Высказывание президента о необходимости участия Ирана в разрешении конфликта в Сирии — первое, которое было открыто сделано на таком высоком уровне. Это стало результатом исторической сделки по иранской ядерной программе, которая поставила ее под международный контроль, но позволила Тегерану вернуться в глобальную экономику.
Иран — ключевой союзник сирийского режима Башара Асада, активно помогающий ему и техникой, и живой силой.
По оценкам экспертов, в Сирии на стороне правительственных войск сражаются несколько сотен бойцов иранской милиции. Кроме того, по данным спецпосланника ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, иранский режим тратил на помощь Асаду $6 млрд ежегодно.
Иран имеет в Сирии сегодня гораздо большее влияние, чем, например, Россия, которая также поддерживает режим Асада.
Барак Обама также публично признал, что Иран имеет серьезное влияние в Ираке и может помочь в борьбе с исламистами из группировки ИГИЛ (организация запрещена на территории России). «У администрации Обамы не было другого выбора, кроме как признать, что Иран будет играть серьезную роль в Сирии», — говорит эксперт-ближневосточник из Дубая Теодор Карасик.
В прошлом США активно выступали против участия Ирана в разрешении конфликта в Сирии. В 2014 году против участия Тегерана в конференции в Женеве по урегулированию конфликта выступал госсекретарь США Джон Керри, который впоследствии стал одним из главных архитекторов сделки с Ираном.
Возможность привлечения Ирана к решению сирийской проблемы происходит на фоне понимания того, что попытка решить конфликт в Сирии прежними методами провалилась. Бомбардировки позиций радикальных исламистов не дают существенных результатов. Боевики захватили немало территорий страны, в том числе древний город Пальмира, который подвергли разрушению.
Пентагон запустил программу обучения сирийских повстанцев для борьбы с ИГИЛ 8 мая 2015 года. Но пока ее размах более чем скромный. Пока речь идет лишь о подготовке всего 90 курсантов - представителей так называемых умеренных повстанцев, декларирующих отсутствие связей с радикальными исламистами. До конца года Пентагон рассчитывает рекрутировать 3200 человек.
Американцы, которые не решаются использовать сухопутные силы, явно теперь надеются на иранцев в борьбе с джихадистами из «Исламского государства».
В свою очередь представители вооруженной оппозиции, которая сражается как с исламистами, так и с режимом Асада, не в восторге от ядерной сделки с Ираном.
«Это соглашение приведет к тому, что ситуация в регионе станет более опасной», — заявил лидер одной из групп сирийской оппозиции Лиад Шамзе в интервью агентству Reuters, добавляя, что «счастливым» оно сделает только Асада.
По мнению члена Ассоциации военных политологов Александра Перенджиева, США не будут договариваться с Ираном о совместных действиях в Ираке, однако само по себе участие Тегерана выгодно американцам: «Сами втягиваться в борьбу США не желают, но хотят, чтобы Иран был одним из субъектов противодействия ИГИЛ, так как это истощает ресурсы этого государства»,— говорит эксперт.
По мнению эксперта-ближневосточника Теодора Карасика, участие Ирана в разрешении сирийского конфликта не означает, что Асад останется на своем посту.
«Видимо, Москва и Иран поняли, что нужно избавляться от Асада и искать другое руководство для Сирии», — говорит эксперт.
По словам Карасика, благодаря ядерной сделке удалось добиться определенного ослабления позиции Саудовской Аравии в регионе. Активно настаивали на уходе Асада и представители династии алавитов.
«При покойном короле Абдулле мишенью был сначала Асад, а потом уже все представители алавитов. Сейчас, при правлении короля Салмана, используется тот же принцип, но благодаря ядерной сделке и ее значению для региона позиции королевства уже не так сильны. Так что Иран победил», — говорит Карасик.