Экс-министр финансов Алексей Кудрин, выступая в четверг на Петербургском экономическом форуме, предложил задуматься о переносе президентских выборов на более ранний срок по аналогии с выборами в Госдуму.
«Мне кажется, нам нужно, если мы приближаем выборы Госдумы, приблизить выборы президента и объявить новую программу реформ, которую легче проводить, имея мандат доверия на ее проведение», — высказал идею бывший министр.
Позже в интервью «Эху Москвы» Кудрин развил мысль. По его словам, главы государств перед выборами, как правило, не проводят серьезных реформ, равно как и спустя несколько лет после избрания. Обычно реформы начинаются сразу после выборов.
«Все президенты все структурные реформы начинают в первые же месяцы. Не каждый президент в разных странах во время предвыборной кампании озвучивает все свои будущие структурные реформы. Он потом что-то доделывает или дообъясняет», — говорит Кудрин. Правда, есть и примеры обратного характера: «В этом смысле я привел пример с Назарбаевым. Назарбаев на полгода ускорил свои выборы и объявил программу структурных реформ».
На какой именно год, по его мнению, целесообразнее переносить кампанию, Кудрин не ответил, сказав, что «всегда все нужно взвешивать».
Это нереализуемо
Экс-министр финансов стал не первым, кто затронул тему переноса президентской кампании в контексте ожидающегося переноса думской с декабря 2016 года на сентябрь.
16 июня известный экономист и член Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина Евгений Гонтмахер в колонке для «Ведомостей» выдвинул предположение, согласно которому реальной причиной, побудившей власть пойти на сдвижение срока парламентских выборов, стало намерение провести досрочную президентскую кампанию: «Возможно, мы стоим на грани объявления досрочных президентских выборов, которые могут пройти весной следующего года», — пишет экономист. По его мнению, «думская инициатива призвана ввести в российский политический оборот понятие досрочности в выборы федерального уровня».
Причиной, по которой глава государства может решиться на досрочную кампанию, Гонтмахер называет возможное ухудшение социально-экономической ситуации: «Путин, видимо, догадывается, что социально-экономическая ситуация в стране будет еще не один год ухудшаться. И кто ж его знает, какие будут народные настроения весной 2018 года (когда по закону должны пройти президентские выборы. – «Газета.Ru»)?» – задает риторический вопрос эксперт.
Председатель совета директоров близкого к Кремлю Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Дмитрий Бадовский заявил «Газете.Ru», что идея Кудрина, равно как и предположение Гонтмахера, «явно не имеют под собой практических расчетов и оснований».
«Это нереализуемо с точки зрения законодательства», — утверждает Бадовский.
По его словам, вариант проведения досрочных выборов с участием в них Путина исключен, так как п. 3 ст. 6 закона о выборах президента гласит: в случае, если глава государства досрочно уходит в отставку, он не имеет права выдвигаться кандидатом на вновь назначенных выборах.
Сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос» Андрей Бузин считает, что, если власть и пойдет на перенос президентских выборов, то сделает это, руководствуясь той же логикой, что и при переносе думских. Иначе говоря, не объявляя их досрочными, совместит кампанию с единым днем голосования в сентябре. В этом случае выборы президента могут пройти на полгода раньше – не в марте 2018 года, а в сентябре 2017-го.
Бузин напоминает: законодатели, аргументируя перенос парламентской кампании, упирают на то, что проведение выборов в Госдуму на три месяца раньше – это незначительное сдвижение по срокам. «Их основная логика, что нигде не указано, как точно исчисляются сроки полномочий Госдумы», — говорит эксперт.
От сторонников переноса думской кампании действительно неоднократно звучали аргументы о том, что пятилетний срок полномочий парламента, прописанный в Конституции, не стоит понимать буквально. Выборы в нижнюю палату-де никогда не проводились ровно день в день.
«Если президентские выборы пройдут на полгода раньше, то подобная логика может быть использована и здесь», — полагает Бузин. Впрочем, вряд ли подобное решение уже принято.
