Бильдербергский клуб берет свое название от одноименного отеля в голландском городе Остербеке, где в 1954 году состоялось первое заседание клуба. Участником конференции стал американский миллиардер Дэвид Рокфеллер — человек, которого часто называют одним из самых влиятельных игроков мировой политики, несмотря на его почти 100-летний возраст.
Рокфеллер также является основателем «Трехсторонней комиссии», идея которой состояла в том, чтобы давать правительствам советы по управлению своими государствами. Считается, что идея создания комиссии родилась у миллиардера во время выступления на одном из заседаний клуба.
Конференции «бильдербергеров» проходят ежегодно, всегда в закрытом режиме. Участники в основном являются влиятельными политиками, бизнесменами и банкирами.
Актив клуба состоит почти из четырехсот человек, треть которых составляют американцы, остальные — европейцы и представители развитых азиатских государств. Попасть на заседание клуба можно только по личным приглашениям. По итогам встреч не принимается никаких резолюций или заявлений.
Сергей Гуриев заявил «Газете.Ru», что, согласно правилам Бильдербергского клуба, он не может распространяться о содержании дискуссий, однако отметил, что это не первое приглашение в его адрес: «Меня и раньше приглашали, но я был в эти дни занят. В этом году смогу поехать».
Гуриев ранее был ректором Российской экономической школы, в 2013 году переехал во Францию, опасаясь политического преследования из-за своей общественной деятельности. Причиной стало так называемое «дело экспертов», которое получило широкую известность после вызовов на допрос в СК участников экспертизы по второму делу ЮКОСа. Гуриев был одним из тех, кто принимал участие в экспертизе.
Стоит отметить, что бывший ректор РЭШ — не первый россиянин, который участвует в работе Бильдербергского клуба. В разное время его посещали «отец российской приватизации» Анатолий Чубайс, основатель партии «Яблоко» Григорий Явлинский, бизнесмен Алексей Мордашов.
Среди участников клубных конференций были и такие влиятельные фигуры, как глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке, министр обороны США Дональд Рамсфельд, премьер Великобритании Тони Блэр.
Широкой публике о заседаниях Бильдербергского клуба стало известно в 1957 году. Тогда американский обозреватель Вестбрук Пеглер написал статью о странном собрании известных государственных деятелей в штате Джорджия. Сам обозреватель узнал о собрании от читателя, который сообщил, что, отдыхая в одном из местных отелей, он заметил большое скопление федеральных агентов и полицейских.
Закрытость клуба породила многочисленные слухи о том, что встречи его участников — не что иное, как собрание «мирового правительства».
Британское издание The Financial Times писало в 1975 году, что «даже если это и не является плодом конспирологий, он управляется так, что создает имитацию таковой».
Американский историк и писатель Пол Джефферс в бестселлере «Конспирология Бильдерберга», вышедшем в 2009 году, рассказывает, что заседания клуба проходят следующим образом: сначала идет панельная дискуссия по каким-либо событиям, затем дискуссия переходит в свободный режим. Делегаты обмениваются информацией друг с другом, но правила таковы, что впоследствии они могут использовать полученные сведения, однако не имеют права называть источник их получения. Во времена «холодной войны» гости обсуждали такие проблемы, как советская военная угроза, отношения Европы и США.
В своей книге Джефферс приводит мнения тех, кто посещал собрания клуба в разные годы: одних восхищала возможность обсуждать мировые темы в порядке свободной дискуссии, другие говорили, что все происходившее на встречах было сплошной банальщиной.
Упоминания о Бильдербергском клубе часто встречаются в публикациях зарубежных и отечественных конспирологов, которые считают его подобием масонской ложи.
«Задачей основателей этой организации было создание закрытой структуры, осмысляющей функции Запада, общая координация усилий стран Запада для утверждения мощи и интересов западного мира, «золотого миллиарда», — говорил о клубе философ-охранитель Александр Дугин.