Россия в среду наложила вето на британский проект резолюции Совбеза ООН, в котором убийство около восьми тысяч мусульман во время войны Югославии характеризуется как геноцид.
«Внесенный делегацией Соединенного Королевства проект оказался неконструктивным, конфронтационным и политически мотивированным», — заявил во время своего выступления постпред России в ООН Владимир Чуркин. По его словам, проект содержит «значительные перекосы, в результате которых вина за прошедшее возлагается, по сути, только на один народ».
Чуркин заявил, что ключевые положения, предложенные российской стороной, были проигнорированы. По его словам, «годовщина трагических событий в Сребренице была использована авторами резолюции для того, чтобы «под шумок» внедрить в нее некоторые не согласованные на межгосударственном уровне концепции и интрузивные правозащитные подходы, чреватые вмешательством во внутренние дела государств».
Десять членов Совбеза одобрили документ. Еще четыре — Китай, Нигерия, Ангола и Венесуэла — воздержались от голосования.
Представитель США в ООН Саманта Пауэр назвала российское вето пятном на истории Совбеза ООН. Для нее история Сребреницы во многом личная: в середине 1990-х она была журналистом и писала о войне в Боснии.
Глава МИД Великобритании Филип Хаммонд заявил, что действия российской стороны являются «оскорблением для семей жертв и выживших в Сребренице».
Зато президент Сербии Томислав Николич поприветствовал решение России, назвав «это великим днем для Сербии». Сербская делегация была главной противницей резолюции, принять которую планировалось к 20-летней годовщине трагических событий.
Виталий Чуркин подчеркнул, что принятие подобной резолюции накануне траурных мероприятий в Боснии и Герцеговине, куда прибудет также и руководство Сербии, «контрпродуктивно»: «Мы убеждены, что роль Совета Безопасности состоит в том, чтобы укреплять устои международного мира и безопасности, а не расшатывать их», — отметил Чуркин.
В 2009 году сербский парламент осудил это преступление, позже публичные извинение принес и президент страны. Однако сербская сторона категорически против признавать события геноцидом, так как это влечет серьезные правовые последствия.
Ранее Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) обвинил бывшего командующего силами боснийских сербов генерала Ратко Младича в военных преступлениях, преступлениях против человечности и геноциде мусульманского и хорватского населения Боснии.
«Если посмотреть определение того, что такое геноцид, то это нанесение непоправимого ущерба этническому потенциалу государству или нации», — говорит руководитель Центра по исследованию проблем Средиземноморья – Черноморья, Института Европы РАН Алла Язькова.
«В Сребренице было практически полностью уничтожено или изгнано сербское население. Поэтому говорить о геноциде в данном случае даже более правомерно, чем говорить о геноциде армян в Турции».
При этом, отмечает Язькова, термин «геноцид» сильно политизирован, и употреблять его правомерно далеко не всегда.
Политолог Олег Бондаренко считает, что перекладывать всю вину за конфликт в бывшей Югославии несправедливо: «Там не было геноцида — это военное преступление сербов, такое же, как были военные преступления мусульман, и если сербы должны взять на себя ответственность, то так же, как и другие народы, населяющие Боснию и Герцеговину», — считает Бондаренко.
Бондаренко приводит в пример историю бывшего высокопоставленного командующего армией Республики Босния и Герцеговина Несера Орича, который обвинялся Международным уголовным судом в массовых убийствах сербов в Боснии, однако в первый раз был полностью оправдан, а во второй получил лишь два года за хранение оружия и в 2011 году вышел на свободу: «Выпустив Орича, Запад, таким образом, говорит, что за все должны нести ответственность сербы», — говорит Бондаренко.
Нежелание официальной Сербии признавать события в Сребренице геноцидом — серьезный камень преткновения в ее отношениях с Европейским союзом.
C приходом к власти Томислава Николича Сербия провозгласила курс на вступление в ЕС. Помочь Сербии в большем сближении с ЕС и НАТО сербскому правительству помогает экс-премьер Великобритании Тони Блэр, ставший советником сербского президента.
По мнению эксперта из Института Европы РАН Аллы Язьковой, обсуждение резни в Сребренице в том числе связано с «очень тяжелым экономическим положением» в Сербии: «Люди начинают искать, кто в этом виноват».
Хорватия ушла вперед — она уже член ЕС. «Сербия же в ближайшие пять лет точно никуда не вступит», — говорит эксперт.
В четверг в Сербию для обсуждения вопросов европейской интеграции должна прибыть канцлер Германии Ангела Меркель. Ожидается, что Меркель собирается поднять вопрос Сребреницы, а также налаживания отношений с Косово — это два главных условия, при которых Запад готов пригласить Сербию к членству в ЕС.