«Пока у администрации президента недостаточно оснований предполагать усиление напряженности в стране, которая могла бы повлиять на исход кампании. Это (ухудшится ситуация или нет. – «Газета.Ru») можно прогнозировать только в следующем году», — говорит эксперт.
Сдвинуть президентскую кампанию на осень 2017-го нельзя по закону, возражает, однако, Бадовский: «Формула единого дня голосования предполагает, что выборы в органы госвласти проходят в год истечения их конституционных полномочий». Это значит, что выборы президента теоретически можно было бы предложить провести в единый день голосования в сентябре 2018 года, а в сентябре 2017-го – нельзя. Конституционные полномочия президента истекают именно в 2018 году».
Бузин соглашается, что для реализации идеи переноса президентских выборов действительно нужно будет менять законы «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» и «О выборах президента». Однако это не является серьезным препятствием для власти: «У нас было принято более восьмидесяти законов, вносящих изменения в закон «Об основных гарантиях...». Вот Конституцию менять – это действительно другое дело».
Дискуссии идут
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не стал комментировать предложение Алексея Кудрина о переносе президентской кампании: «Это новое заявление. Наверняка политологические, экспертные круги наряду со всеми остальными идеями, которые обсуждаются, будут обсуждать и эту», — заявил он. По словам Пескова, ему неизвестно, обсуждали ли Путин и Кудрин идею переноса президентских выборов между собой.
Высокопоставленный источник в Кремле заявил «Газете.Ru», что перенос президентской кампании на более ранний срок не обсуждается. «Это все глупости», — утверждает он. Собеседник, близкий к руководству страны, ранее в беседе с «Газетой.Ru» утверждал, что у Путина нет и не может быть заинтересованности в переносе выборов: «У нас что, все рушится? У президента огромный рейтинг, зачем ему это, ради чего?»
Ради того, чтобы успеть переизбраться до серьезного ухудшения экономической ситуации, которое граждане в полной мере ощутят на себе, говорит в свою очередь источник, близкий к Кремлю. В администрации президента, по его словам, действительно размышляют о переносе кампании.
Еще один собеседник, близкий к Кремлю, говорит, будто есть идея совместить выборы президента с выборами в Госдуму в 2016 году. Он утверждает, что власть «начинает думать» о том, что в случае смещения сроков выборов надо делать ставку не только на традиционный путинский электорат, но и на условных «белоленточников». «Вопрос в том, с какой повесткой к ним идти», — рассуждает собеседник «Газеты.Ru».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что власть может иметь в виду два варианта развития событий — либо переносить выборы, либо оставить все как есть: «Два варианта лучше, чем ни одного».
Однако вариант совмещения президентской кампании с парламентской он считает нереальным: «Это Путину не нужно. Он сейчас абстрагируется от партийной борьбы». А вот проведение выборов главы государства на полгода раньше, осенью 2017-го, может иметь под собой основания. Шесть месяцев — достаточный срок для того, чтобы поменялась картина общественного мнения: «История помнит примеры, когда рейтинг президента обрушивался за довольно короткое время». Эксперт напоминает, что в 1991 году у Бориса Ельцина все было в порядке с рейтингом, но в течение следующего года ситуация изменилась настолько, что к 1993-му на парламентских выборах победила уже ЛДПР.
«Электоральную картину перенос выборов никак не меняет», — считает политолог Леонид Давыдов.
В обществе есть определенный «консенсус» по поводу того, что президентом должен быть Владимир Путин, выборы — это его подтверждение.
«Чем раньше оно (подтверждение. – «Газета.Ru») состоится, тем раньше возможна перезагрузка как внешней, так и внутренней политики. Под последним я имею в виду отставку правительства», – объясняет логику возможного переноса президентских выборов политолог.
Давыдов напоминает, что в конце 2016 года изберется новый президент США. Владимиру Путину для усиления позиций, возможно, будет выгодней вести диалог с новым лидером в статусе избранного президента, а не руководителя страны, срок полномочий которого подходит к концу.